Домашние экспериментальные задания по физике в 7-8 классах
методическая разработка по физике (7, 8 класс) по теме

Петропавловская Ирина Витальевна

Домашние экспериментальные задания по физике практически по всем темам 7-8 класса (учебник Пёрышкина А.В.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_eksperimentalnye_zadaniya_po_fizike_v_7.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Петропавловская Ирина Витальевна

Домашние экспериментальные задания по физике в 7-8 классах

7 класс

Раздел

Тема

Задания

Введение

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1. Определите предел измерений, цену деления и погрешность измерительных приборов, которые есть у вас дома.

2. Сделать макет градусника или мензурки.

3. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами, которые имеются у вас дома, определите объём одной капли. Кратко расскажите, как вы это делали.

4. Заведите в конце тетради страничку «Я», в которую будете заносить данные о себе. Для начала измерьте свой рост, диаметр головы, расстояние между глазами и запишите результаты на этой страничке.

Первоначальные сведения о строении вещества

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Скорость движения молекул.

1. (Перед изучением темы) Налейте в стакан холодную воду и опустите в неё кусочек марганцовки или грифель химического карандаша. Не перемешивая воду, определите, через какое время молекулы марганцовки попадут в верхний слой воды. Сделайте вывод о том, как ведут себя молекулы внутри вещества: двигаются они или покоятся. Как бы вы объяснили тот факт, что вся вода равномерно окрашивается?

2. (Перед изучением темы) Налейте в стаканы холодной и тёплой воды. На дно обоих стаканов опустите кусочек марганцовки. В каком стакане вода окрашивается быстрее? Как бы вы объяснили результаты опыта?

3. (После изучения темы) Возьмите сырую картофелину и разрежьте её пополам. В центре среза поместите кусочек марганцовки и соедините обе половины. Через некоторое время разъедините их. Назовите и объясните наблюдаемое явление.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Вырежьте из листа бумаги 3 одинаковые лепестка. Приложите 2 лепестка друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу? Смочите сухой лепесток в растительном масле и приложите его к смоченному в воде. Слипаются ли лепестки? Почему?

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в неё воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?

Взаимодействие тел

Скорость. Единицы скорости.

Измерьте (точнее) свою скорость при обычной спокойной, равномерной ходьбе. Все данные получите сами. Результаты занесите в таблицу «Я»

Масса тела.

Узнайте свою массу и запишите на страничке «Я»

Плотность вещества.

1. (После лаб. р.) Наполните стакан известной ёмкости горохом. Массу гороха определите взвешиванием. Применяя формулу для вычисления плотности, и принимая за объём ёмкость стакана, определите плотность гороха. Эта величина называется объёмной, или насыпной, плотностью; сравните её с табличным значение плотности гороха (1500 кг/м3). Ответьте на вопросы:

С какой физической величиной вы познакомились, выполнив данное задание?

Почему объёмная плотность гороха меньше, его плотности?

Можно ли по объёмной плотности судить о размерах зёрен?

2. Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Определите плотность мыла.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Оцените объём своего тела, если известно, что средняя плотность человека близка к плотности воды. Результат занесите в таблицу «Я»

Сила упругости.

Наполните кастрюлю до краёв водой, держа в руке. Поставьте кастрюлю с водой на твёрдую опору. Объясните, почему вода выливается.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Определите силу тяжести, действующую на вас лично, и занесите в таблицу «Я». Определите силу тяжести, которая действовала бы на вас, окажись вы на Луне, Марсе.

gл=1,6 Н/кг, gм=3,7 Н/кг.

