Урок по физике в 10 классе , тема "Строения вещества" .
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Чернорубашкина Татьяна Александровна

      Проанализировать знания обучающихся о состояниях вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений; раскрыть особенности строения газообразных, жидких, твердых тел и плазмы (в четырех агрегатных состояниях вещества) с точки зрения МКТ (молекулярной кинетической теории).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО)     Чернорубашкина  Татьяна Александровна

Предмет физика  Класс 10

Тема урока: Состояния вещества

Цель  урока:

актуализировать знания обучающихся о состояниях вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений;. раскрыть особенности строения газообразных, жидких, твердых тел и плазмы (в четырех агрегатных состояниях вещества) с точки зрения МКТ (молекулярной кинетической теории). 

Задачи.

Образовательные:

знание основных физических свойств аморфных и кристаллических тел жидкостей , газов;

выделение отличительных признаков кристаллов и аморфных тел;

знание видов твёрдых тел, типов кристаллов, их физических свойств;

умение различать кристаллические  и аморфные тела на основе внешних (правильная форма) и внутренних (строение и анизотропия) свойств.

Развивающие:

развитие умения определять цель и выстраивать задачи на пути ее достижения

развитие умения выделять главное, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей, информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, умения аргументировано высказывать своё мнение;

Воспитательные:

формирование мировоззренческих идей: развития в природе и обществе, познаваемости мира и его закономерностей, формирование личности, готовой к гармоничному отношению к природе.

 Оборудование к уроку: коллекция минералов, набор кристаллических и аморфных тел, лупы. компьютер,  медиопроектор, презентация, тестовые задания, ,блюдца, , кристаллические решётки, капилляры,  спиртовка.

        

Таблица 1

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.1

Организационный момент, включающий:

Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

-создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Приветствие ,проверка  готовности к уроку

Записать отсутствующих, обратить на внешний вид, после перемены. успокоить

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу,

  Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по разделу «Молекулярная физика»

Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации деятельности обучающихся:

- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей), тестирование.

Критерий- бальная система

Методы стимулирования: одобрение,  похвала,  создание ситуации успеха

мышления.  

Метод обучения: 

словесный (беседа), письменный тест.

Метод организации работы: фронтальный

Дидактическая задача:  Выявить уровень знаний по молекулярной физике  Определить типичные недостатки и ошибки .

Проведение опроса учащихся по средствам беседы и тестирования.

1.С какими вопросами мы познакомились на прошлом уроке.

2.Проверка усвоения пройденного.

(тестирование)

 

3.

Изучение нового учебного материала.

Дидактическая задача:  Формирование конкретных представлений по теме урока, побуждение учащихся самим искать решение проблемы.

Данный урок – урок изучения нового

Цель для учителя: 

-обеспечить процесс изучения состояния вещества  и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

-доступность учебного материала;

-эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)

Методы обучения словесные

( лекция, беседа)наглядные и практические .( презентация, работа с коллекцией, опыты)

Цель: 

сформировать знания о строении ,свойствах  веществ в твёрдом и жидком состояниях на основе основных положений молекулярно -кинетической теории.

Задачи:

 -Сформировать представление о строении, отличительных признаках свойствах твёрдого тела  и жидкости.

-Показать практическое применение свойств различных видов вещества  в технике , в промышленности и других областях.

Из чего состоит Вселенная?

Составление  логической схемы.

                                                Вселенная

материя    

неживая                                                        живая

                         вещество

(состоит из молекул, атомов, ионов и т д)

                состояние  вещества

твёрдое    жидкое     газообразное       плазма

                               

?

                       

   Сегодня на уроке мы узнаем о состояниях вещества,   свойствах  вещества на основе основных положений молекулярно инетической теории и о  практическом применении этих  свойств  в технике ,  в промышленности и других областях.

Зачитывание одним учащимся эпиграфа. 

«Отыщи всему начало  и  ты много поймешь.»

                                            Козьма  Прутков.

Повторение основных положений МКТ.

