Статья "Проблемы преподавания физики"
статья по физике по теме

Кара Василий Федорович

  Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности. И для того чтобы обозначить проблемы преподавания физики в такой школе, мы обозначили в данной статье особенности малокомплектной сельской школы, которые приводят к необходимости пересматривать содержание, формы и методы обучения физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_fiziki.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания физики в малокомплектной сельской школе и способы их решения.

Кара В.Ф.

МОУ Ежинская СОШ

Первомайский район

Малокомплектные школы сегодня стали преобладающим видом школ в сельской местности.

Для того чтобы обозначить проблемы преподавания физики в такой школе, перечислим особенности малокомплектной сельской школы, которые приводят к необходимости пересматривать содержание, формы и методы обучения физике.

 Во многих школах нашего района наполняемость каждого класса составляет обычно менее 15 человек, а в отдельных школах эта цифра еще меньше. Кроме того, в таких школах слаба учебная материальная база, не поступают новые книги, не могут помочь школе родители учащихся – на селе самая низкая оплата труда, многие вообще не имеют работы. Постоянное уменьшение числа учащихся  в сельских школах приводит к тому, что учитель вынужден вести несколько предметов и, как следствие, имеет большое число ежедневных подготовок к урокам, что непременно сказывается на их качестве. Современному сельскому учителю также приходится решать и много методических проблем. Так, при малой накопляемости классов  неэффективны традиционные методики объяснения и закрепления знаний, сложившиеся  формы контроля. Нет условий для внедрения профильной или уровневой дифференциации, новых технологий обучения. Сейчас, когда часов, выделяемых на изучение курса физики, уменьшено обостряется всегда стоящая перед учителем физики проблема – научить учащихся решать задачи, по крайней мере, типовые.

Но, несмотря на все это, сельский учитель находит те формы и методы преподавания, которые позволяют каждому ученику освоить содержание предмета. Чаще всего это традиционные формы организации учебного процесса, приспособленные к условиям МКШ. Перечислим некоторые из них.

  1. Объединение уроков по отдельным темам или разделам в отдельный блок.
  2. Объединение учащихся в разновозрастные группы (модули).
  3. Применение наиболее эффективных форм организации обучения.
  4. Применение информационных технологий.
  5. Разработка уровневых дидактических материалов.
  6. Написание элективных курсов.

Среди приемов, существенно повышающих качество обучения физике, особое место занимает организация групповой деятельности. Однако надо заметить, что такую форму целесообразно  использовать в основном при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока.

Каждый учащийся малочисленного класса  почти всегда находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что ведет  к его эмоциональной  перегрузке. [2]

 Эта проблема успешно решается, если формировать рабочие разновозрастные группы для организации уровневой дифференциации (с целью подготовки к сдаче  зачетов, экзаменов). Формирование таких групп может идти по таким  критериям: степени обученности, уровню знаний: сильные, средние, слабые.

  1. Класс на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. Каждая группа получает определенное задание, (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством непосредственно лидера группы или учителя;
  3. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

Состав группы не постоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы. [1]

   Надо отметить, что группа предоставляет возможность выразить себя, избрав то, что интересно, по силам соответствует способностям. Для правильного и грамотного применения этой формы в организации учебной деятельности необходимо иметь в виду, что она является особым и очень важным звеном, которое связывает фронтальную и индивидуальную работу учащихся. Поскольку групповая работа может существенно влиять на качество обучения и воспитания, то вполне правомерно рассматривать эту форму, как важный фактор совершенствования процесса обучения. [3]

Выбирая приемлемые для себя методы и приемы организации активного усвоения учащимися учебного материала, несомненно можно добиться комфортности для школьников учебного процесса, повышения эффективности занятий, содействия пониманию ребятами изучаемого учебного материала и помогает им не испытывать затруднений при изучении курса физики.

Используемая литература:

  1. Зотов Ю.Б. Организация современного урока, Москва, Просвещение,                                                      1984г.
  2. Каменецкий С.Е., Левашов А.М., Павлова Н.П. Дифференцированное преподавание физики в сельской школе //Физика в школе.1994.№2
  3. Каменецкий С.Е., Солодухин Н.А. Совершенствование обучения физике в малокомплектной сельской школе// Физика в школе. 1987. №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...

Презентация " Проблемное обучение в преподавании физики"

Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и определяю...

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

ЦОР "Алгоритмы в преподавании физики"

Цифровой образовательный ресурс    «Алгоритмы в обучении физики»Цель разработки:создание условий для успешного освоения учебного материала следующих тем физики:·...