Динамометр

С помощью безмена определить силу, развиваемую указательным и большим пальцем (в Н). Результаты внесите в таблицу «Я»

Трение в природе и технике

Изготовь катушку-ползушку (См. Л. Гальперштейн «Забавная физика», стр. 85 или Балашов «О природе» для 7 кл, стр. 31)

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление

(После урока решения задач) Измерьте давление, которое вы производите на землю, когда идёте и когда стоите. Сила тяжести, действующая на вас, вам известна, а площадь подошвы найдите по указаниям на стр. 82 учебника (задание 6). Результаты занесите в таблицу «Я»

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды. Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1. Положите на стол длинную деревянную линейку (старую) или полоску фанеры шириной 2-3 см и длиной 50-60 см. Уравновесьте её на краю стола, чтобы при малейшем нажиме на свободный конец фанерка падала. А теперь расстелите на столе поверх фанерки газету. Аккуратно разгладьте руками, расправьте все складочки. Раньше фанерку можно было опрокинуть пальцем. Теперь добавилась газета. Ударьте по концу фанерки кулаком. Газета ни с места. Возьмите палку или молоток и со всего размаху ударьте по фанерке. Фанерка пополам, а газета лежит себе, как ни в чём не бывало. Объясните результаты опыта.

Для сильных учеников

2. Определите площадь поверхности развёрнутой газеты, вычислите силу, с которой на неё давит атмосфера. Атмосферное давление определите по показаниям барометра или узнайте из радиосообщений. Почему газета выдерживает, не разрываясь, такую силу?

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила.

1. Определите архимедову силу, действующую на вас при полном погружении. Ваш объём вы уже знаете, он записан на странице «Я». А если вы погружены наполовину?

2. Возьмите блюдце и опустите его на воду ребром, оно тонет. Если блюдце опустите на воду дном, оно плавает на поверхности. Почему?

Плавание тел. Плавание судов.

«Картезианский водолаз»

Возьмите бутылку из-под кефира и заполните её на 9/10 водой. В неё поместите стеклянный пузырёк с небольшим объёмом воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху бутылку плотно затяните резиновой плёнкой. Нажмите пальцем на плёнку, стеклянный пузырёк тонет. Прекратите воздействие на плёнку – пузырёк всплывает. Объясните наблюдаемое явление. Где используется в практике данное явление?

8 класс

Раздел

Тема

Задания

Тепловые явления

Способы изменения внутренней энергии.

1. Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте её быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте, сколько раз надо передвинуть монету, чтобы она стала тёплой, горячей. Сделайте вывод о связи между выполненной работой и изменением внутренней энергии тела.

2. Налейте в пузырёк из-под лекарства немного воды и измерьте её температуру. Закройте пузырёк пробкой и заверните его в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пузырьке в течение 30-40 с. Снова измерьте температуру воды в пузырьке. Изменилась ли внутренняя энергия воды во время опыта. Если изменилась, то как и каким способом.

Теплопроводность

Возьмите железный гвоздь или стальную спицу и деревянный карандаш. Плотно обмотайте их середину полоской бумаги или белой нитки (№10). Внесите гвоздь и карандаш в пламя свечи. Что вы наблюдаете? Опишите результаты опыта и объясните его.

Конвекция

1.Один лист бумаги поднесите к горящей свечи сбоку, а другой – на такое же расстояние сверху. Что вы наблюдаете? Объясните результаты опыта.

2. Изготовьте из старой открытки змейку или бумажную вертушку (см. Л. Гальперштейн «Забавная физика», стр. 136) Исследуйте с помощью её, в каких местах вашей квартиры воздух поднимается вверх.

Излучение

Стакан заклейте изнутри полосками белой и чёрной бумаги одинаковой ширины. Снаружи к стакану прикрепите стеарином на одной высоте гвоздики по одному против каждой белой и чёрной полосок. Поставьте в стакан свечку строго в центре. Фитиль должен быть немного ниже уровня, где прикреплены гвоздики. Зажгите свечку. Через некоторое время гвоздики начнут отпадать. Какие гвоздики отпадают первыми? Почему?

Теплопередача в природе и технике

Зажгите свечку и поднесите её к приоткрытой двери в комнату сначала сверху, а затем снизу. Объясните «странное» поведение пламени свечи.

Удельная теплоёмкость

Найдите способ сравнения теплоёмкостей двух разных металлов, если таблиц у вас нет. По возможности проверьте вашу догадку опытом и сравните полученные результаты с табличными данными.

