Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Ежкова Елена Михайловна

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анализ, синтез, структурирование, классификация и т.д. , что отвечает требованиям государственного образовательного стандарта, и которые успешно реализуется на основе применения деятельностного подхода в обучении физике.

Формированию умения отбирать, систематизировать и обрабатывать информацию при обучении физике в предпрофильных классах успешно служит продуманная система организации серии экскурсий  по теме: «Как этого сделано? Как это работает?», с последующим выходом обработанного материала на школьное научное общество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Е.М.Ежкова

                                                МБОУ «Ковардицкая СОШ» Муромский район

Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов                                           

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анализ, синтез, структурирование, классификация и т.д. , что отвечает требованиям государственного образовательного стандарта, и которые успешно реализуется на основе применения деятельностного подхода в обучении физике.

Формированию умения отбирать, систематизировать и обрабатывать информацию при обучении физике в предпрофильных классах успешно служит продуманная система организации серии экскурсий  по теме: «Как этого сделано? Как это работает?», с последующим выходом обработанного материала на школьное научное общество.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся в реальной обстановке с различными производственными процессами, с действиями механизмов и машин, познают мощь современной техники. Дети видят, что физика действительно является одной из основ современной техники и современного производства. Даже насыщенный экспериментом урок физики предлагает упрощенные схемы, отвлечение от реальных условий. Грамотная организация экскурсий в определенной системе позволяет не только знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, но и подводить детей к анализу, к систематизации полученной информации, и ее обработке в среде определенного программного обеспечения компьютера.

Технология организации и проведения экскурсий разбивается на три этапа. Первый этап - подготовительный. Объявляется тема экскурсии. Группа учащихся- экскурсантов готовит краткие сообщения о предмете экскурсии, используя сеть Интернет. На данном этапе дети учатся в поисковой системе Интернета выбирать лучший вариант сообщения, достаточно простой с наглядными иллюстрациями. Подготовленные сообщения обсуждаются всей группой, и сопровождаются виртуальной демонстрацией работы исследуемого объекта. Далее в беседе с учителем учащиеся получают необходимые консультации по участию в экскурсии. На экскурсию предлагается взять с собой фотоаппараты, видеокамеру, звукозаписывающие устройства, блокнот экскурсанта. Оглашается алгоритм сбора информации: от целого к частному, от частного к целому, правила краткой записи полученной информации, дети учатся выделять ключевые слова в рассказе. Второй этап – основной. Проведение экскурсий обязательно имеет две составляющие: рассказ работника предприятия и «рассказ – акцент» учителя на ключевых моментах экскурсии. Ученики фотографируют объекты, записывают ключевые фразы. Третий этап – подготовка отчетов в виде презентаций и обсуждение.  Готовый отчет в виде презентации служит объективным доказательством способности ученика к самостоятельному отбору, систематизации полученной информации, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях. Мотивацией для хорошего отчета может служить конкурс на лучшую презентацию, которой проводится в рамках школьной научно-практической конференции.

Отчет об экскурсии в виде презентации дает возможность участникам продемонстрировать свои успехи всему классу.  Внимание учителей и школьников к таким творческим отчетам - презентациям служит отличным стимулом к дальнейшему участию во внеурочной деятельности по физике, проявить себя лучше в работе по отчету на следующей экскурсии.  У детей возрастает потребность к дальнейшему саморазвитию, ученики стремятся проявить себя в различных школьных и интернет - проектах.

Таким образом, продуманная система организации экскурсий на уроках физики отвечает современным требованиям развития и воспитания учащихся, позволяет планировать личные результаты ученика, такие как самостоятельность в приобретении новых знаний и мотивацию образовательной деятельности школьника.

Библиографический список

1.Кузьмина Е.В.,  Реан А.А. Проблемы повышения профессионализма
педагогов  // Вопросы психологии. – 1989. – № 5 - С. 185-187.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии  // Москва. Народное образование.-1998. - С. 134-145.

3. Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики. Книга для учителя  //Библиотека «Первого сентября». – 2005. - С. 17-24.

4.Примерные программы по учебным предметам  Физика 7-9 классы  //  Москва «Просвещение» .- 2010. – С.37-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.

Методическая разработка  РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ.+пример урока с конспектом...

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход в обучении физике в рамках реализации ФГОС...

Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.

Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс....

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...