урок физики в 8 классе "Мир сквозь очки"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Костюнина Ольга Анатольевна

Разработка урока в 8 классе "Мир сквозь очки" в разделе "Оптические явления" для изучения глаза и его дефектов. Включает конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochki.rar360.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе

по теме "Мир сквозь очки"

Цели урока: 

  1. Познакомить обучающихся со строением глаза как оптической системой.
  2. Расширить знания о свойствах глаза, гигиене зрения.
  3. Показать обучающимся, каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию представлений человека о единстве и взаимосвязях в окружающем мире.
  4. Развивать интерес к предметам естественнонаучного цикла.

Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдается ему».

В.Гете.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска или экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос по теме «Линзы»:

  1. Собирающие линзы, ход лучей, построение изображения,
  2. Рассеивающие линзы, ход лучей, построение изображения.

Мы с вами изучили устройство и принцип действия фотоаппарата. Фотоаппарат – один из оптических приборов, созданных руками человека. В 1839 г. французский художник и изобретатель Луи Дагер получил первую в мире фотографию.

На уроках биологии вы изучили строение глаза. Орган зрения, глаз, во многих отношениях представляет собой довольно совершенную оптическую систему. В целом, это шаровидное тело диаметром около 2,5 см, называемое глазным яблоком. Непрозрачная и прочная оболочка – склера, прозрачная и выпуклая ее передняя часть называется роговица. С внутренней стороны склера покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из кровеносных сосудов, питающих глаз. Напротив роговицы сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, не одинаково окрашенную у разных людей. В радужке имеется отверстие – зрачок, диаметр которого может меняться. Радужка играет роль диафрагмы, регулирующей доступ света в глаз. При ярком освещении зрачок уменьшается.
Внутри глазного яблока за радужкой расположен
хрусталик – двояковыпуклая линза из прозрачного вещества с показателем преломления п =1,4. Хрусталик окаймляет кольцевая мышца, которая может изменять кривизну его поверхности, а значит, и его оптическую силу. Сосудистая оболочка внутри глаза покрыта разветвлениями светочувствительного нерва, особо густыми напротив зрачка. Это сетчатка глаза, на ней получается действительное, перевернутое и уменьшенное изображение предметов, даваемое оптической системой глаза. Пространство между сетчаткой и хрусталиком заполнено стекловидным телом. Роговица, хрусталик и стекловидное тело – система оптических линз глаза. Зрачок и радужка – диафрагма глаза, а на сетчатке получается изображение предметов. Деятельность мозга позволяет нам видеть все предметы, получаемые на сетчатке, в нормальном положении.

Задание по группам: сопоставить устройства фотоаппарата и глаза. Контроль - взаимопроверка и самопроверка.

III. Работа над темой урока

Вступительное слово учителя:

Глаз – это 90% информации об окружающем нас мире. Представьте себе, что вы идете по оживленной улице какого-то города и вдруг недостатки зрения превратились в недостатки ног; тогда более 50% пешеходов начнут хромать или вообще не смогут ходить без костылей, или вынуждены прибегнуть к инвалидным коляскам. Если вместо улицы взять школьный стадион, например, то пострадавших будет более 40%. Современная цивилизация облегчила значительную часть каждодневного труда, освободила от многих житейских забот, но увеличила нагрузку на глаза. Многие страны Европы, Америки превращаются в страны "очкариков", т.к. это дефект зрения – дефект цивилизации. Исследования показали, что 95% младенцев рождаются с нормальным зрением. С возрастом процент людей с недостатками зрения увеличивается. Недостатки зрения создаются повышенной нагрузкой на них и условиями, при которых глаза совершают работу. Чтобы мы могли чувствовать себя «как рыба в воде», «как птица в воздухе», мы должны беречь свои глаза. Но сначала давайте узнаем об этом изобретении природы и его дефектах.

У человека с нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза. Эта точка – фокус. Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью. Близорукость, или миопия, – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке глаза, а ближе к хрусталику. Поэтому изображения удаленных предметов оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу. Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Развивается миопия обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего дефект зрения развивается к 16—18 годам. Близорукость почти никогда не проявляется у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки).

Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления сходятся в фокусе позади сетчатки. Человек хорошо видит далеко отстоящие предметы и плохо – расположенные вблизи. Этим дефектом страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. Видимость предметов меняется с возрастом человека: 10-летний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость.

Для устранения дефектов глаза необходимы очки, и сейчас ваша задача в группах выполнить задание: какие линзы необходимо установить в очки дальнозоркого и близорукого человека для улучшения зрения? Контроль - взаимопроверка и самопроверка.

Для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления рекомендуется гимнастика для глаз. Например:

  1. Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться напротив центра зрачка. Представьте, что тепло ваших рук сконцентрировалось в центре ладони. Направляйте это тепло в глаза в течение 1 мин.
  2. Вытяните правую руку перед собой, выпрямив кисть, и зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Не поворачивая головы и сопровождая ноготь только глазами, поверните руку вправо так, чтобы она составила одну линию с правым плечом. Затем перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Выполнив это 5–10 раз, повторите то же самое с левой рукой.

IV. Обобщение изученного материала, подведение итогов урока.

Итак, наш урок подходит к завершению. Хотелось бы подвести некоторые итоги.
Мы живем в мире разнообразных световых явлений, многие из которых нам кажутся загадочными и необычными. С помощью зрения мы наблюдаем окружающий мир, вечерние зори, радугу, плывущие по небу облака… С помощью глаз мы видим все вокруг нас, а ведь порой даже не задумываемся о том, а как это происходит у человека и других живых существ в природе. Для нас это естественно так же, как и дыхание. На основе физических законов возникла вся современная оптическая техника. Но самым ценным и главнейшим для нас является живой оптический прибор – наш орган зрения – глаз. Давайте все относиться к нашим глазам как к необыкновенному чуду, очень ранимому, но такому незаменимому в нашей жизни. Всего вам доброго!

Список используемой литературы:

1. А.В.Перышкин «Физика-8», М., Дрофа, 2007 г.
2.
С.В.Громов, Н.А.Родина «Физика-9», М., Просвещение, 2003 г.
3.
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек. 8 класс», М., Дрофа, 2006 г.
4.
А.В.Перышкин, В. П. Чемакин «Факультативный курс физики», М., Просвещение, 1980 г.
5.
 Н.Орлова «Про глаза от «А» до «Я», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока МХК "Образ матери сквозь века"

конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...


 

Комментарии

очень интересная разработка,беру себе на вооружение.