Изменение агрегатных состояний вещества

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Наберите в кастрюлю снега и положите в него несколько кусочков льда. Поставьте кастрюлю на слабый огонь. Когда в ней появится вода, измерьте её температуру или (если нет термометра) определите на ощупь, опустив в воду палец, как она холодна. Повторите свои наблюдения за температурой воды несколько раз, пока лёд в ней ещё не растаял. Сделайте вывод.

Решение задач на плавление и отвердевание

Поставьте на плиту две одинаковые жестяные банки. В одну налейте воду массой 200-500 г, в другую положите снег той же массы. Заметьте, сколько времени потребуется, чтобы вода в обеих банках закипела. Объясните результаты вашего опыта.

Испарение

1. Перед изучением темы

В два одинаковых блюдца налейте по 3 столовые ложки воды. Одно блюдце поставьте в тёплое, а другое – в холодное место. Запишите, за какое время испарится вода в том и другом блюдцах. (После изучения – объясните разницу в скорости испарения)

Исследовать зависимость скорости испарения жидкости от площади поверхности.

Капните на газету одну каплю воды и одну каплю одеколона. Сделайте вывод, зависит ли скорость испарения от рода жидкости.

Нанесите пипеткой по капле одеколона на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Какой вывод можно сделать?

2.  (После изучения темы) Исследовать изменение скорости нагревания воды в кастрюле, если на неё налить слой масла.

Эти задания можно дать группам.

Кипение

Изготовьте бумажную «кастрюлю» (коробку), налейте в неё воду и укрепите на какой-нибудь подставке (например, на толстой проволоке или треножнике из консервной банки). Подставьте под кастрюлю горящую свечу или сухое горючее. Вскипятите воду и объясните опыт.

Поместите маленькую кастрюльку с водой в большую кастрюлю с кипящей водой. Будет ли кипеть вода в маленькой кастрюле? Почему?

Капните воду на раскалённую плитку или утюг. Опишите, как ведёт себя вода. Объясните такое «странное» поведение капли.

Электрические явления

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Электризация человека (выполняется группой учеников)

Электризуемый ученик встаёт на резиновый коврик или двойную-тройную плёнку полиэтилена или стоит на сухом полу в туфлях с резиновой подошвой. Для электризации возьмите цигейковую шапку или шерстяной шарф. Ударьте человека шапкой по спине, по рукам несколько раз или потрите спину. Затем к руке наэлектризованного поднесите в темноте лампу дневного света или неоновую. Что вы наблюдаете? При незначительной электризации можно коснуться лампой носа, щеки, волос. Лампа вспыхивает. Почему? Чтобы опыт проходил лучше, электризуемый человек должен быть одет в рубашку из искусственного материала.

Положите на стол полиэтиленовый мешок или воздушный шарик и разглаживайте его руками, шерстяным шарфом, меховой шапкой, бумагой. Одной рукой возьмите мешок за угол, второй рукой возьмите за цоколь лампу дневного света или неоновую лампочку и поднесите её баллон к мешку. Что вы наблюдаете?

Наэлектризованный мешок подвесьте на шёлковой нити к люстре или в проёме двери. Поднесите к нему предмет, которым электризовали. Что вы наблюдаете? Почему? Наэлектризуйте второй мешок и поднесите его к первому. Что наблюдается в этом случае?

Оберните круглый карандаш металлической фольгой и осторожно снимите с карандаша образовавшуюся гильзу. Подвесьте её на шёлковой или капроновой нити. Коснитесь гильзы наэлектризованным телом, знак заряда которого известен. Затем наэлектризуйте другие тела и, поднося их к гильзе, определите знак заряда этих тел. Близко к гильзе эти тела подносить не следует.

Проводники и непроводники электричества.

Повесьте на шёлковой нити металлическую гильзу. Рядом поставьте стакан, а на него положите металлический стержень так, чтобы один его конец касался гильзы

Поднесите к другому концу стержня наэлектризованную трением пластмассовую линейку или расческу. Объясните наблюдаемое вами при этом явление. Сделайте вывод: проводником или изолятором является взятый для опыта стержень? исследуйте аналогичным образом какие-нибудь другие вещества и расскажите о результате своих опытов. Можно ли в этом случае подвесить гильзу на металлической проволоке? Почему? Какую роль в данном случае выполняет стакан?

