Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов
статья по физике на тему

Лаврентьева Светлана Владимировна
В статье описан опыт создания небольшого музея минералов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адрес презентации к этой статье

http://www.docme.ru/doc/60064/mini-muzej-kristallov-i-mineralov 

Короткий адрес: http://docme.ru/MCf 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Новосибирского района Новосибирской области -

ПЛОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ш К О Л А  № 111

Организация на базе школы

мини–музея

кристаллов и минералов

Автор:

Лаврентьева Светлана Владимировна,

 учитель физики

Плотниково, Новосибирская область,  2012

Школьный мини-музей кристаллов и минералов, руководителем которого я являюсь,  организован в нашей школе в 2007 году. Он стал небольшим филиалом музея истории школы, поэтому и называется мини-музей. Организация  такого необычного музея явилась итогом многолетнего проекта моих учеников: изучение свойств кристаллов на уроках физики и выращивание их в лабораторных условиях различными способами. За много лет образовался обширный фонд различных предметов, позволивший оформить несколько экспозиций.  Особый вклад в организацию музея внесли в 2008 году ученицы 9 класса Чернова Анна и Белозёрова Евгения, которые  не только выполнили традиционную часть по выращиванию кристаллов, но и завершили свой проект созданием особого продукта – музея, пусть и небольшого, материалы и экспонаты которого сейчас используются в качестве учебных пособий по физике, географии, химии, природоведению и истории. Собранные материалы используются как на уроках, так и для внеклассной работы. С течением времени музей перерос первоначальное направление «Кристаллы»  и стал мини-музеем кристаллов и минералов.

Получился  музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение,  во-вторых, адресным музеем,  музеем для детской аудитории [2]. И, в-третьих, наш музей относится к довольно редкому жанру – музей-лаборатория.

Цель деятельности мини-музея кристаллов и минералов – привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности. 

Задачи, которые приходится решать в ходе работы музея:

  1. овладение учениками всеми способами выращивания кристаллов;
  2. знакомство с технологиями музейной работы;
  3. поисковая работа на территории родного села Плотниково Новосибирского района Новосибирской области;
  4. подбор и оформление экспозиций мини-музея, создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды;
  5. комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников фонда наглядных пособий (экспонатов, книг, видеоматериалов);
  6. организация экскурсионной работы на базе школы;
  7. пополнение экспонатов и расходных материалов музея собственными силами и с привлечением возможностей социума.

Профиль нашего мини-музея – естественно-научный,  а по жанру, как уже сказано выше,  –  это музей-лаборатория (жанры  музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, определены известными музееведами Е.Л. Галкиной и М.Ю. Юхневич [2]).

Наш музей на практике реализует принцип «музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения [2].

Кроме того, деятельность музея строится ещё на некоторых  важных принципах:

 - научности, т.е. придания научного значения деятельности учащихся, приобщение их к научной картине мира, развитие научного мышления;

 - гуманизации, поскольку каждый ученик имеет право на свою систему ценностей, достоинство, уважение и индивидуальность, свободную мысль, отстаивание своих прав, не нарушающих прав других, доверие со стороны других, право на ошибку и вместе с тем несет ответственность за свое развитие и судьбу в гармонии с человеческим обществом и природой;

 - толерантности, так как в основе нашего музея — сотрудничество  между учениками разных классов и возрастов, что само по себе является сегодня особенно актуальным; толерантное отношение к другим — одна из главных идей образования;

 - гражданственности, т.к. содержание деятельности музея основывается на местном материале, зиждется на чувстве гордости за свою школу.

При работе в музее уровень мотивации у детей очень высок, так как выращивание кристаллов - одних из самых красивых и загадочных творений природы – процесс увлекательный.

   К тому же, ученики знают, что в настоящее время кристаллы имеют большое распространение в науке и технике, так как обладают особыми свойствами. Такие области использования кристаллов, как полупроводники, сверхпроводники, пьезо- и сегнетоэлектрики, квантовая электроника и многие другие требуют глубокого понимания зависимости физических свойств кристаллов от их химического состава и строения.

И, наконец, совместное созидательное творчество учителя и учеников разного возраста даёт возможность ученикам – расширить интересный круг общения, почувствовать себя сопричастным к нужному и полезному для всех делу, а учителю - соединить воспитательные и образовательные задачи в единое целое и помочь детям с интересом постигать науку физику, дать возможность самореализации и самоопределения.

Выполнить работу для музея может каждый ученик, но при музее постоянно действует актив из наиболее заинтересованных школьников.  

Активом  изучены и применяются азы музейного дела. Собраны материалы по музейным технологиям. Оформлены необходимые для функционирования музея документы. Создано пространство музея. В шкафах по всем правилам музейной методики расположены экспонаты, которые разделены на экспозиции. Оформление экспозиций соответствует принципам наглядности, доступности, научности. Ведётся экскурсионная работа. В настоящее время идёт работа  над созданием виртуальной версии музея с последующим размещением её на сайте школы.

Работа выполнена значительная:

- разработано Положение о мини-музее кристаллов и минералов;

- оформлен паспорт музея;

- оформлена опись экспонатов;

- разработан текст экскурсий;

- оформлен журнал отзывов;

- материалы проекта выставлены на школьном сайте www.S_111_plotn.nov.edu54.ru ;

- собрана небольшая медиатека (книги, диафильмы, видеофильмы, CD- диски, наборы открыток, научно-популярные журналы, содержащие материалы о кристаллах и минералах);

- учениками разработаны дидактические материалы: книжка-раскладушка «Свойства кристаллов», викторина «Кристаллы», создана мультимедийная презентация «Школьный мини-музей кристаллов», буклеты о мини-музее, разнообразные доклады;

  1. оформлены экспозиции: «Моно- и поликристаллы», «Минералы кристаллического происхождения», «Минералы органического происхождения»,  «Сувениры из кристаллов», «Минералы – сокровища Земли»;
  2. созданы макеты кристаллов из бумаги;
  3. оформлена выставка фотографий «Удивительное в камне»;
  4. Собраны модели кристаллических решёток.

