Урок по теме "Волновые свойства света"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Яшина Марина Васильевна

Урок повторения.обобщения и систематизиции материала по данной теме. Проводится в форме самостоятельной деятельности учащихся по решению качественных, количественных и эксперементальных заданий по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_svet.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по физике в 11 классе.

Тема урока «Волновые свойства света»

Цели урока

Обучающая: Повторить, обобщить  систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных и количественных задач и выполнения практической работы.

Развивающая: развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету и обучению в целом, стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.

Воспитательная: воспитание любви к прекрасному и умение видеть прекрасное в обыденных вещах, воспитание уважительного отношения к окружающим людям, аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Основная идея: Урок построен на самостоятельной работе учащихся над четырьмя типами заданий: тест по проверке основных знаний по теме, практическая работа, качественные и количественные задачи. За выполнение каждого задания учащиеся получают отдельную оценку, которая выставляется учителем в таблицу. В конце изучения темы учащиеся могут подкорректировать оценки, и только после этого они выставляются в журнал. Задания рассчитаны на 2 урока.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. (5 мин.)
  1. Приветствие.
  2. Уч. Я хочу чтобы вы мне напомнили тему, которой мы посвятили последние уроки. (уч-ся называют тему). Чего мы достигли при изучении этой темы? (получили теоретические знания по теме). Как вы думаете, что нам необходимо ещё сделать, чтобы данная тема была освоена нами на достаточном уровне? Т. е. попробуйте сформулировать цель нашей дальнейшей деятельности? ( учащиеся пытаются сформулировать цель).
  3. Цель записывается на доске.
  1. Подготовка к основной работе. (3мин.)

Уч. Для начала у меня к вам несколько. На мой взгляд, интересных вопросов. Мне бы хотелось получить на них ответы. Если это не получится сейчас, то я думаю к концу нашей работы над данной темой, каждый из вас сможет на них ответить.

  1. Почему мелкие частицы размером около 0,3мкм не различимы при рассматривании с помощью микроскопа?
  2. Как можно изготовить перламутровые пуговицы, такие, чтобы они при освещении приобретали радужную окраску?
  3. Мираж. Знаете ли вы …

- Что это такое?

- Где его можно наблюдать?

- Как он образуется?

- Можно ли его сфотографировать?

III. Основная часть урока. (22ми.н)

Знакомство с порядком деятельности:

  1. Тест.
  2. Практическая работа.
  3. Качественные задачи.
  4. Количественные задачи.

2), 3) и 4) задания можно делать в любой последовательности. Практическая работа и количественные задачи со звёздочкой предназначены для учащихся, занимающихся в профильной группе. Но выполнить их могут все желающие. Те задания, которые не успеют учащиеся сделать на уроке ( кроме теста) можно доделывать дома (это и будет домашнее задание) и на следующем уроке.

Тест по теме «Световые волны»

  1. Световые волны когерентны, если…
  1. Совпадают амплитуды.
  2. Совпадают частоты.
  3. Постоянен сдвиг фаз.
  4. Совпадают частоты и постоянен сдвиг фаз.
  1. При выдавливании мыльного пузыря при некоторой толщине плёнки он приобретает радужную окраску. Какое физическое явление лежит в основе этого физического наблюдения?
  1. Интерференция.
  2. Дифракция.
  3. Поляризация.
  4. Дисперсия.
  1. Если за непрозрачным диском, освещённым ярким источником света небольшого размера, поставить фотоплёнку, исключив попадания на ней отражённых от стен комнаты лучей, то при проявлении её после большой выдержки, в центре тени можно обнаружить светлое пятно. Какое физическое явление при этом наблюдается?
  1. Дифракция.
  2. Преломление света.
  3. Дисперсия.
  4. Поляризация.
  1. Поляризация света доказывает, что свет…
  1. Поток заряженных частиц.
  2. Поток электронейтральных частиц.
  3. Поперечная волна.
  4. Продольная волна.
  1. На переднюю грань прозрачной стеклянной призмы

падают параллельные друг другу зелёный и красный лучи

 лазеров. После прохождения призмы…

  1. Они остаются параллельными.
  2. Они разойдутся так, что не будут пересекаться.
  3. Они пересекутся.
  4. Ответ зависит от сорта стекла.
  1. При каком времени запаздывания одного колебания относительно другого возникает максимальная результатирующая интенсивность при их интерференции?
  1. При времени, равному периоду этих колебаний.
  2. При времени, кратному нечётному числу полупериодов этих колебаний.
  3. Максимальная результатирующая интенсивность не зависит от времени запаздывания.
  1. Могут ли две разноцветные световые волны, например, красного и зелёного излучений, иметь одинаковые длины волн?
  1. Длина волны красного излучения всегда больше зелёного.
  2. Длина волны красного излучения всегда меньше зелёного.
  3. Могут, если волны распространяются в разных средах.
  1. Как изменяется частота фиолетового излучения при переходе луча из вакуума в воду?
  1. Увеличивается.
  2. Уменьшается.
  3. Не изменяется.
  1. Условие максимума в дифракционной картине, полученной с помощью решётки, dsinφ=kλ, в этой формуле k должно быть:
  1. Целым числом.
  2. Чётным числом.
  3. Нечётным числом.

