ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
статья по физике (7 класс) на тему

Шматова Татьяна Ивановна

 

В настоящее время школа работает в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых больше  внимания стало уделяться формированию общеучебных умений и использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Актуально стоит задача переориентировать российское образование на новые результаты, «отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся)». Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира как цель и основной результат образования.

Поэтому сегодня так злободневно внедрение в учебный процесс проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_eksperimentalnye_zadaniya_v_obuchenii_fizike.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Т.И.Шматова

учитель физики МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа»

с.Пристень Ровеньского района

В настоящее время школа работает в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых больше  внимания стало уделяться формированию общеучебных умений и использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Актуально стоит задача переориентировать российское образование на новые результаты, «отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся)» [1, с. 140]. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира как цель и основной результат образования.

Поэтому сегодня так злободневно внедрение в учебный процесс проектных и исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность.

Исследовательская деятельность предполагает умение учащихся применить имеющиеся у них знания в незнакомой или измененной ситуации. Обычно такая ситуация не относится полностью к одному учебному предмету и  для успешного решения творческой задачи требуется комплекс знаний и умений по разным предметам, что способствует формированию у школьников целостного миропонимания.

Прежде всего, учащиеся должны понять, что этот вид учебной работы имеет свои принципиальные черты, характерные для научного исследования: определение проблемы, изучение литературы, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Учитель на уроках физики формирует у школьников понятия об экспериментальных методах учебного исследования: измерении, наблюдении, фиксации их результатов, проведении математической обработки полученных результатов. В то же время исследования А. В. Усовой [4, с. 30] показали, что умение самостоятельно проводить эксперимент формируется у учащихся крайне медленно. Поэтому уже с первых уроков физики нужно начинать подготовительную работу: знакомить учащихся с методами научного познания мира, основами  научной  организации труда,  обучать их работе с учебником и справочной литературой.

Уже на подготовительном этапе  начинаю проводить  с учащимися простые исследования (диффузия, сила трения, плавание тел, поверхностное натяжение жидкости и т.д.) Это помогает вызвать интерес к изучению физики и поддерживать его на высоком уровне.

Но проведение учебного исследования на уроке не всегда возможно, так как зачастую требуется много времени для получения результата. Поэтому привлекаю учащихся к внеурочным исследованиям, в том числе  наряду с обычными домашними заданиями предлагаю  учащимся домашние задания эвристического характера: наблюдение явлений в природе и дома, проведение экспериментов и измерений.

Важное место в формировании исследовательских умений школьников занимает овладение ими методикой наблюдения. В седьмом классе учащиеся еще не умеют самостоятельно и целостно проводить наблюдения. Чаще всего они получают пошаговую инструкцию, которая не предполагает самостоятельных действий. При такой организации процесса наблюдения у обучающихся могут быть сформированы только отдельные элементы метода наблюдения. Как отмечал Э. М. Браверман, в новых условиях, при получении задания без инструкции, они, скорее всего, попадут в тупик,  так как привыкнут следовать указаниям без размышлений [2, с. 31].  

При организации наблюдений, в том числе и домашних, предлагаю учащимся использовать алгоритм, в котором ученики самостоятельно формулируют цель наблюдения, разрабатывают план и способ его выполнения. На первых порах помогаю выбрать методику описания наблюдаемых явлений, но в дальнейшем выбор способа описания остается за учеником.

Подобный же алгоритм помогает учащимся выполнять домашние эксперименты:

1. Сформулируйте цель  проведения эксперимента.

2. Вспомните, что вы знаете об этом явлении.

З. Представьте конечный результат эксперимента (гипотеза)

4. Выберите необходимые материалы и инструменты.

5. Определите план проведения эксперимента.

6. Выполните эксперимент, соблюдая технику безопасности.

7. Сравните полученный результат и вашу гипотезу.

8. Проанализируйте результат.

9. Сделайте вывод.

Систематическое применение этих алгоритмов формирует у семиклассников умение определять основную идею и формулировать ее в виде гипотезы, анализировать полученные результаты и представлять их в наиболее наглядном виде. 

Особо хочу остановиться на соблюдении техники безопасности. Поскольку ученик работает дома самостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то необходимо исключить все, что может нанести вред здоровью ребенка. Домашний эксперимент должен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и понимания физики, быть интересным по содержанию [3, с. 37].

Так как у учителя нет возможности присутствовать при проведении учащимися домашнего эксперимента, то его результаты должны быть соответствующим образом оформлены. Для этого предлагаю ребятам заполнять бланк-отчет, состоящий из следующих частей: цель, необходимое оборудование, план действий, реализация плана, выводы. На уроке учащиеся рассказывают о своей работе, задают друг другу вопросы. Особенно интересно проходит обсуждение, если результаты отличаются или даже противоречат друг другу. Это является стимулом для проведения новых экспериментов.[5]

В практике работы использую домашние исследования, предваряющие изучаемый материал (например, перед изучением темы «Давление в жидкости и газе»). Тогда на уроке можно создать проблемную ситуацию,  которая стимулирует познавательную активность учащихся. В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ учителя [5].

Задавая домашнее экспериментальное задание, предлагаю учащимся посоветоваться при его выполнении с родителями или старшими членами семьи.  И это немаловажно. Ведь зачастую участие родителей в жизни ребенка сводится только к банальным «одеть и накормить». Совместная работа позволяет укреплять семейные связи, родители могут открыть потенциальные возможности своего ребенка, дети получают возможность увидеть своих папу или маму в совершенно другой роли. Причем часто в этом виде деятельности ведущими  оказываются именно дети, что способствует развитию новых внутрисемейных отношений партнерства.

Таким образом, использование домашнего эксперимента в обучении физике позволяет реализовать системно-деятельностный подход, выводя процесс обучения за привычные рамки урока и дополняя специфические учебные действия метапредметными. А значит, обучение станет более эффективным и отвечающим современным требованиям.

Список литературы

  1. Аксенова Н. И.  // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
  2. Браверман Э. М. Обучение проведению наблюдений и экспериментов //Физика в школе. 1998. № 5. С. 30-32.
  3. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.
  4. Усова А. В. Чтобы учение стало успешным // Педагогика. 2000. № 4. С. 30-33.
  5. Шматова Т.И. Формирование исследовательских умений учащихся по физике средствами домашнего эксперимента. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/29/formirovanie-issledovatelskikh-umeniy-uchashchikhsya-po-fizike.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система домашних экспериментальных заданий 7-9 класс

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Микропрезентация как способ оформления домашнего экспериментального задания

Одной из форм представления результатов домашнего эксперимента учащихся может стать микропрезентация. Отчет в виде микропрезентаций позволяет повысить интерес учащихся к физическому эксперименту, дает...

Домашние экспериментальные задания по физике для учащихся 7-8 класса.

В данном материале отражена необходимость данного курса для учащихся. Предложен возможный перечень экспериментальных заданий....

Домашние экспериментальные задания по физике для 7 класс

Содержит описание экспериментальных заданий по теме "Давление" для 7 класса, которые учащиеся могут выполнить дома....

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

Домашние экспериментальные задания по физике в 7-8 классах

Домашние экспериментальные задания по физике практически по всем темам 7-8 класса (учебник Пёрышкина А.В.)...

Домашние экспериментальные задания по теме "Давление"

Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике. Делая что-либо самостоятельно, ученик задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где е...