Конспект урока "Основные положения МКТ"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Бибикова Ирина Николаевна

Электронный плакат в учебном процессе.

(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 10.zip22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока.

Электронный плакат в учебном процессе.

(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)

Учитель физики: Бибкова И. Н.                     МАОУ СОШ №11гКалининграда

Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения все новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов. Данный урок построен на необходимость в сведениях о молекулярном строении вещества с использованием компьютерных учебных программ. Главная задача– напомнить учащимся основные постулаты МКТ, показать их место в современной системе научных знаний.

Целесообразно рассмотреть историю развития атомно-молекулярных представлений о строении вещества, особое внимание следует уделить философскому аспекту качественных изменений в поведении сложных систем, связанных с большим количеством частиц, из которых они состоят. Компьютерные учебники, уроки, репетиторы, тренажеры, контролирующие программы, справочники, энциклопедии, электронные библиотеки - их назначение дать новую учебную информацию; закрепить усвоенное; проконтролировать результаты изучения. Компьютер оптимально решает такие проблемы, как:

мультимедийность;

адаптивность;

многотерминальность;

интерактивность;

подконтрольность индивидуальной работы учащихся.

Электронный плакат может быть использован в качестве:

1 наглядного пособия на уроке при объяснении нового материала; основы для закрепления пройденного материала;

2 иллюстративного материала, сопровождающего ответы учащихся при опросе.

3 иллюстративного материала к сообщениям или докладам;

4 наглядного пособия для самообразования по предмету.

Электронный плакат содержит множество разнообразных медиобъектов, благодаря которым значительно расширяются возможности его использования в различных видах учебной деятельности.

1Электронные плакаты обеспечивают учителя всем необходимыми качественными материалами и дают возможность работать с ними в рамках технологии проблемного обучения.

2С помощью плакатов можно организовывать тренинг по решению задач.

3 Содержание плаката способствует гуманизации преподавания физики.

5 Материалы плаката можно использовать в проектной деятельности.

6 Содержание и функционал плакатов позволяет широко применять пособие при организации дифференцированного подхода в обучении.

7 Конспект плаката можно распечатать и использовать в качестве раздаточного материала.

8 Электронный плакат - современное средство обучения, которое позволяет значительно сократить использование классической или маркерной доски для формирования визуального сопровождения при работе с учебным материалом.

 

Конспект урока

Тема урока: «Основные положения МКТ».

Тип урока: комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.

Цель урока: Рассмотреть, изучить основные положения молекулярно – кинетической теории строение вещества.

Задачи урока:

  1. Раскрыть сущность основных положений МКТ.
  1. Сформулировать основные положения МКТ.
  1. Сформировать устойчивые знания.
  1. Развивать умения объяснения физических явлений на основе полученных знаний.

Оборудование:

  1. Компьютер, интерактивная доска, цифровой проектор.
  2. Интерактивный плакат «Молекулярная физика. Часть 2»

        Домашнее задание:  

        План урока:

1.        Организационный момент.

2.        Изучение нового материала.

3.        Закрепление.

4.        Домашнее задание.

Название

этапа

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Использование плаката "Основные положения мкт"

Прогнозируемый результат

Организационный

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок

Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок

Создание рабочего настроя на урок

Изучение нового материала

Постановка цели и задач урока

Изучение нового материала.

1 История развития взглядов о строении вещества(Демокрит Ломоносов)

2 Все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул и атомов.

3 Частицы двигаются непрерывно и хаотично.

4 Молекулы взаимодействуют между собой силами притяжения и отталкивания.

Осознают цели и задачи урока

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал, просматривают предложенные модели и на основе рассказа учителя и приводимых примеров приходят к осознанию правильности молекулярно - кинетической теории строение вещества.

В беседе по новому материалу приводят свои примеры доказательства МКТ.

1Биографии

2 3Д молекулы; фотографии; оценка масс молекул; оценка размеров молекул ; опыт с каплей; формулы.

3 диффузия; броуновское движение; биография Броуна; движение молекул.

4 анализ графика

5Остальные биографии.

Понимание цели и задач урока.

Вспоминают и сопоставляют ранее изученный материал,  умеют приводить примеры по данным физическим явлениям и правильно их объяснять.

Закрепление

Предлагается ответить на ряд вопросов на закрепления пройденного материала, с обоснованием данных ответов.

Отвечает на поставленные вопросы, работает с тетрадью

Работа с задачником

Правильно отвечают на вопросы, обосновывая ответ.

Домашнее задание

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Подводит итог урока.

Благодарит за урок.

Записывает домашнее задание.

Уходит с урока с осознанием пройденного материала.

        Приложение.1

Основные положения МКТ

Фундаментом молекулярно-кинетической теории (МКТ) является гипотеза, что все тела в природе состоят из мельчайших структурных единиц - атомов и молекул (комбинаций атомов). Атомистическая гипотеза зародилась 2500 лет назад в Древней Греции (Левкипп и Демокрит из Абдеры) и была окончательно сформулирована в трудах европейских ученых XIX в. За сто лет до этого выдающийся русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов рассматривал тепловые явления как результат движения частиц, образующих тела.