Объяснение электрических явлений.

Поднесите к мелким кусочкам бумаги наэлектризованную пластмассовую линейку. Пронаблюдайте, как эти кусочки притягиваются к линейке, а некоторые из них, коснувшись линейки, отскакивают от неё. Объясните наблюдаемое явление.

Магнитное поле

Магнитное поле Земли.

Поднесите компас к нижней части железного ведра. Стрелка поворачивается к ведру южным полюсом. Перемещайте компас вокруг ведра, при этом стрелка всё время направлена южным полюсом к ведру. Если переместить компас к верхней части ведра, стрелка поворачивается к нему северным концом. Проделайте аналогичный опыт с компасом, поднося его к нижней ножке железной кровати, потом к верхней. Объясните странное поведение магнитной стрелки.

Световые явления

Источники света. Распространение света.

1. В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3-5 мм. Расположите этот кусок картона примерно на расстоянии 10-15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное перевёрнутое слабо освещённое изображение окна. Объясните наблюдаемое явление.

2. В тёмной комнате получите с помощью того же куска картона изображение горящей свечи. Меняйте расстояние между экраном и картоном. Как меняются при этом размеры изображения. Постройте ход лучей.

3. Чтобы получить изображение предмета при помощи малого отверстия, изготовьте прибор, называемый «камера обскура». Для этого картонную или деревянную коробку обклейте чёрной бумагой, в середине одной из стенок проделайте маленькое отверстие (примерно 3-5 мм в диаметре), а противоположную стенку замените матовым стеклом или матовой бумагой. Получите при помощи изготовленной камеры обскуры изображение хорошо освещённого предмета.

Отражение света. Плоское зеркало.

Поставьте на стул настольную лампу. Подложите книжку, чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до края стола должно быть метра 2. Расстелите на столе лист белой бумаги, а на краю поставьте расческу с редкими зубьями. Поставьте на бумагу за расчёской четырёхугольное зеркальце. Как ведут себя лучи, падающие на зеркало.

Преломление света.

1. Положите монетку в пустую чашку и присядьте так, чтобы монетка перестала быть видна. Осторожно, чтобы монетка не сдвинулась, наливайте воду в чашку. Монетка появляется, и дно чашки кажется приподнятым. Почему?

2. Расположите лампочку на уровне крышки стола на расстоянии 1.5-2 м от края. На краю поставьте редкую расчёску, а на стол положите белую бумагу. За расчёской поставьте стакан с водой (тонкостенный). Прорежьте в бумаге отверстие по размеру стакана, вставьте в него стакан, а бумагу приподнимите немного, подложив под неё книжки или общие тетради. Нужно, чтобы лучи проходили сквозь воду, а не сквозь донышко стакана. Опишите поведение лучей, попавших в стакан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система домашних экспериментальных заданий 7-9 класс

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физ...

Микропрезентация как способ оформления домашнего экспериментального задания

Одной из форм представления результатов домашнего эксперимента учащихся может стать микропрезентация. Отчет в виде микропрезентаций позволяет повысить интерес учащихся к физическому эксперименту, дает...

Домашние экспериментальные задания по физике для учащихся 7-8 класса.

В данном материале отражена необходимость данного курса для учащихся. Предложен возможный перечень экспериментальных заданий....

Домашние экспериментальные задания по физике для 7 класс

Содержит описание экспериментальных заданий по теме "Давление" для 7 класса, которые учащиеся могут выполнить дома....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ 10 класс методичка

Дополнительное методическое пособие для выполнения экспериментальных работ...

ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В настоящее время школа работает в условиях перехода на новые образовательные стандарты, в которых больше  внимания стало уделяться формированию общеучебных умений и использованию полученны...

Домашние экспериментальные задания по теме "Давление"

Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике. Делая что-либо самостоятельно, ученик задумается: как проще провести опыт, где встречался он с подобным явлением на практике, где е...