Урок по физике в 9 классе по теме: "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки"
видеоурок по физике (9 класс) по теме
Данная разработка полностью охватывает повторение темы магнитное поле и его графическое изображение, а также знакомит ребят с новыми понятиями, как силы Ампера и Лоренца. В данном уроке отрабатываются два правила на правую руку и два правила на левую руку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok9a.doc | 562 КБ |
domashnee_zadanie.ppt | 415 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе (с углубленным изучением)
«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Провела: учитель физики
Макарова О.А.
Саранск 2013 г.
Цели урока: а) общеобразовательные: продолжить знакомство учащихся с общенаучными методами познания. Повторить все основные понятия по теме магнитное поле и его графическое изображение, вспомнить правила определения направлений линий магнитного поля, образованного вокруг проводников с током.
б) развивающие: развитие у учащихся познавательных способностей, умение логически рассуждать (с помощь экспериментальной части урока), выделять главные причины и выводы, развитие обобщающих навыков, самостоятельного мышления и памяти, внимания и сообразительности.
в) воспитательные: изучение новой темы способствует формированию мировоззрения у учащихся путем усвоения принципа следственных связей между явлениями. Содействовать в ходе урока формированию трудолюбия, внимательности.
Структура урока.
- Организационный этап. (2 мин)
- Вводно – мотивационный этап (16 мин)
- Операционно-содержательный этап (20 мин)
- Рефлексивно – оценочный этап (5 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Основной материал: Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Методы обучения: повторение домашнего материала, новая тема, беседа, экспериментальная часть, закрепление новой темы.
Оборудование: документ-камера, телевизор, ноутбук, источник питания, соединительные провода, соленоид с железными опилками, доска. На каждой парте у учеников: соединительные провода, дугообразный магнит, ключ, штатив с подвешенным к нему неизолированного медного проводника, инструкция для проведения экспериментальной работы.
Демонстрации: компьютерная презентация(слайд с домашним заданием),видеоролики и мультимедийные пособия.
- На левом и правом крыльях доски, а также у меня на дополнительной магнитной доске подготовлены рисунки для повторения домашнего материала (см приложение)
- На обратной стороне доски подготовлены рисунки для закрепления новой темы (см приложение)
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. На прошлом занятии мы вспомнили с вами, что магнитное поле порождается электрическим током. А также оно возникает и вокруг постоянных магнитов, а также движущихся электрических зарядов. Дайте, пожалуйста, определение магнитного поля. (Выслушивается ответ ученика).
Вызываю к доске 3 учеников для выполнения домашнего задания, а в это время с остальными проводится фронтальный опрос:
- В чем заключалась гипотеза Ампера?
- Чем характеризуется магнитное поле? Что называют магнитными линиями магнитного поля?
- Какое направление принимают за направление линий магнитного поля?
- Когда считаем магнитное поле однородным, неоднородным? Как расположены линии таких полей?
- Зависит ли направление магнитных линий от направления электрического тока в проводнике?
- Сформулируйте правило буравчика.
- Как определить направление магнитных линий соленоида с током? (работа с документ - камерой и соленоидом)
- И были – жажда борьбы и корабельные сосны,
И каравеллами стали сосен стволы.
Они отплывали, ведомы бессонной
Тревогой магнитной иглы.
Каким образом ориентируется свободно установленная магнитная стрелка в магнитном поле Земли?
Проверяем работы учеников у доски вместе с остальными ребятами. (текст заданий и рисунки см в приложении№1,3)
Объяснение нового материала
Мы выяснили, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Как вы думаете будет ли магнитное поле каким то образом влиять на помещенный в него проводник с током? Мы сейчас это с вами проверим на опыте. У каждого на столе находится установка. (Инструктирую по ТБ и приложение№2 )
Дети самостоятельно выполняют эксперимент по обнаружению силы Ампера. Делаем вывод и записываем тему урока: «Действие магнитного поля на проводник с током».
Смотрим видеоролик «Действие магнитного поля на проводник с током».
Выясняем, от чего зависит отклонение проводника с током в магнитном поле. Ввожу понятие силы Ампера – сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля. (Записываем определение в тетрадь)
Чтобы определить направление этой силы пользуемся правилом левой руки. (Находим правило в учебнике стр. 152, знакомимся с ним)
Уместны здесь слайд-шоу и анимационный рисунок (см. Использованные материалы и Интернет-ресурсы)
Закрепляем материал выполнением заданий на доске (см приложение№4 )
Разбираем вопрос, если проводник расположен параллельно магнитным линиям.
