Практическое применение закона Архимеда
учебно-методический материал по физике (7 класс) по теме

Мясищева Елена Анатольевна

 

Введение

 

В наше время вряд ли кто станет отрицать, то плавание – жизненно не обходимый навык ребенка и для взрослого человека. Для взрослых – гарантия того, что они могут успешно выполнять свою  работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.

 Человек много  путешествует.  Совершает кругосветные  круизы  на морских суднах, воздушных шарах. Исследует подводный мир с помощью подводных аппаратов.

Морские суда используются человеком  для хозяйственной деятельности, в армии.

Именно, поэтому, выбранная мною тема является актуальной. Практическое применение данной темы  пригодится в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Образовательные цели:

 

·        обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.

 

·        познакомить учащихся  с условиями плавания судов, воздухоплавания и   с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания.

 

 

·        раскрыть практическое применение закона Архимеда;

 

·        На основе достоверных фактов формировать умения ставить учебные задачи, прогнозировать , анализировать, обобщать и делать выводы.

 

Развивающие цели:


• развить  интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой,  информатикой, литературой и историей;
• развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
• развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
• расширить  кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.


 

Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
 

Тип урока: комплексный

Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа, самостоятельная работа.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • операционная система Windows 2010 ;
  • приложения к уроку: презентации:  «Плавание судов» ,« Плавание животных и человека»,  «По следам серых китов», «История воздухоплавания»;
  • Опорный конспект;
  • сосуд с водой , два кусочка пластилина.
  • прибор «Мыльные пузыри».

 

УМК:

·        Физика: Учебник для 7  класса /  Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА ,  2010

·         Дидактические материлы 7 класс /под ред.  А.Е. Марон, Е.А. Марон – М.Дрофа, 2004

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_primenenie_zakona_arhimeda.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение « Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Практическое применение закона Архимеда»

7 класс

Мясищева Елена Анатольевна

учитель физики

Оглавление:

  1. Введении………………………………………………………………3-6
  2. Основная часть(конспект/технологическая карта урока)………….7-13
  3. Заключение……………………………………………………………14
  4. Список использованной литературы ………………………………15

Введение

В наше время вряд ли кто станет отрицать, то плавание – жизненно не обходимый навык ребенка и для взрослого человека. Для взрослых – гарантия того, что они могут успешно выполнять свою  работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или строителя, рыбака или летчика.

 Человек много  путешествует.  Совершает кругосветные  круизы  на морских суднах, воздушных шарах. Исследует подводный мир с помощью подводных аппаратов.

Морские суда используются человеком  для хозяйственной деятельности, в армии.

Именно, поэтому, выбранная мною тема является актуальной. Практическое применение данной темы  пригодится в жизни.

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.

  1. познакомить учащихся  с условиями плавания судов, воздухоплавания и   с историей развития отраслей судостроения и воздухоплавания.

  1. раскрыть практическое применение закона Архимеда;

  1. На основе достоверных фактов формировать умения ставить учебные задачи, прогнозировать , анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивающие цели:


• развить  интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой,  информатикой, литературой и историей;
• развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
• развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
• расширить  кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.


Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Тип урока: комплексный

Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. операционная система Windows 2010 ;
  4. приложения к уроку: презентации:  «Плавание судов» ,« Плавание животных и человека»,  «По следам серых китов», «История воздухоплавания»;
  5. Опорный конспект;
  6. сосуд с водой , два кусочка пластилина.
  7. прибор «Мыльные пузыри».

УМК: 

  1. Физика: Учебник для 7  класса /  Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА ,  2010
  2. Дидактические материлы 7 класс /под ред.  А.Е. Марон, Е.А. Марон – М.Дрофа, 2004

Планируемые результаты:        

1.Учащиеся знают практическое применение закона Архимеда.

2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения.

4. Учащиеся проводят самостоятельно поисково-исследовательскую работу.

5. Учащиеся используют приобретённые знания по  плаванию человека  в жизни.

6. Учащиеся проводят личностную рефлексию.

Оценивание результатов:

  1. За каждый правильный ответ ученик получает бонус-«якорь»;
  2. За сообщение получает бонус- синий круг;
  3. Дополнение получает бонус- «якорь»;
  4. За ответы на вопросы получает бонус- «якорь»;

В конце урока подсчитывается количество полученных якорей и синих кругов.

          4 «якоря» и 2 синих круга- оценка 5

3 «якоря»  и 1 синий круг- оценка 4

2 «якоря» 1 синий круг-  оценка 3

Ход урока.

