Урок по физике в 9 классе по теме: "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки"
видеоурок по физике (9 класс) по теме

 

Данная разработка полностью охватывает повторение темы магнитное поле и его графическое изображение, а также знакомит ребят с новыми понятиями, как силы Ампера и Лоренца. В данном уроке отрабатываются два правила на правую руку и два правила на левую руку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok9a.doc562 КБ
Office presentation icon domashnee_zadanie.ppt415 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 9 классе (с углубленным изучением)

«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Провела: учитель физики

Макарова О.А.

Саранск 2013 г.

Цели урока: а) общеобразовательные: продолжить знакомство учащихся с общенаучными методами познания. Повторить все основные понятия по теме магнитное поле и его графическое изображение, вспомнить  правила определения направлений линий магнитного поля, образованного вокруг проводников с током.

б) развивающие: развитие у учащихся познавательных способностей, умение логически рассуждать (с помощь экспериментальной части урока), выделять главные причины и выводы, развитие обобщающих навыков, самостоятельного мышления и памяти, внимания и сообразительности.

в) воспитательные:  изучение новой темы способствует формированию мировоззрения у учащихся путем усвоения принципа следственных связей между явлениями. Содействовать в ходе урока формированию трудолюбия, внимательности.

Структура урока.

  1. Организационный этап. (2 мин)
  2. Вводно – мотивационный этап (16 мин)
  3. Операционно-содержательный этап (20 мин)
  4. Рефлексивно – оценочный этап (5 мин)
  5. Домашнее задание (2 мин)

Основной материал: Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Методы обучения: повторение домашнего материала, новая тема, беседа, экспериментальная часть, закрепление новой темы.

Оборудование: документ-камера, телевизор, ноутбук, источник питания, соединительные провода, соленоид с железными опилками, доска. На каждой парте у учеников: соединительные провода, дугообразный магнит, ключ, штатив с подвешенным к нему неизолированного медного проводника, инструкция для проведения экспериментальной работы.

Демонстрации: компьютерная презентация(слайд с домашним заданием),видеоролики и мультимедийные пособия.

  1. На левом и правом крыльях доски, а также у меня на дополнительной магнитной доске подготовлены рисунки для повторения домашнего материала (см приложение)
  2. На обратной стороне доски подготовлены рисунки для закрепления новой темы (см приложение)

                                                                                                   

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые  гости. На прошлом занятии мы вспомнили  с вами, что магнитное поле порождается электрическим током. А также оно возникает и вокруг постоянных магнитов, а также движущихся электрических зарядов. Дайте, пожалуйста, определение магнитного поля. (Выслушивается ответ ученика).

Вызываю к доске 3 учеников для выполнения домашнего задания, а в это время с остальными проводится фронтальный опрос:

  1. В чем заключалась гипотеза Ампера?
  2. Чем характеризуется магнитное поле? Что называют магнитными линиями магнитного поля?
  3. Какое направление принимают за направление линий магнитного поля?
  4. Когда считаем магнитное поле однородным, неоднородным? Как расположены линии таких полей?
  5. Зависит ли направление магнитных линий  от направления электрического тока в проводнике?
  6. Сформулируйте правило буравчика.
  7. Как определить направление магнитных линий соленоида с током? (работа с документ - камерой и соленоидом)
  8. И были – жажда борьбы и корабельные сосны,

И каравеллами стали сосен стволы.

Они отплывали, ведомы бессонной

Тревогой магнитной иглы.

Каким образом ориентируется свободно установленная магнитная стрелка в  магнитном поле Земли?

Проверяем работы учеников у доски вместе с остальными ребятами. (текст заданий и рисунки см в приложении№1,3)

Объяснение нового материала

Мы выяснили, что вокруг проводника с током  существует магнитное поле. Как вы думаете будет ли магнитное поле каким то образом влиять на помещенный в него проводник с током? Мы сейчас это с вами проверим на опыте. У каждого на столе находится установка. (Инструктирую по ТБ и приложение№2 )

Дети самостоятельно выполняют эксперимент по обнаружению силы Ампера. Делаем вывод и записываем тему урока: «Действие магнитного поля на проводник с током».

Смотрим видеоролик «Действие магнитного поля на проводник с током».

Выясняем, от чего зависит отклонение проводника с током  в магнитном поле. Ввожу понятие силы Ампера – сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля. (Записываем определение в тетрадь)

Чтобы определить направление этой силы пользуемся правилом левой руки. (Находим правило в учебнике стр. 152, знакомимся с ним)

Уместны здесь слайд-шоу и анимационный рисунок (см. Использованные материалы и Интернет-ресурсы)

Закрепляем материал выполнением заданий на доске (см приложение№4 )

Разбираем вопрос, если проводник расположен параллельно магнитным линиям.