 

Инструктивная карточка

 для выполнения практической работы

по теме «Дифракция света»

Оборудование: Лист картона с отверстием, сделанным иглой, птичье перо, лазерный диск, лампа накаливания, цветные карандаши и фломастеры.

Задание №1:

В куске картона сделано отверстие иглой. Посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы.

Задание №2:

Посмотрите на нить электрической ламы через птичье перо.

Задание №3:

Посмотрите на поверхность лазерного диска в отражённом свете.

Для всех предыдущих заданий:

  1. Зарисуйте примерную картину того, что вы наблюдаете.
  2. Объясните получившуюся картинку.

Задание №4. Приведите примеры, когда, используя доступные подручные средства можно наблюдать аналогичные картинки. Объясните результат в каждом опыте.

Качественные задачи по теме «Световые волны»

  1. Одинаковы ли скорости распространения красного и фиолетового излучения в вакууме, в стекле?
  2. Чем объясняется радужная окраска тонких нефтяных плёнок? Почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?
  3. Можно ли наблюдать интерференцию света от двух поверхностей оконного стекла?
  4. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
  5. Чем объясняется радужная окраска крыльев стрекозы и других насекомых?
  6. При переходе света из воздуха в любое твёрдое тело или жидкое вещество, длина световой волны изменяется, однако окраска света остаётся прежней. Почему?
  7. Возможно ли наблюдать явление интерференции света, расположив на очень близком расстоянии две светящиеся тонкие проволочки.
  8. Если пространство между плоским и выпуклым стеклом, где образуются кольца Ньютона, заполнить водой или иной жидкостью, то кольца не исчезнут, но диаметры всех колец уменьшатся Почему?

Количественные задачи по теме «Волновые свойства света»

  1. Поверхность воды освещена красным светом, у которого длина волны 0,7мкм. Какой цвет увидит человек, открыв глаза под водой.
  2. На сколько изменится длина волны красного цвета (ν=4*1014Гн) при переходе из вакуума в стекло, если показатель преломления стекла равен  1.5?
  3. Определите длину волны для линии в дифракционном спектре второго порядка, совпадающей  с изображением линий спектра третьего порядка, у которого длина волны равна 400нм.
  4. Определите оптическую разность хода волн длиной 540нм, прошедших через дифракционную решетку и образовавших максимум строго порядка.
  5. При помощи дифракционной решётки с периодом 0.02мм получено первое дифракционное изображение на расстоянии 3,6см от центрального и на расстоянии 1,8 от решётки. Найдите длину волны.
  6. Длина волны равна 589нм. Третье дифракционное изображение  щели при освещении светом оказалось расположенным от центрального на расстоянии 1.5м. Коков период решётки.
  7. Разность хода от двух когерентных источников с длиной волны 600нм, сходящихся в некоторой точке, равна 1,5*10-6м. будет ли наблюдаться усиление или ослабление света в этой точке?
  8. Два когерентных источника S1 и S2 с длиной волны

      0,5мкм находятся на расстоянии 2мм. Экран расположен

     на расстоянии 2м от S1. Что будет наблюдаться в точке А

      экрана – усиление или ослабление света?

IV. Подведение итогов. (5мин.)

  1. Промежуточные результаты выставляются в таблицу.
  2. Повторяется план деятельности на следующий урок.
  3. Возвращаемся к вопросу с мираже. Если ответа нет, то предложить дополнительный материал желающим, так же предложить материал о различных оптических явлениях. Данный материал в форме докладов будет рассмотрен на уроке профильной группы.
  4. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Волновые свойства света"

Конспект урока и презентация на тему "Волновые свойства света" в 11 классе....

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА

презентация и разработка урока по теме "Свойства света"...

урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА

презентация и разработка урока по теме "Свойства света"...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Брейн-ринг «Свет. Свойства света. Линзы».

Конспект учебного занятия в 8 классе по физике по теме "Свет. Свойства света. Линзы." с использованием образовательной робототехники....