урок по теме "Звук"
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Яшина Марина Васильевна

Урок закрепления полученныз знаний. Проходит в форме решения большого количества качкственных, количественных и эксперементальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_volny.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока по физике в 9 классе

тема «Звук».

Цели урока:

Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных и экспериментальных задач.

Развивающая: развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету и обучению в целом, стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.

Воспитательная: воспитание любви к прекрасному и умение видеть прекрасное в обыденных вещах, воспитание уважительного отношения к окружающим людям, аккуратности, внимательности.

Тип урока: урок повторения и применения  знаний.

I. Орг. момент. 3мин.

Уч. (Под звуки музыки и природы) Окружающий нас мир наполнен различными звуками: человеческой речью, шумом ветра, шуршанием листьев, разноголосыми трелями птиц. Мы уже не представляем свою жизнь без них. Наукой доказано, что если человека на несколько дней поместить в звукоизоляционную комнату, то заметно ухудшаются его двигательные, зрительные и другие функции.

Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, издающие чарующие звуки, и заложили основы науки о звуках – акустики.

Что же такое звук? Что мы знаем о нём сегодня? Несколько уроков мы посвятили этой теме, некоторые теоретические вопросы вам знакомы. Но этого недостаточно, чтобы разобраться в этом, понять, что же это действительно такое. Наша цель сегодня научиться применять наши знания для решения конкретных задач.

II. Осн. часть.

  1. Разминка. 5мин.

Учащиеся задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

  1. Тест.  5мин.

Тест по теме «Звук».

  1. От чего зависит громкость звука?
  1. от частоты колебаний;
  2. от амплитуды колебаний;
  3. от частоты и амплитуды;
  4. не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.
  1. Чем определяется высота звука?
  1. частотой колебаний;
  2. амплитудой колебаний;
  3. частотой и амплитудой;
  4. Ни частотой, ни амплитудой.
  1. Какие колебания называются ультразвуковыми?
  1. механические колебание, частоты у которых выше 20000Гц?
  2. механические колебание, частоты у которых выше 16Гц?
  3. механические колебание, частоты у которых лежат в пределах от 16 до 20000Гц?
  1. Могут ли звуковые волны распространятся в безвоздушном пространстве?
  1. могут, если волна поперечная;
  2. могут, если волна продольная;
  3. не могут.
  1. В какой среде скорость распространения звуковых волн наибольшая?
  1. в газообразной;
  2. в жидкой;
  3. в твёрдой;
  4. скорость распространения звука везде одинакова.
  1. От чего зависит скорость звука в воздухе?
  1. от громкости звука;
  2. от высоты звука;
  3. от температуры среды;
  4.  от скорости движения источника звука.

(результаты теста подвергаются взаимопроверке)

  1. Решение качественных задач. 10мин.
  1. Какое выражение верно?

- всякое звучащее тело колеблется;

- всякое колеблющееся тело звучит.

  1. Почему во время грозы сначала мы видим молнию и лишь потом слышим гром?
  2. Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда от должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?
  3. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале?
  4. Может ли эхо возникнуть в степи?
  5. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
  6. Какой кирпич – пористый или обыкновенный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию?
  7. Почему в многоэтажном доме с хорошей звукоизоляцией разговор в соседних комнатах почти не слышен, а звук от удара по батареям центрального отопления быстро распространится почти по всему дому?
  8. Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?
  9. Почему мы слышим звук от летящего комара, а от летящей птицы не слышим?
  10. Какое насекомое чаще машет крыльями в полёте:  шмель, комар или муха?
  11. Известно, что чем туже натянута струна га гитаре, тем более высокий звук она издаёт. Как изменится высота звучания гитарных струн при значительном повышении температуры окружающего воздуха?
  12. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?
  1. Экспериментальное задание.

Пред вами два пустых спичечных коробка и нить. Попробуйте при помощи этих нехитрых приспособлений изобрести игрушечный телефон и объяснить как он действует.

  1. Решение дифференцированных количественных задач.

«3»

  1. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2,5м/с. Определите период колебаний лодки, если расстояние между ближайшими гребнями волн равно 8м.
  2. Чему равна скорость звука в воде, если источник звука, колеблющийся с периодом 2мс, возбуждает в воде волны длиной 2,9м?
  3. Скорость распространения волны равна 15м/с. Определите частоты колебаний источника, если длина волны равна 50см.
  4. Чему равна длина волны, если скорость её распространения 240м/с, а частота 200Гц?
  5. Какова частота колебаний, если длина волны, распространяющейся в стали, равна 6м? Скорость распространения звука в стали считать равной 5км/с.

«4»

  1. За какой промежуток времени распространится звуковая волна на расстояние 29км, если её длина 7,25м, а частота колебаний 200Гц?
  2. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 2,8с? Скорость звука в воде принять равной 1500м/с?
  3.  Человек услышал эхо звука, посланного в водоём, через 4с. Какова глубина водоёма? Скорость звука в воде принять равной 1450м/с.
  4. Определите скорость звука в воздухе, если наблюдатель, находящийся на расстоянии 4км от орудия, услышал звук выстрела через 12с после вспышки.
  5. Посланный ультразвуковым эхолотом сигнал возвратился обратно через 0,4с. Какова г7лубина моря в этой точке, если скорость распространения ультразвука 1500м/с?

«5»

  1. Теплоход, движущийся со скоростью 5,5м/с, дал гудок, звук которого услышали на мосту через 3с. Спустя 3мин теплоход прошёл под мостом. Определите скорость звука в воздухе.
  2. На высоте 4км над наблюдателем пролетел реактивный самолёт со скоростью 510м/с. На каком расстоянии от наблюдателя будет находится самолёт, когда наблюдатель услышит звук?
  3. В безветренную погоду на озере из лодки сбросили тяжёлый якорь. От места бросания пошли волны. Стоящий на берегу человек заметил, что волна дошла до него через 20с, расстояние между соседними гребнями волн равно 40см, а за 4с было 10 всплесков волны о берег. Рассчитаете как далеко т берега находилась лодка.
  4. Дина звуковой волны в воде 8м, а скорость 1500м/с. Определите длины волны при её переходе в воздух.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение промежуточных результатов с выставление оценок в ведомость.
  2. Рефлексия. Узнали ли что-либо новое? Есть ли польза от сегодняшнего урока?
  3. Предлагается творческое задание: Если налить бокал воды, но не полный и провести по его краю мокрым  пальцем, то бокал зазвучит. Попробуйте и постарайтесь объяснить это явление. Выясните так же как зависит звук от количества воды, налитой в бокал и почему?

IV. Домашнее задание.

Закончить решение задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...