Домашние экспериментальные задания по физике для учащихся 7-8 класса.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

В данном материале отражена необходимость данного курса для учащихся. Предложен возможный перечень экспериментальных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

        

Развитие творческих способностей при выполнении домашних экспериментальных заданий по физике.

Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится эксперименту. Эксперимент на уроках физики  помогает сформировать у учащихся представления о физических явлениях и законах, пополняет и расширяет кругозор учащихся.  Выполнение эксперимента помогает учащимся лучше разобраться в сути физических законов и явлений, облегчает усвоение учебного материала. При проведении демонстрационного опыта в классе время, отводимое на опыт, ограничивается прежде всего временем урока. При этом основную деятельность выполняет  в основном учитель, учащиеся  только наблюдают за проведением опыта.

        В ходе эксперимента, проводимого учащимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Но, фронтальные лабораторные работы, выполняются в группах, поэтому не всегда у ребенка есть возможность рассуждать самостоятельно, и проявить свои возможности должным образом,  и ещё один важный момент: учащиеся опять же ограничены временем, отведённым на урок. И ещё одна важная проблема: не всегда в школьном кабинете физики есть необходимое оборудования для проведения таких работ. Эти факторы ограничивают практическую деятельность учащихся, ограничивают их творческую деятельность.

        Один из выходов в данной проблеме – это выполнение простейших экспериментальных заданий в домашних условиях. Опыты, задаваемые на дом, должны не требовать применения каких-либо приборов и сложного оборудования, а  так же существенных материальных затрат. Это могут быть опыты с водой, воздухом, с предметами, которые есть в каждом доме, и здесь учащимся есть «пища для размышления» в выборе подручных средств.

        Опыт – задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет он этого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Заинтересованные учащиеся могут пойти дальше в решении возникших при проведении работы вопросов. Поиск ответов на возникшие вопросы расширяет кругозор учащихся, увеличивает объём их знаний, приучает их к самостоятельности при получении знаний.

         Поэтому выполнение учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях является, на мой взгляд, важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых  в школе.

Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи учащиеся выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их выполнение повышает интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке учащихся к дальнейшей творческой деятельности.

Таким образом, цель применения домашних опытов и наблюдений заключается в повышении качества обучения учащихся, в развитии творческих способностей, повышение интереса к предмету и к науке.

При использовании данной формы обучения преследуются следующие задачи:

  1. более глубокое понимание учащимися физических явлений, процессов, теорий;
  2. развитие умений и навыков в составлении плана проведения наблюдений и опытов;
  3. развитие навыков сопоставления результатов экспериментов с физической теорией;
  4. развитие интереса к физике и технике; развитие познавательных интересов и творческих способностей; способности к изобретательству.

В качестве домашних экспериментальных заданий я чаще всего использую следующие:

самостоятельно придумать эксперимент по заданной теме, с заранее поставленной целью, подобрав необходимое оборудование из подручных средств;

воспользовавшись предложенными материалами провести эксперимент с поставленной целью;

создание моделей физических приборов и их шкал;

создание моделей  простейших технических устройств.

Результаты своей деятельности учащиеся представляют в виде творческих отчётов: демонстрация опытов и устройств в классе, фотоотчёт, составление презентаций и новая форма-создание видеороликов. Один из таких видеороликов представлен в моей презентации. Создание отчёта – ещё один из этапов развития творческих способностей. При формировании своего отчёта учащиеся задумываются над тем, как лучше и доступнее рассказать о своей работе, как лучше презентовать свою работу. На этом завершающем этапе формируются и другие немало важные качества: умение заинтересовать других, умение слушать других, уважать мнение других людей, ораторские качества и т.д.

Именно отчет о проведённой работе, когда учащиеся рассказывают о своих результатах, демонстрируют свои установки, объясняют результаты и т.д. вызывает наибольший интерес у учащихся, и в следующий раз выполнить дома экспериментальное задание желает всё большее количество учащихся.

Варианты возможных домашних экспериментальных заданий по физике  для 7-8 классов.

