Урок Давления в природе и вокруг нас 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

На предыдущем уроке учащиеся получили задание измерить площадь подошвы обуви, в которой они ходят (тапочки, различные туфли, ботинки, коньки). Указание  по выполнению работы описано в учебнике на стр. 82(учебник А.В.Перышкин Физика 7 класс, изд-во Дрофа 2001 год) задание 6. Результаты своих измерений и вычислений учащиеся должны принести на урок.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, электронная презентация урока; индивидуальные карты учащихся.
Цели урока:
Образовательные : овладение знаниями по теме «Давления в природе  и вокруг нас», понимание зависимости давления от площади поверхности и силы давления, развитие  практических навыков определения силы, площади и давления, показ связи изучаемого материала с жизнью, а также учет давления в технике, быту и природе.
Развивающие : развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развитие логического мышления и умения делать выводы; применение теоретических знаний для решения практических задач.
Воспитательные: развитие  культуры общения и культуры ответа на вопросы; повышение познавательной  активности учащихся; формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davlenie_v_prirode_festival.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  " Давления в природе  и вокруг нас"

Подготовка к уроку.
На предыдущем уроке учащиеся получили задание измерить площадь подошвы обуви, в которой они ходят (тапочки, различные туфли, ботинки, коньки). Указание  по выполнению работы описано в учебнике на стр. 82(учебник А.В.Перышкин Физика 7 класс, изд-во Дрофа 2001 год) задание 6. Результаты своих измерений и вычислений учащиеся должны принести на урок.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, электронная презентация урока; индивидуальные карты учащихся.
Цели урока:
Образовательные : овладение знаниями по теме «Давления в природе  и вокруг нас», понимание зависимости давления от площади поверхности и силы давления, развитие  практических навыков определения силы, площади и давления, показ связи изучаемого материала с жизнью, а также учет давления в технике, быту и природе.
Развивающие : развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развитие логического мышления и умения делать выводы; применение теоретических знаний для решения практических задач.
Воспитательные: развитие  культуры общения и культуры ответа на вопросы; повышение познавательной  активности учащихся; формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Ход урока.

1. Организация работы на уроке.
Проверка готовности класса к уроку, мотивация на работу.
У каждого ученика на столе находятся индивидуальные карты с заданиями, которые сегодня необходимо выполнить.

 Учитель: Друзья мои !Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не в прок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок.

Учитель: Как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает  в обществе человека с человеком?  Улыбка.  Давайте улыбнёмся  друг другу и пожелаем успеха на уроке.

2. Целевая ориентация.
Учитель: Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он, так же, как и все восхищается красотой и величием мира. Но кроме этого он видит еще и закономерности событий и явлений. Истинному физику свойственен дар понимания природы явлений. И мир становится во сто крат прекрасней, а эстетическое чувство человека развивается и насыщается новыми неповторимыми впечатлениями.
Вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще и не переставайте  удивляться! Ведь «познание начинается с удивления!» (Аристотель)
Учитель: Сегодня мы будем совершенствовать свои знания языка природы – языка предметов и явлений, рассмотрим  различные случаи проявления давления в природе.

3. Актуализация знаний.
(слайд )
 Учитель: В течение нескольких уроков  мы с вами изучали, как оказывают давления тела, находящиеся в различных агрегатных состояниях. Для начала, я попрошу вас ответить на несколько вопросов.

Учитель: 

1.Что называется давлением?

2.От чего зависит давление тела?

3.Как давление тела зависит от действующей силы?

5.Как давление тела зависит от площади опоры?

6.Скажите, атмосфера оказывает давление?

7. Как создается давление газа?

8.В чём измеряется давление?

 Основная часть

Учитель: мы сегодня на уроке рассмотрим разные ситуации в природе связанные с давлением
(Постановка проблемы) давайте рассмотрим 1 ситуацию,  внимание на экран.

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою»

Учитель: Одинаковый ли результат получится в итоге?
(Ученики предлагают различные версии, идет обсуждение)
Что нужно знать, чтобы дать точный ответ на этот вопрос? (Необходимо знать массу слона и муравья и площадь поверхности их ног и лапок)
Масса слона очень велика (несколько тонн), а масса муравья очень мала (десятая часть грамма), и  при расчете давления необходимо перевести их массы в основную единицу измерения – килограмм. А площадь поверхности их ступней – в квадратные метры.


Учитель: Повторение перевода единиц «Найди пару» Один ученик у доски, остальные в индивидуальных  картах с последующей проверкой. (слайд )

 Учитель: Чтобы решить задачу, необходимо знать законы зависимости физических величин, т.е. формулы.
Выполнение задание «Форменный переполох» - составь основные формулы. Учащиеся составляют всевозможные формулы из данных букв в индивидуальных картах.  Несколько учеников по очереди выходят к доске,  пишут формулы.
Учитель: Теперь можно уже и рассчитать результат этой встречи.
По вариантам учащиеся решают задачи на местах (1 вариант – рассчитывает давление слона, 2 вариант – давление муравья) у доски тоже решают 2 ученика и сравнивают.
Учитель: Вывод: Из расчётов видно что давления оказываемые слоном и муравьём различны. Заметьте, давление, оказываемое муравьём в 2,4 раз меньше давления слона.