1. Организационный этап

Учитель.  Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок. Вы будите полноправными участниками урока. Каждый из вас побывает в роли ученика и учителя.

Каждый из вас может получить по две оценки за урок: за основное сообщение получаете бонус-

(синий круг), за работу на уроке  (якорь).

2. Постановка учебной проблемы.

У вас на парте стоит сосуд с водой и кусочек пластилина. Опустите пластилин в воду. Что с ним произойдет?              

Ученик.  Пластилин утонул.  

Учитель.  Возьмите второй кусочек пластилина и сделайте так, чтобы он плавал в воде?

Ученики. Задумываются.

 Ученики.   Нужно сделать коробочку из пластилина.

Учитель.  Что сегодня на уроке мы с вами будем изучать?

Ученик. Плавание судов.

Учитель. Плавают только суда?

Ученик. Плавают животные и человек.

Учитель. Кто скажет нам, какая сегодня у нас тема на уроке.

Ученик. Практическое применение закона Архимеда. Слайд1

 Учитель. Правильно.

 Учитель.  Одни из самых сложных видов движения всегда окружали  и окружают нас. Это ветер-перемещение масс воздуха и течение воды. Но, даже находясь в покое, две стихии постоянно заставляли человека разгадывать загадки. Почему плавают рыбы? Отчего не падают на Землю птицы? Как построить корабль, чтобы он не утонул? Можно ли сделать машину. Висящую в воздухе? Пытаясь ответить на эти и другие вопросы, люди создали немало наук. А начинаются их названия с двух слов: аэро- воздух и гидро  – вода. Вслушайтесь: гидростатика, аэромеханика, гидрология, аэронавтика. А если сложить их все вместе получится преогромнейшая наука – гидроаэромеханика. Эта наука занимается изучением самых разнообразных движений как воздуха и воды, так и находящихся в них тел: человека и животных, подводных лодок и парусных судов, воздушных шаров и самолетов. Слайд2

Мы с вами на протяжении многих уроков тоже знакомились с законами и основными понятиями этой науки: законами Архимеда и Паскаля, атмосферным давлением, выясняли условия плавания тел.

Сегодня на уроке поговорим о практическом применении силы Архимеда. О развитии мореплавании.

Твердим не зря мы от году

Не зная дна – не прыгай в воду!

Отвагой не кичись напрасно-

С большой волной шутить опасно!

Приятно плавать всем, однако,

Не заплывайте дальше знака!

Не подплывайте к судну близко-

В таком заплыве много риска!

Когда с товарищем несчастье на воде

Твой долг – помочь в беде.     Слайд3

О плавании человека и животных расскажет нам (ученик).

Ученик. Сообщение. Приложение №1

Ученик. Сообщение  о правилах поведения на воде. Приложение 1

Учитель. В наше время очень остро стоит проблема об исчезновении многих видов растений и животных. Это связано с практической деятельностью человека. Об одной из таких проблем нам расскажет ученик.

Ученик. Сообщение «Cерые  киты»  Приложение №2

3. Актуализация познавательной деятельности.   

Слайд 4  Приложение №3

На этой странице вы видите вопросы. Они окрашены разными цветами: синим цветом окрашены легкие вопросы, зеленым посложнее и красным- сложные. Ваша задача выбрать себе вопрос соответствующего уровня сложности, быстро и правильно на него ответить.

Учитель.  

Ветер по морю гуляет

Да кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На высоких парусах. Слайд 5

    О плавании судов нам расскажет ученик.

У каждого из вас на парте лежит опорный конспект желтого цвета.

Ученик. Сообщение «Плавание судов»  Приложение №4

Основные понятия:

Осадка корабля - глубина, на которую судно погружается в воду.

Ватерлиния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Водоизмещение судна - характеристика размера судна; количество воды, вытесненной плавающим судном.

Численно водоизмещение измеряется:

объемом воды, вытесненной судном (объемное водоизмещение) или

массой воды, вытесненной судном (массовое водоизмещение).

Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу .Эти условия в учитывались в технике - при постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки рж > рв, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается. Еще делают понтоны и лодки.

Учитель: С помощью прибора «Мыльные пузыри» я могу запустить мыльный пузырь. А почему он летает, нам расскажет ученик. Слайд 6

Ученик.   Сообщение» История воздухоплавание».  Приложение № 5

5. Закрепление.

