урок по теме Механика
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок изучение нового материала на тему "Механическое движение" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ikt.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Механическое движение

Цель урока: формирование представления о механическом движении как одном из видов движения в физике; стимулирование познавательного интереса; развитие критического мышления.

Задачи:

- ввести понятие «механическое движение»;

- показать различия между механическим равномерным и механическим неравномерным видами движения;

-  развивать познавательный интерес и интерес к предмету посредством использования ИКТ.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: 

Оборудование: мультимедиа комплекс.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка присутствующих. Приветствие.

  1. Переход к изучению нового материала.

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, давайте  вспомним:

- единицы измерения СИ;

- кратные и дольные единицы измерений (слайд 2).

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с понятием «Механическое движение».

Запись числа и темы урока на доске.

Следует сказать, что механическое движение является одним из самых простых видов движения. Такое движение наблюдается в повседневной жизни очень часто. Движение машин, самолетов, людей мы наблюдаем всегда. Но и в тех случаях, когда что-то кажется неподвижным, например дерево за окном, не торопитесь с выводами: дерево медленно, но растет, а по стволу поднимается сок. Если внимательно присматриваться к явлениям, то не найдется ни одного, которое так или иначе не было бы связано с движением.

  1. Изучение нового материала.

Попробуйте определить, как проявляется движение в таких явлениях: нагревание воды в сосуде, горение свечи. Понятие движение имеет широкий смысл. Иногда так называют любое изменение,  происходящее в природе. Давайте, используем его в более узком смысле, и будем говорить о механическом движении.

Основным в определении механического движения является факт наличия минимум двух тел. Говорить о механическом движении, рассматривая только одно тело бессмысленно.

Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. (слайд 3)

Одно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки). (слайд 4,5)

При рассмотрении механического движения мы всегда указываем, относительно какого тела рассматривается движение.

В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, неподвижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т.д.

При изучении механического движения форма и размер тел часто не имеют особого значения.

Самолет, который летит из Москвы в Пермь, имеет линейные размеры много меньше, чем расстояние между городами. В таких случаях, когда размеры тела не влияют на содержание физического процесса, используют понятие «материальная точка». (слайд 6) Это понятие наподобие понятия «геометрическая точка». Материальная точка в физике обладает массой или зарядом.

1. Линия, вдоль которой движется материальная точка,   называется траекторией (слайд 7,8).

Следует особо отметить, что форма траектории зависит от выбора системы отсчета.

Точки обода колеса велосипеда относительно рамы движутся по окружности, а относительно Земли по более сложной кривой - циклоиде. (слайд 9,10)

Длина траектории называется пройденным путем. За единицу пройденного пути принят 1м. Производными единицами пути являются:

1 см = 10 мм 

1 км = 1000 м

1дм = 10см

Форма траектории зависит от тела отсчета, относительно которого движется исследуемая материальная точка. Так при движении яблока, падающего с полки движущегося вагона, относительно пассажира, сидящего в вагоне, траектория яблока прямая линия, а относительно человека, стоящего на платформе, траектория того же яблока кривая линия.

 Форма траектории движения  тела относительна (слайд 10). Траектория движения планет по небосводу кажутся очень сложными. Причина в том, что их наблюдают с движущейся Земли, которая является телом отсчета. Если же в качестве тела отсчета принять Солнце, то траектории планет представляет собой кривые, мало отличающиеся от окружностей, в центре которых почти точно находится Солнце. Из курса математики известно, что положение точки на прямой определяется одной ее координатой. В каждый момент времени движущаяся точка будет иметь вполне определенную координату. Это значит, что координата движущейся точки есть функция времени. Если в какой-то момент координата точки Х=4м, а в Другой момент времени X  =5м координата изменилась на 1м.

Отрезок, равный разности координат движущейся материальной точки за данный промежуток времени, называется перемещением материальной точки за этот промежуток времени. Перемещение характеризуется модулем и направлением, может быть как положительным, так и отрицательным. Путь равен перемещению, если материальная точка движется в одном направлении. Если же точка движется сначала в одном направлении, а потом в обратном, то пройденный путь будет равен сумме модулей перемещений в обоих направлениях.

Различают два вида механического движения равномерное и неравномерное. (слайд 11,12,13, 14, 15)

  1. Закрепление.

- Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких — в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

- Прямолинейно или криволинейно движутся следующие тела: человек на эскалаторе метро; лыжник, прыгающий с трамплина; гиря часов; игла швейной машины; стрелки часов?

- Укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста, полет воздушного шара, движение плота по реке, скоростной бег конькобежца.

- Самолет взлетает с движущегося в том же направлении авианосца. Одинакова ли скорость самолета относительно авианосца и моря?

- Начертите траекторию какой-либо точки на ободе колеса движущегося вагона относительно вагона; относительно поверхности. Земли.

Задачи на смекалку:

  1. Ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется фЛаг, которым украшен шар?
  2. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а) относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?
  3. Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.
  4. С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите перемещение. На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.

Работа с мультимедиа презентацией у доски (слайд 16,17,18,19)

  1. Домашнее задание.

 §13,14, вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку по теме "Золотое правило механики"

Задания для самостоятельного изучения темы "Золотое правило механики". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Физика. 7 класс. - М.:...

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»

Контроль за знаниями и умениями обучающихся, приобретенных при изучении темы в виде игры "Морской бой", в ходе игры обучающимся предоставляются вопросы в виде теста....

Урок – отчет о выполнении физического практикума по теме «Механика», 10 класс

В методе естественно – научного познания тесно переплетены две стороны: теоретическая и экспериментальная. В основе эксперимента лежат измерения, которые по своей сущности всегда сопровожд...

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...

Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике"

Интерес к физике у большинства обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках кажд...

Урок на тему "Механик тибәнешләр һәм дулкыннар"

Урок на тему "Механик тибәнешләр һәм дулкыннар"...

Презентация обобщающего урока по теме "Механика" 9 класс

Данную презентацию можно использовать как обобщающий материал по изученной теме.Презентация построена в форме игры, что является нетрадиционной формой урока. Презентацию можно использовать на факульта...