Презентация "Строение атома" для 11-го класса
презентация к уроку (физика, 11 класс) по теме
Данная презентация поможет изучению главы "Атомная физика" учебника "Физика-11" авторов Г. Я. Мякишева и Б. Б. Буховцева в соответствии с программой под редакцией Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. для базового уровня. Презентацию можно использовать как при изложении нового материала так и при обобщении и повоторении теоретического материала темы. В презентации рассматриваются модель атома Томсона, опыт Резерфорда по изучению строения атома, трудности планетарной модели атома, модель атома водорода по Бору, объяснение спектра атома водорода, трудности теории Бора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории Демокрит: существует предел деления атома. Аристотель: делимость вещества бесконечна. Париж, 1626 г.: учение об атоме запрещено под страхом смерти. Сторонниками атомистической теории были М.В. Ломоносов, Ж. Гей-Люссак, Д. Дальтон и др.
Толчком к подробному изучению строения атома послужили: открытие рентгеновского излучения (1895 г., В.К. Рентген); открытие радиоактивности и новых радиоактивных элементов (1896 г., А. Беккерель, М. и П. Кюри); открытие электрона (1896 г., Дж. Дж. Томсоном)
Модель атома Томсона Мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 г., развил X. Лоренц : электроны входят в состав атома. Опираясь на эти открытия, Дж. Томсон в 1898 г. предложил модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10 -10 м. в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд.
Ядерная модель атома Экспериментальная проверка модели Томсона была осуществлена в 1911 г. английским физиком Э. Резерфордом. Идея опыта заключалась в изучении рассеяния -частиц (заряд +2е, масса 6,64 * 10 -27 кг) на атомах. -частицы были выбраны, т.к. их кинетическая энергия много больше кинетической энергии электронов ( -лучи) и, в отличие от -лучей они имеют электрический заряд.
Опыт Резерфорда Пучок -частиц пропускался через тонкую золотую фольгу. Золото было выбрано как очень пластичный материал, из которого можно получить фольгу толщиной практически в один атомный слой. Опыты были повторены и на других материалах
Выводы из опыта Резерфорда Э. Резерфорд и его помощники обнаружили, что какая-то часть -частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть отражается от фольги. Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома: Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома ( 10 -15 м). В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома и компенсирует положительный заряд ядра.
Недостатки планетарной модели Предложенная модель строения атома не позволила объяснить устойчивость атома: ускоренное движение электрона согласно теории Максвелла сопровождается электромагнитным излучением, поэтому энергия электрона уменьшается, и он движется по спирали, приближаясь к ядру. Казалось бы, электрон должен упасть на ядро (расчет показывает, что это должно произойти за 10 -8 с), так как при движении по спирали уменьшается энергия электрона, в действительности атомы являются устойчивыми системами; спектр излучения при этом должен быть непрерывным (должны присутствовать все длины волн). На опыте спектр получается линейчатым; нет ответа на вопрос о строении ядра. Если в него входят только положительные частицы, то почему они не отталкиваются?
ПОСТУЛАТЫ БОРА 1. Атомная система может находиться только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия Е n . В стационарном состоянии атом не излучает. 2. При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией Ek в стационарное состояние с меньшей энергией En излучается квант энергии:
Правило квантования орбит: Электроны могут двигаться в атоме только по определённым орбитам, которые определяются условием: где r n - радиус n -ой орбиты; v n - скорость электрона на этой орбите; m e - масса электрона, п - целое число - номер орбиты или главное квантовое число.
Выражение для радиусов разрешённых орбит:
Квантованные значения радиусов орбит:
Постулаты Бора объясняют происхождение линейчатых спектров и их закономерности
По второму постулату Бора возможные частоты излучения водорода равны: где R – постоянная Ридберга, равна 3,2*10 15 с -1 ; n и k – номера орбит.
П = 3 , 4, 5 и т.д., R= 3,2*10 15 Гц Видимый свет И. Бальмер (1885г.)
Ультрафиолетовая серия Т. Лайман п= 2, 3, 4, 5 и т.д.
Инфракрасная серия Ф. Пашен п= 4, 5 и т.д.
Трудности теории Бора Правило квантования Бора применимо не всегда, представление об определенных орбитах, по которым движется электрон в атоме Бора, оказалось условным. Теория Бора неприменима для многоэлектронных атомов и не объясняет ряд спектральных закономерностей. В 1917 г. А. Эйнштейн предсказал возможность перехода атома с высшего энергетического состояния в низшее под влиянием внешнего воздействия. Такое излучение называется вынужденным излучением и лежит в основе работы лазеров .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....