Подходим к тому, что с помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятые движущиеся в нем частицы, как положительные, так и отрицательные. Знакомим детей с силой Лоренца – сила, с которой магнитное поле действует на движущиеся заряды.(находим в учебнике стр 153, знакомимся с правилом).
Видео – слайд «действие магнитного поля на поток электронов»
Обращаем внимание на формулировку правила левой руки для положительного и отрицательного зарядов.
Закрепляем материал выполнением заданий на доске (см приложение№5 )
Если осталось время, то можно рассмотреть принцип работы амперметра (слайд-шоу)
Формулируем общий вывод, выставляются отметки и проговаривается домашнее задание.(слайд д/з)
Приложение№1
№1
На рисунке изображен проволочный прямоугольник, направление тока в нем показано стрелками. Пользуясь правилом буравчика, начертите вокруг каждой из его четырех сторон по одной магнитной линии, указав стрелкой ее направление.
__________________________________________________________________
№2
Определите направление тока в катушке и полюсы у источника тока, если при прохождении тока в соленоиде возникают указанные на рисунке магнитные полюсы.
__________________________________________________________________
№3
Обозначить полюсы источника тока, питающего соленоид, чтобы наблюдалось указанное на рисунке взаимодействие.
__________________________________________________________________
№4
Ток в проводнике направлен от В к А. Как расположится магнитная стрелка, если замкнуть цепь?
__________________________________________________________________
№5
С магнитной стрелки стерлась синяя и красная краска, которой были покрашены соответственно ее северный и южный полюсы. Чтобы определить полюсы, ее поместили в поле полосового магнита, и она расположилась так, как показано на рисунке. Определите и раскрасьте полюса у стрелки в соответствующие цвета.
__________________________________________________________________
№6
Определите направление тока в проволочном витке и магнитные полюса этого витка.
Приложение№2
Инструкция для проведения
экспериментальной работы
- Проверьте целостность соединения электрической цепи при последовательном подключении проводников и ключа (цепь разомкнута)
- Поместите неизолированный подвешенный проводник между полюсами магнита (северный полюс сверху). Замкните цепь (ключ), пронаблюдайте за проводником. В каком направлении он движется?(внутрь магнита или наружу).Запишите.
- Разомкнув цепь и не касаясь проводника, поменяйте полюса магнита, и повторите опыт.
- Разомкните цепь. Поменяйте полюса источника тока, и повторите опыт. Сначала с одним полюсом магнита сверху, затем с другим. Запишите ваши результаты и сделайте общий вывод.
Приложение№3
№1 №2
№3 №4
№5 №6
Приложение№4
Приложение№5
Список использованной литературы
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9класс. М.: Дрофа, 2008.
- Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Доронина Э.И. Физика 9 Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9класс. Стр 49-50, М.: Дрофа, 2002.
- Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах. Стр. 95,134. М.: Мнемозина,2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://class-fizika.narod.ru/
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0e455d9-2138-49f2-bad5-e4c6566461fd/8_218.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8404d5d-268b-415e-9600-c08167866469/8_229.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bf98d99-8f60-4d5f-b5dd-97c1917d6e13/8_219.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики 9 класс. «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Урок физики 9 класс.«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»Учитель физики Даузе М.Г. МБОУ «Краснохолмская сош №2 им.С.Забавина»Цели урока:Образоват...
презентация "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"
презентация для урока физики в 9 классе по теме "Магнитное поле"...
Презентация для урока Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. 9 класс
Презентация содержит проверочную работу, рисунки для объяснение материала по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, а также задачи для закрепления....
Урок в 9 классе по теме: «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Цели урока:· Образовательные:o изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой р...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"...
Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Самостоятельная работа«Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»самостоятельная работа...
Урок «Действие магнитного поля на проводник с током, на движущиеся электрические заряды. Правило левой руки» (платформа ZOOM, видео урок с опорой на презентацию)
В рамках дистанционного обучения для обуающихся разработан план занятия на платформе ZOOM, в рамках проведения видеоурока....
Комментарии
очень жаль не получилось
очень жаль не получилось загрузить два видеоролика, но Вы их сможете найти в ссылке моего урока