Учитель. Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда и практическое применение. Все цели нашего исследования достигнуты. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Григория Остер из его книги «Физика»: Слайд 7

1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?
2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3) Почему в недосоленном супе,  ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?

6. Итог урока.

И так, урок подходит к завершении. Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. У  каждого из вас есть бонусы , которые вы получили  за работу. Подсчитаем их количество. Подведем итог. (Выставление оценок за урок). Слайд 8

   Домашнее задание: составить кроссворд - лесенку по пройденной теме.

7. Рефлексия. 

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Вы видите  рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета  нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

Тема: « Практическое применение закона Архимеда»

 7класс, 8человек

Тип урока : комбинированый

Длительность:40мин

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся : фронтальный, индивидуальный, парный.

технологическая карта урока:

№        

Этапы урока        

Деятельность учителя        

Деятельность ученика        

Время (мин)

1

 Организационный   этап  

Постановка

проблемы

Выполнение экспериментального задания

5

2

 

Слайд3

 Сообщение «Плавание человека и животных»

Презентация №1

учащихся. Записывают тему в тетрадь.

7

3

 

Слайды №3

Сообщение «По следам серых китов»  Приложение №2

3

4

Актуализация познавательной деятельности.   

Слайд 4

Отвечают на вопросы.  Ответы записывают в тетрадь. Приложение №3

6

5

Слайды №5

презентации к уроку

Сообщение «Плавание судов».

Презентация №4

учащихся .

7

6

Слайды №6

презентации к уроку

Пускает мыльные пузыри

Сообщение.  «История воздухоплавания№

Приложение № 5

7

7

Закрепление.

Слайд№7

Решают задачи  из задачника Остера (устно)

4

8

Домашнее задание

Запись на доске.

Записывают д./З.

1

9

Итоги урока

Подводит итоги

Слайд№9

3

10

Рефлексия

Слайд №10

Рисуют шарики

3

Заключение:

Урок по теме «Практическое применение закона Архимеда» позволяет показать теорию по плаванию тел в жидкости в интересной, доступной трактовке.  На уроке используется презентация, которая  активирует познавательную деятельность учащихся. Ученики не являются пассивными слушателями, а с интересом работают на всех этапах урока. Визуализация ответов на поставленные вопросы помогает школьникам грамотно и четко формулировать свои мысли. В презентации четко прослеживается мета предметная связь с   географией,  биологией , ОБЖ.

Как показал опыт, урок по  теме «Практическое применение закона Архимеда » позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.

Список используемой литературы:

  1. Физика: Учебник для 7  класса /  Под ред. А.В. Перышкин – М. ДРОФА   2010 г.

  1. Дидактические  материалы 7 класс /под ред.  А.Е. Марон, Е.А. Марон – М.Дрофа, 2004г.

  1. Книга для чтения по физике 7 – 8 классы/составитель И.Г.КирилловМ.; Просвещение ,1983.

  1. Сборник задач по физике 7-9кл/В.И. Лукашик; М.; Просвещение ,2003.
  2. Григорий Остер. Физика. Задачник. М. Росмэн. 1994.
  3. Программно-методические материалы.
  4. Физика - юным /сост. Ергомышева М.Н.- М. Просвещение,1980.

  1.  http://www.uchmet.ru/library/material/134644/

  1. Сайт : http://nsportal.ru/

Мне не интересно и не понятно

Не все понятно

Я узнал много новой информации и мне было интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока"Закон Архимеда"

Представлена презентация урока изучения нового материала по теме "Закон Архимеда" (7 класс) с использованием элементов проектно-исследовательской технологии, задания для групповых исследований на урок...

Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"

Решение задач «Закон Архимеда» Цели  урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...

Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.

Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....

конспект урока по теме "Применение закона Архимеда. Воздухоплавание"

Цели и задачи урока:повторить, обобщить, проверить знания и умения учащихся по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»;сформировать представление учащихся о воздухоплавании;развить представление учащихся о...

Разработка урока по теме: "Применение закона Архимеда"

Повторение и закрепление  закона Архимеда, условия плавания тел; рассмотреть физические основы воздухоплавания; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости, продолжить работу...

Задачи на применение закона архимеда

Шуточные задачи к уроку Сила Архимеда и условие плавания тел...

МЖКХ 1 Физика Тема 2 Взаимодействие токов. Практическое занятие № 10 «Применение закона Ампера».

Задание1. Изучить материал "Взаимодействие токов.2. Рассмотреть решение задач на закон Ампера.3. Решить задачи. См. файл.....