Подходим к тому, что с помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятые движущиеся в нем частицы, как положительные, так и отрицательные. Знакомим детей с силой Лоренца – сила, с которой магнитное поле действует на движущиеся заряды.(находим в учебнике стр 153, знакомимся с правилом).

Видео – слайд «действие магнитного поля на поток электронов»

Обращаем внимание на формулировку правила левой руки для положительного  и отрицательного зарядов.

Закрепляем материал выполнением заданий на доске (см приложение№5 )

Если осталось время, то можно рассмотреть принцип работы амперметра (слайд-шоу)

Формулируем общий вывод, выставляются отметки и проговаривается домашнее задание.(слайд д/з)

Приложение№1

№1

На рисунке изображен проволочный прямоугольник, направление тока в нем показано стрелками. Пользуясь правилом буравчика, начертите вокруг каждой из его четырех сторон по одной магнитной линии, указав стрелкой ее направление.

__________________________________________________________________

№2

Определите направление тока в катушке и полюсы у источника тока, если при прохождении тока в соленоиде возникают указанные на рисунке магнитные полюсы.

__________________________________________________________________

№3

Обозначить полюсы источника тока, питающего соленоид, чтобы наблюдалось указанное на рисунке взаимодействие.

__________________________________________________________________

№4

Ток в проводнике направлен от В к А. Как расположится магнитная стрелка, если замкнуть цепь?

__________________________________________________________________

№5

С магнитной стрелки стерлась синяя и красная краска, которой были покрашены соответственно ее северный и южный полюсы. Чтобы определить полюсы, ее поместили в поле полосового магнита, и она расположилась так, как показано на рисунке. Определите и раскрасьте полюса у стрелки в соответствующие цвета.

__________________________________________________________________

№6

Определите направление тока в проволочном витке и  магнитные полюса этого витка.

Приложение№2

Инструкция для проведения

экспериментальной работы

  1. Проверьте целостность соединения электрической цепи при последовательном подключении проводников и ключа (цепь разомкнута)
  2. Поместите неизолированный подвешенный проводник между полюсами магнита (северный полюс сверху). Замкните цепь (ключ), пронаблюдайте за проводником. В каком направлении он движется?(внутрь магнита или наружу).Запишите.

  1. Разомкнув цепь и не касаясь проводника, поменяйте полюса магнита, и повторите опыт.

  1. Разомкните цепь. Поменяйте полюса источника тока, и повторите опыт. Сначала с одним полюсом магнита сверху, затем с другим. Запишите ваши результаты и сделайте общий вывод.

Приложение№3

№1                                                     №2                      

   

№3                                                                           №4

 

№5                                            №6

 

Приложение№4

Приложение№5

Список использованной литературы

  1. Перышкин  А.В., Гутник Е.М. Физика 9класс.  М.: Дрофа, 2008.
  2. Гутник Е.М., Шаронина Е.В., Доронина Э.И. Физика 9 Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкин  А.В., Гутник Е.М. Физика 9класс. Стр 49-50, М.: Дрофа, 2002.
  3. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах. Стр. 95,134. М.: Мнемозина,2008.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://class-fizika.narod.ru/  
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0e455d9-2138-49f2-bad5-e4c6566461fd/8_218.swf 
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8404d5d-268b-415e-9600-c08167866469/8_229.swf
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bf98d99-8f60-4d5f-b5dd-97c1917d6e13/8_219.swf
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики 9 класс. «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Урок физики 9 класс.«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»Учитель физики Даузе М.Г. МБОУ «Краснохолмская сош №2 им.С.Забавина»Цели урока:Образоват...

презентация "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"

презентация для урока физики в 9 классе по теме "Магнитное поле"...

Презентация для урока Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. 9 класс

Презентация содержит проверочную работу, рисунки для объяснение материала по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, а также задачи для закрепления....

Урок в 9 классе по теме: «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Цели урока:·         Образовательные:o    изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой р...

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"

Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток"...

Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Самостоятельная работа«Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»самостоятельная работа...

Урок «Действие магнитного поля на проводник с током, на движущиеся электрические заряды. Правило левой руки» (платформа ZOOM, видео урок с опорой на презентацию)

В рамках дистанционного обучения для обуающихся разработан план занятия на платформе ZOOM, в рамках проведения видеоурока....


 

Комментарии

очень жаль не получилось загрузить два видеоролика, но Вы их сможете найти в ссылке моего урока