Основные положения МКТ

Вещество состоит из атомов (молекул). Размеры атомов (молекул) равны 10-10 - 10-9 м. Число атомов (молекул) в единице объема вещества (твердого тела или жидкости) порядка 1022 частиц в 1 см3.

Атомы (молекулы) вещества находятся в непрерывном хаотическом тепловом движении. Наиболее яркое доказательство - броуновское движение (Р. Броун, 1827 г.) мелких частиц, взвешенных в жидкости, происходящее из-за непрерывных беспорядочных соударений этих частиц с молекулами жидкости. Другой простой экспериментальный факт, доказывающий тепловое движение атомов вещества, - диффузия.

Между атомами (молекулами) вещества действуют силы притяжения и отталкивания, зависящие от расстояния между частицами. На далеких расстояниях (превышающих несколько радиусов молекулы) взаимодействие слабо и носит характер притяжения, быстро убывающего с ростом расстояния (сила притяжения меняется как r-7 ). Физически это слабое притяжение обусловлено наличием электрического дипольного момента у электронейтральной в целом молекулы. С уменьшением расстояния это притяжение сначала несколько возрастает, а затем стремится к нулю. В момент соприкосновения электронных оболочек молекул возникают быстро растущие с уменьшением расстояния силы электростатического отталкивания.

Характер теплового движения молекул зависит от того, в каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) находится вещество. Расстояние между отдельными молекулами (атомами) в газах очень велико по сравнению с размерами самих молекул. Поэтому силы притяжения между молекулами в газе пренебрежимо малы. Следовательно, газы могут неограниченно расширяться, занимая любой предоставленный им объем. Молекулы в жидкости расположены достаточно близко друг к другу, так что при попытке сжатия жидкости возникают большие силы отталкивания. Отсюда малая сжимаемость жидкостей. С другой стороны, всякая внешняя сила заставляет молекулы жидкости перемещаться, что объясняет текучесть жидкости. В твердом теле атомы или молекулы могут лишь колебаться вокруг определенных положений равновесия. Поэтому твердые тела сохраняют и форму, и объем. У кристаллических твердых тел центры атомов (молекул) образуют пространственную решетку, в узлах которой находятся атомы вещества. Аморфные твердые тела не обладают жесткой структурой и скорее напоминают застывшие жидкости (в частности, под действием определенной силы аморфное тело может течь как жидкость).

Характеристики числа и массы атомов (молекул)

Массы атомов (молекул) весьма малы в привычных единицах (порядка 10-26 кг), поэтому для их описания используют относительные единицы. По определению массу молекулы (атома) любого вещества m0 относят к 1/12 массы атома углерода m0C и называют относительной атомной массой Mотн: .  

Теперь введем понятие количества вещества. Если измерять его числом атомов (молекул), то получающиеся цифры настолько велики, что ими неудобно оперировать. Поэтому вводят единицу количества вещества - моль. По определению один моль равен количеству вещества, в котором содержится столько же атомов, сколько их содержится в 0,012 кг чистого углерода. Таким образом, число атомов в одном моле всех веществ одинаково. Оно называется числом Авогадро: . Количество вещества равно отношению числа атомов (молекул) этого вещества к числу Авогадро: . 

Размерность: [n] = моль.

Молярная масса M равна массе вещества, взятого в количестве одного моля. [M] = кг/моль. Из предыдущих определений следует, что молярная масса углерода равна ровно 0,012 кг. Молярная масса равна , где где m0 - масса отдельного атома (молекулы). Масса m любого количества вещества, содержащего N молекул, равна  откуда количество вещества (в молях) равно .

                             Приложение 2 (ответы к вопросам)

1 Ломоносов, Резерфорд,Эйнштейн, Перрен.

2-3              20            30

3-125             21        35

4-13                 22        36

5-1                  23

9-1                 24

10-4                25

11-3                26

12-3         27

14-13               28

15-3                29

Литература:

1 Методическое пособие под редакцией Кудрявцева А.А.

2 Электронно-образовательные ресурсы http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Географическое положение Африки"

Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Конспект открытого урока по физической культуры для 6-го класса.Раздел: Гимнастика. Тема:"Мост" из положения стоя (с помощью).

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 6-го класса. ( Учитель физической культуры БГОУ СОШ № 347 Бушумова И.В.) Раздел: Гимнастика.Тема: «Мост» из положения стоя ...

Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...


 

Комментарии

Ляховчук Наталья Викторовна

Какое интересное наступило время! Если бы в своё время я была на таких уроках, какие проводит Ирина Николаевна, у меня была совсем другая жизнь?! Ведь в своё школьное время я физику (простите Ирина Николаевна!!!!) мягко сказать ненавидела, а всё потому, что не понимала, хотя была не самой плохой ученицей. А если бы меня так могли заинтересовать, увлечь , да ещё и продемонстрировать опыты, законы, то и я бы смогла стать счастливой женщиной - физиком! Спасибо, Ирина Николаевна! Творческих успехов Вам и творите дальше!