Экспозиционно-выставочное пространство музея оборудовано в кабинете физики и  умещается на полках трёх шкафов для наглядных пособий. На полки установили вставки в виде лесенок, чтобы увеличить площадь и степень наглядности. Невыставленные экспонаты и лабораторное оборудование для выращивания кристаллов хранятся в  физической лаборатории.

Работа в мини-музее ведётся  по таким же направлениям, или секциям, как и в любом школьном музее [1], за небольшим исключением:  деятельность лаборатории по выращиванию кристаллов,  лекторско-экскурсионная,  фондовая,  оформительская, поисковая,  исследовательская и научная.

Конечно, самая главная секция – это лаборатория по выращиванию кристаллов. Учениками освоены все способы выращивания кристаллов: из раствора, из расплава, из газообразного состояния. Реактивы для работы приобретаются разными путями: медный купорос покупаем в магазине, стрептоцид и салициловую кислоту – в аптеке, алюмокалиевые квасцы, хроматы калия, натрия и аммония, фотографический фиксаж и другие сложные вещества – подарок лаборатории Новосибирского оловокомбината и результат взаимодействия с Новосибирским химико-технологическим колледжем, а также с группой фотографов, приезжающих ежегодно в школу. В 2011 году открыли ещё один источник – в продаже появились наборы «Радуга кристаллов» с фосфатом  моноаммония.  

Члены научной секции готовят различные сообщения по материалам музея, пишут рефераты, разрабатывают проекты. Например, ученицы 8 класса Рудт Марина и Гусельникова Татьяна в 2008 году  выполнили исследовательский проект  «Свойства янтаря». Работа была представлена на районной научно-практической конференции, где заняла 2 место, затем работа была опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». Работа Осипова Кирилла (7 кл.) «Снежинка» отмечена дипломом областной научно-практической конференции «Эврика».

Поисково-исследовательская деятельность лежит в основе процесса пополнения экспонатов, и организации новых экспозиций.  Благодаря постоянному поиску наш музей находит новые связи среди жителей села Плотниково и города Новосибирска, укрепляет уже имеющиеся отношения. Так, благодаря тому,  что музей посещают не только ученики, но и родители или гости из других школ и просто заинтересовавшиеся люди, в музее появилась экспозиция «Минералы органического происхождения»,  составленная из экспонатов, переданных в дар  музею посетителями: кораллы, янтарь, речной жемчуг.  Экскурсия в мини-музей вдохновила учеников 2 класса к сбору коллекции камней на территории нашего села, идентификацию которых проводили специалисты минералогического музея Новосибирска, куда выезжали школьники. Второклассниками найдены на территории села Плотниково весьма разнообразные экземпляры: диопсид, сидерит, серпентин, известняк окварцованный, сланцы и даже яшма. Из этой коллекции оформлена отдельная экспозиция.

        Участники лекторско-экскурсионной секции проводят экскурсии для учеников начальной школы, для учащихся среднего звена, изучающих вопросы геологии на уроках географии, рассказывают о способах выращивания кристаллов, о минералах и горных породах нашей местности, проводят викторины, показывают диафильмы, видеофильмы, т.е. популяризируют накопленные материалы.  Рассказывая о деятельности музея, дети учатся грамотно вести беседу, формулировать свои мысли, вести диалог и отвечать на вопросы слушателей.

Особую ценность всей этой работы вижу в том, что музейное дело предоставляет возможность развивать у школьников организационно-коммуникативную культуру, вырабатывать определенный стиль общения: «ученик — ученик», «ученик — учитель», «ученик — родитель», «экскурсовод — аудитория», в котором присутствуют доброжелательность, гуманизм, уважение, радость общения, стремление к взаимопониманию. В нашем музее воплощена идея сотворчества учащихся, учителей,  родителей и местного социума. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности позволило сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания [2].

Как и задумывалось, музей  оживляет  учебный процесс, приобщает  детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, прививает навыки исследовательской работы.

Работа нашего мини-музея  неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В селе, расположенном далеко от большого города, наш маленький музей стал одним из факторов в расширении образования, в воспитании подростков, он стал небольшим культурным центром и украшением школы.

Использованные источники информации:

1 . http://www.sibuch.ru/_OLD/article.php

Организация работы школьного музея в условиях школы с углубленным изучением французского языка Раздел: Музей в образовании Домбровская Н. Ю. ,учитель французского языка (высшая квалификационная категория), руководитель школьного музея «Нормандия — Неман», МОУ «СОШ № 70 с углублённым изучением французского языка» города Новосибирска;

         

2 . http://59209s036.edusite.ru/p12aa1.html   Виртуальное объединение педагогов "Поисково-исследовательская деятельность учащихся" Организация работы школьных музеев;

3 . "Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

Презентация мини-музея в ДОУ № 44

https://cloud.mail.ru/home/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F1.pptx...

Проект мини-музея

мини-музей военной техники...

Образовательное пространство мини-музея в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт использования мобильного мини-музея на базе ДОУ...

Проект создания мини-музея "Военная техника"

Проект был создан в старшей группе...

Проект мини-музея "Югорская долина"

     Данный проект  мини-музея «Югорская долина»  разработан на основе изучения исторического материала о малочисленных народах Севера – ханты и манси, личного опыта...

Создание табличной базы данных «Школа»

Домашняя практическая  работа.11 класс...