Учитель: Рассмотрим следующую ситуацию. Как вы думаете, может ли вода быть волшебной? (ответы учащихся), а давайте проверим.

 Учитель: Опыт «Волшебная вода» (учитель)

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

 Учитель: А вот самим вам не хочется поэкспериментировать?

 Опыт для учеников:  Объясните действие шприца (ученики)

Учитель: Вывод:  При поднятии поршня шприца между ним и поверхностью жидкости образуется безвоздушное пространство. В него устремляется жидкость из сосуда под воздействием атмосферного давления.

Учитель: Общий вывод: Эти опыты доказывают практическое существование давления со стороны атмосферы т. е. атмосферного давления.  Где мы можем использовать действие шприца?  (например в медицине)

Учитель: Для того, чтобы человеку было комфортно, атмосферное давление должно быть равно 760 мм. рт. столба. Если атмосферное давление отклоняется, хоть на 10 мм, в ту или иную сторону, человек чувствует себя не комфортно и это может сказаться на его состоянии здоровья.
При пониженном атмосферном давлении отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений (сила их более слабая), некоторое падение кровяного давления.
С понижением атмосферного давления понижается и парциальное давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода, что приводит к кислородному голоданию.
При этом важную роль в профилактике играет тренировка и закаливание организма. Необходимо заниматься спортом, систематически выполнять ту или иную физическую работу. Питание при пониженном атмосферном давлении должно быть высококалорийным, разнообразным и богатым витаминами и минеральными солями. При повышенном давлении рекомендуется больше отдыхать, не торопясь, медленно подниматься на этажи.

3 ситуация

Учитель: Мы с вами вспомнили термины, формулы, решали задачи, проделали опыты, чувствуете усталость.  (Да)  Тогда самое время отправиться в поход, ну конечно же, заочно. Мы собрались по всем законам физики и взяли с собой….(обсуждение сбора в поход: подбор одежды, обуви, правила сборки рюкзака, подготовка лыж и коньков и т.д.)
Долго ли коротко ли, но дошли они до дивного озера, покрытого льдом! И так им захотелось присоединиться к компании веселых пингвинов, но вот проблема: не знают толщину льда! Но знают, что лед выдерживает давление 40 кПа.
Посчитайте, кто без страха может отправиться на лед?
Учащиеся, используя домашние измерения площади поверхности своей обуви,
рассчитывают давление, которое они оказывают на поверхность.
А кто не сможет, но кому очень хочется порезвиться вместе с пингвинами, что должны сделать?
Обсуждение способов уменьшения давления.

) Учитель: Расчёты должны быть точными.  Что может произойти, если ваше давление окажется больше 40 кПа? (ответы учащихся) Если человек провалился под лёд, каким образом мы ему можем помочь? Внимание на экран.
Обсуждение правил спасения человека, провалившегося под лед.(видеофрагмент).

Учитель:   Что вы для себя запомнили из просмотренного сюжета?
Физминутка 
 
Учитель: Отдохнули, теперь с новыми силами предлагаю выполнить электронный тест .

 Учитель:  А теперь обратно вернёмся в наш класс. Перед нами наша школьная парта, вы никогда не задавались вопросом:  с  какой силой воздух давит на поверхность школьной парты? Давайте вычислим её. Для этого что мы должны измерить?

Исследование: (Например) длиной 120 см, шириной 60 см. если атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.? [2]

Дано:

а = 120 см

в = 60 см

p = 760 мм рт. ст.



F - ?


С.И.

1,2 м

0,6 м

101 300 Па

Решение:

p = F/S, отсюда следует, что F = p * S.


1)Находим площадь парты:

S = а * в = 1,2 м * 0,6 м = 0, 72 м2.


  2) Сила давления:

   F = 101 300 Па * 0, 72 м2 = 72 936 Н = 72, 936 кН.

Ответ: 72, 936 кН

5. Закрепление.
Шуточный тест «Советы от знатока физики»
Учащиеся работают на местах, один у доски.

Учитель:  Рефлексия 

Что нового запомнили?

 сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Итоги урока:  Итак, мы сегодня вместе с вами запомнили, что  давление зависит от площади поверхности, от веса тела,  различные действие  атмосферного давления на тела. Обсудили правило спасения человека провалившегося под лед.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание

  1. § 34
  2. Решить задачу о принцессе на горошине (необходима миллиметровая бумага!!!)
  3. Подобрать интересный материал о давлении в природе, животном мире, в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Природа вокруг нас"

Занятие в форме КВН для детей дошкольного возраста по игровой экологии по теме "Природа вокруг нас"...

«Природа вокруг нас"

Программа ««Природа вокруг нас"  направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, св...

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС

Классный час для учащихся 7-8 классов на тему защиты окружающей среды....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...

Программа "Природа вокруг нас"

Цель программы: содействие формированию экологического сознания и культуры в окружающей среде у дезадаптированных детей школьного возраста.Задачи: - Привить воспитанникам знания, умения, развити...

Викторина "Природа вокруг нас" УМК "Планета знаний" 1 класс

Познавательная игра, расширяющая краеведческие познания обучающегося. Командная игра выявляющее уменя работать в команде....

Экологический учебный проект на английском языке « Сможем ли мы спасти природу вокруг нас?» (Can we save our environment?)

В материале рассказывается о развитии речевых компетентностей при помощи фотовыставки....