  1. Наблюдение изменения объёма тел при изменении температуры. Оборудование: воздушный шарик, одетый на горлышко пустой бутылки, холодная и горячая вода.
  2. Наблюдение явления диффузии. Оборудование: стакан с водой, краски, плита.
  3. Наблюдение явления инерции. Оборудование: стакан, открытка, монетка.
  4. Определение средней скорости своего движения по пути в школу.
  5. Создание модели динамометра.
  6. Наблюдение разных видов трения. Оборудование: динамометр (безмен), нить, тяжелая книга, круглые карандаши, стол.
  7. Создание модели рычага и проверка правила моментов.
  8. Создание модели реактивного двигателя. Оборудование: пластмассовый стаканчик, трубочки для коктейля, гвоздь, шпагат, вода.
  9. Доказать существование веса воздуха. Оборудование: две пластмассовые палочки, два воздушных шарика, две одинаковые банки, скотч.
  10. Сравнение сил давления холодного и горячего воздуха. Оборудование: пластиковая бутылка с пробкой, горячая вода.
  11. Наблюдение действия атмосферного давления. Оборудование: стакан с водой, открытка.
  12.  Наблюдение капиллярности. Оборудование: ветка зелени (укроп, петрушка), стеклянная банка, вода, чернила (красные, синие или черные).
  13. Создание модели сообщающихся сосудов.
  14. Наблюдение зависимости гидростатического давления от глубины. Оборудование: пластмассовая бутылка, гвоздь, вода.
  15. Создание модели фонтана.
  16. Наблюдение действия выталкивающей силы. Оборудование: безмен, яблоко, нить, сосуд с водой, бумага и карандаш.
  17.  Выяснение условий плавания тел. Оборудование: сосуд с водой, предметы из разных материалов.
  18. Выяснение условий плавания тел. Оборудование: соль, сосуд с водой, яйцо.
  19. Наблюдение испарения жидкости. Оборудование: блюдце с водой, стакан с водой, подсолнечное масло, фен.
  20. Наблюдение явления конденсации. Оборудование: кастрюлька с крышкой, вода, плита.
  21.  Наблюдение явления конденсации. Оборудование: стакан, морозильная камера.
  22. Создание модели психрометра. Определение влажности воздуха в помещении. Оборудование: два уличных термометра, вата, сосуд с водой, психрометрическая таблица.
  23. Выращивание кристаллов. Вода, соль или медный купорос, хлопчатобумажная нить или старый карандаш.
  24. Наблюдение прямолинейности света. Оборудование: две квадратные картонки, фонарик.
  25.  Создание модели солнечных часов.
  26. Наблюдение за образованием тени и полутени.
  27. Наблюдение отражения в зеркале.
  28. Создание модели перископа.
  29. Наблюдение преломления света. Оборудование: стакан, вода, молоко, соломинка для коктейля, фонарик, темная комната.
  30. Создание модели телескопа. Оборудование: два увеличительных стекла, две картонные трубки с небольшой разницей в диаметре, скотч.
  31.  Создание цветного волчка для наблюдения состава белого света.
  32.  Создание модели глаза.
  33. Создание модели фотоаппарата.
  34. Создание электромагнита.
  35. Исследование взаимодействия проводника с током и магнитной стрелки. Оборудование: батарейка, провода, гвоздь, компас.
  36. Создание простейшего мотора.
  37. Наблюдение электризации тел. Оборудование: воздушный шарик, несколько листов легкой бумаги, стена, кран, шерстяная ткань.
  38. Наблюдение за взаимодействием заряженных тел. Оборудование: две полоски из полиэтилена, кусочек сукна.
  39. Создание модели электроскопа. Оборудование: стеклянная банка, крышка, кусок железной проволоки, фольга, пластмассовая и стеклянная палочки, кусок шерстяной ткани.
  40. Создание простейшей электрической цепи.
  41. Наблюдение проводимости различных веществ. Оборудование: батарейка на 4,5 В, лампочка, два металлических уголка, прикрепленных к деревянной дощечке, различные предметы (гвоздь, зубочистка, соломинка, фольга и т.д.).
  42. Наблюдение проводимости жидкостей. Оборудование: стеклянная емкость, провода, лампочка, батарейка, вода, соль.
  43. Создание цепей с разными типами соединений.
  44. Создание модели простейшего выключателя.
  45. Создание моделей шкал амперметра и вольтметра.
  46. Наблюдение явления электролиза. Оборудование: провода, две батарейки, два шурупа, стакан, вода, соль, картон.

Каждое выполненное задание должно заканчиваться отчетом и выводами по полученным результатам. Форма отчета произвольная, её выбирают сами учащиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние экспериментальные задания по физике для 7 класс

Содержит описание экспериментальных заданий по теме "Давление" для 7 класса, которые учащиеся могут выполнить дома....

Домашние лабораторные работы по физике для учащихся 7-го класса

Домашние лабораторные работы по физике для учащихся 7-го класса...

ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В настоящее время школа работает в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых больше  внимания стало уделяться формированию общеучебных умений и использованию полученны...

Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7 класса

Исследовательские домашние задания по физике дают возможность ребенку почувстаовать себя исследователем,  способствуют  освоению основных методов познания мира,  помогут создать простей...

Исследовательские домашние задания по физике для учащихся 7-8 классов

Исследовательские домашние задания по физике дают возможность ребенку почувстаовать себя исследователем,  способствуют  освоению основных методов познания мира,  помогут создать простей...

Домашние экспериментальные задания по физике в 7-8 классах

Домашние экспериментальные задания по физике практически по всем темам 7-8 класса (учебник Пёрышкина А.В.)...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....