Урок по физике СИЛЫ
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Озарничук Марина Владимировна

Разработка урока по физике в 7 классе. Знакомство с видами сил. Сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sily_7_kl.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 7 класс

Сила. Виды сил.

Цель: 1. Дать понятие силы

2. Познакомить с силой всемирного тяготения, силой тяжести, силой упругости, силой трения.

Оборудование: проектор, экран.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство учащихся с понятием «сила»
  2. Знакомство учащихся с различными видами сил

Развивающие:

  1. Развитие у учащихся навыков работы с формулами, грамотно излагать свои мысли, выступать перед слушателями, рассуждать, делать выводы
  2. Развитие исследовательских навыков, работы с дополнительным материалом

Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся понятия единой картины мира

Форма занятия: эвристическая беседа

Опережающее задание: одному учащемуся подготовить краткий доклад об Исааке Ньютоне.

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

К уроку прилагпется мультимедийная презентация и электронный тест.

Использованная литература:

  1. Учебник физики «Физика-7» Перышкин, Гутник.
  2. Электронные тесты под редакцией Арзиповой А.И. «Зажги огонек»
  3. Материалы интернет-сайтов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ньютон 

http://uchim.net/physics/presentations/

http://900igr.net/prezentatsii/fizika/Fizika.html

http://www.uchportal.ru/load/40

План урока:

  1. Объяснение нового материала (по ходу объяснения демонстрируется презентация).

 Учитель: Если на тело не действует ни какое другое тело, то первое тело сохраняет свою скорость неизменной. С этим явлением мы познакомились с вами несколько уроков назад. Вспомните, как называется это явление?  

Ученики вспоминают и называют явление инерции.

Учитель: Значит, чтобы тело изменило свою скорость, что должно произойти?

Ученики отвечают: на тело должно подействовать другое тело.

Слайд 2.

Учитель: На тело может действовать другое тело и тогда это явление называется – действие, а могут тела действовать  друг на друга одновременно, и тогда такое явление называют – взаимодействие.

Металлический шарик двигался вверх. Останется ли его скорость неизменной, когда рядом поместят магнит?

Ученики: конечно нет, шарик изменит направление своей скорости.

Учитель: Это пример действия магнита на шарик.

Слайд 3.

Мачик ударяется о стену. Останется ли направление скорости мячика прежним?

Ученики: нет, направление его скорости изменится.

Учитель: Это пример взаимодействия. Изменяется скорость мячика, а стены нет, почему?

Ученики: стена закреплена и имеет большую массу.

Учитель: правильно. При действии одного тела на другое или при взаимодействии происходит изменение направления  скорости тела. Именно, характеристику действия или взаимодействия тел и называют силой.

Слайд 4.

Учитель: Сила обозначается английской буквой  F.

Слайд 5.

Учитель: Сила  измеряется в Ньютонах. По фамилии ученого Исаака Ньютона, поэтомк пишется с большой буквы.

Слайд 6.

Учитель: Сила определяется тремя параметрами:, направлением, величиной (модулем), точкой приложения. Направление указывается стрелкой и такие величины называются векторными. Длина каждого вектора – это его модуль или численное значение. Чем больше величина силы, тем длиннее вектор мы будем рисовать. Все силы у нас на рисунке выходят из центра тела. Это и есть точка приложения сил. Мы познакомимся с вами с разными силами и каждая сила может иметь свою точку приложения.

Слайд 7.

Учитель: Сила притяжения между всеми телами в мире называется силой всемирного тяготения. Закон всемирого тяготения был открыт Исааком Ньютоном.

Слайд 8.

Ученик: заранее подготовленный, делает краткий доклад о биографии И.Ньютона.

Слайд 9.

Учитель: Примерами проявления силы всемирного тяготения является падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца, приливы и отливы.

Слайд 10.

Учитель: Если имеет два тела массами  m1 и  m2 на расстоянии r  друг от друга, то тела притягиваются друг к другу с силой, прямопропорциональной массе каждого из этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. G – постоянная величина, получила название гравитационной постоянной и она равна 6,67*10 -11  Н*кг22.

Слайд 11.

Учитель: Сила тяжести – пример проявления силы всемирного тяготения между Землей и телом. Поэтому,сила, с которой все тела притягиваются к Земле называется силой тяжести. Всегда направлена вниз (к центру Земли). Обозначается - Fт.

Слайд 12.

Учитель: Допустим гиря подвешена на нити. Что произойдет, если нить перерезать?

Ученики: она упадет вниз.

Учитель: Почему гиря падает вниз?

Ученики: Её притягивает Земля.

Учитель: Правильно, на гирю действует сила тяжести и гиря движется вниз, к Земле. А что произойдет, если шарик столкнуть с опоры?

Ученики: он упадет вниз, на него тоже действует Земля.

Учитель: правильно и на шарик действует сила тяжести, поэтому он движется вниз.

Слайд 13.

 Учяитель:  Условием возникновения силы тяжести являлась Земля, а условием возникновения другой силы – силы упругости – является деформайия тела. Что мы понимаем под деформацией тела?

Ученики: изменение формы или объема тела.

Учитель: Правильно. Изменение формы или объема тела под действием внешних сил.

Слайд 14.

Учитель: Причина возникновения силы упругости  кроется в молекулярном строении тела. Если тело не деформировано – силы упругости нет. При сжатии сила отталкивания между молекулами стремится распрямить тело, а при растяжении – силы притяжения между молекулами стремятся сжать тело до прежних размеров. Именно изменение расстояний между молекулами и влечет за собой возникновения силы упругости.

Слайд 15.

Учитель: При малых деформациях выполняется закон Гука. Сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна его удлинению (сжатию) и направлена противоположно перемещению частиц тела при деформации. Fуп=-kΔL. Сила упругости обозначается Fуп.

Слайд 16.

Учитель: От чего же зависит сила упругости? Как мы видим, первое, это растяжение или сжатие тела. Это разность между длиной растянутого тела и длиной тела в исходном состоянии. Обозначается ΔL, измеряется в метрах.

Слайд 17.

Учитель:Следующая величина , от которой зависит сила упругости – это коэффициент жесткости K, измеряется в Н/м. Эта величина зависит от размеров тела и материала, из которого оно изготовлено. Под действием одной и той же силы две пружины растягиваются на разную длину, именно из-за коэффициента жесткости.

Слайд 18.

Учитель: Есть несколько сил упругости. Если тело подвешено на нити, то возникающая сила упругости называется силой натяжения нити и обожначается Т. Если тело лежит на опоре, то возникающая сила упругости называется силой реакции опорй и обозначается N.

Слайд 19, 20.

Учитель: Вот несколько примеров деформации тел, когда возникает сила упругости: ветки склоняются под тяжестью плодов, резиноые подтяжки, доска под ногами, подъемный кран поднимает груз и тд.

Слайд 21.

Учитель: Следующая сила, с которой мы познакомимся – это сила трения. При соприкосновении одного тела с другим телом возникает взаимдействие, припчтствующее их относительному движению, которое называется трением. При движении бруска вправо со скоростью V, возникает сила трения, направленная вправо. Обозначается сила трения – Fтрен. Сила трения  всегда направлена в сторону противоположную движению.

Слайд 22.

Учитель: Что же является причиной трения?

Ученики: Притяжение молекул разных веществ.

Учитель: Правильно. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Молекулы притягиваются и «мешают» продвижению тела.

Слайд 23.

Учитель: Различают несколько видов трения: трение скольжения – возникает, когда одно тело скользит по поверхности другого, трение качения – возникает, когда одно тело катится по поверхности другого и трение покоя – возникает, когда тело пытаются сдвинуть с места, но не могут.

Слайд 24.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое трение больше: скольжения или качения?

Ученики выдвигают разные версии. Учитель предлагает поэкспериментировать и посмотреть , какой карандаш быстрее скатится: если он лежит вдоль учебника или поперек?

Учитель: Мы проверили: быстрее скатывается карандаш, лежащий поперек книги. Значит, именно у него, возникает меньшая сила трения. То есть сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Слайд 25.

Учитель: Ребята, а трение вредное или полезное?

Ученики: выдвигают разные версии, приводят примеры.

Учитель: Силу трения можно увеличить с помощью песка, протекторов шипов, рукавиц. И силу трения можно уменьшить с помощью шлифовки, смазки, подшипников.

  1. Закрепление материала: Работа со всем классом с тестом «Зажги елочку».  Ребята отвечают в тетрадках, затем идет самопроверка. Исправления считаются ошибкой. Оценки не выставляются в журнал. Определяем, что нам не понятно и этому уделяем больше времени при подготовки домашнего задания.
  2. Домашнее задание: § 24 – 25, 30 – 31, разобрать вопросы к параграфам. Написать краткое сочинение «Что произойдет, если исчезнет сила трения?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике "Сила трения"

Открытый урок по физике "Сила трения"...

План-конспект урока по физике "Сила трения".

Урок практической направленности....

Урок по физике "Сила трения "за" или "против"

Данная разработка предназначена для изучения темы "Сила трения"  средних профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих техниче...

Урок по физике "Сила трения"

Цель: изучить явление  трение; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах примене...

Урок по физике "Сила"

Урок физики в 7 классе...