Проблемный вопрос 

Почему вода или другие жидкости, сколько бы не прошло времени, остаются жидкими, а мёд густеет и сахарится?

Учащимся   заполняют  таблицу  из шести колонок.

 В таблице  «Особенности строения газообразных, твердых, жидких тел и плазмы» раскрываются агрегатные состояния с примерами, расстояние между частицами, особенности строение вещества (первое положение МКТ), порядок расположения частиц, характер движения (модель теплового движения) - второе положение МКТ, взаимодействие частиц – третье положение МКТ, особенности и свойства (сохраняет ли форму и объем и т.д.) (приложение ).

Методы изложения: Лекция с показом презентации, демонстрация опытов, работа с текстами  ,сообщениями учащихся.

 1.Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Слайд

2.. Демонстрация кристаллических решёток

-примеры

-строение

-кристаллические решётки

-опыт с расположением шариков на часовом стекле

2..Аморфные тела. Слайды

-примеры

-строение

-опыт (размягчение стекла при нагревании )

3.Тексты для работы в группах 

Задание 1. Прочитайте статью «Кристаллические и аморфные тела». Приложение 1.

Задание 2.Ответитьте на вопросы:

  • Каковы свойства кристаллических тел?
  • Каковы свойства аморфных тел?
  • Что называется изотропией?
  • Что называется анизотропией?
  • Назовите виды кристаллических решеток.
  • Приведите примеры кристаллических тел.
  • Что называется монокристаллом? Приведите примеры
  • Что называется поликристаллом? Приведите примеры
  • Приведите примеры аморфных тел.
  • Каковы свойства аморфных  тел?

Выводы :

Свойства кристаллических тел.

  1. Температура плавления постоянна.
  2. Имеют кристаллическую решетку
    Типы кристаллов 
    а) ионные; 
    б) атомные; 
    в) металлические; 
    г) молекулярные.
  3. Каждое вещество имеет свою температуру плавления.
  4. Анизотропия (механическая прочность, оптические, электрические, тепловые свойства).

Свойства аморфных тел.

-Не имеют постоянной температуры плавления.

-Не имеют кристаллического строения.

-Изотропны.

-Обладают текучестью.

-Имеют только «ближний порядок» в расположении частиц.

-Способны   переходить в кристаллическое и жидкое состояние

4. Работа с коллекцией «Кристаллические и аморфные тела» у каждого на парте

Рассматривают с помощью лупы, обсуждают.

Вопросы

-Какая разница в строении крупинки сахарного песка и куска сахара-рафинада?

-Отличие аморфных тел и кристаллов

4.Жидкости. Слайды

-примеры

-строение

-поверхностное натяжение

5.Работа по учебнику  стр 222-223  .Смачивание .Капиллярность

Вопросы.

1.В чём проявляется явление смачивания? Примеры.

2.Что такое  капиллярность?  Примеры капиллярных явлений.

Демонстрации :

-демонстрация смачивание, не смачивание

-демонстрация принципа действия капилляров.

6.Проведение физкультминутки  

Цель  Снятие усталости, улучшение мозгового кровообращения

   

4.

Закрепление учебного материала,: 

Цель для педагога:

Выявить уровень усвоения учебного материала;

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.

Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.

Форма работы: коллективная

Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.

.

Дидактическая задача:  Установить осознанность восприятия Учить выбирать рациональные способы решения

Цель:

Проверить степень  усвоения нового теоретического материала

Закрепление изученного по вопросам (по графам заполненной в ходе урока таблицы)

1)Перечислите  состояния вещества;
2) Опишите характер движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах;
3) Каково среднее расстояние между молекулами газов, жидкостей и твердых тел

4) Перечислите основные свойства газов, жидкостей, твердых тел.

Сообщения учащихся о применении  кристаллов и аморфных тел.

Решение задач  по задачнику  

-Люди научились обрабатывать бронзу раньше , чем железо. Чем это объяснить?

-Почему оконные стёкла ,  через много лет, оказываются толще внизу, чем вверху?

-Почему нельзя писать чернилами на жирной бумаге?

-Почему рыхление почвы сохраняет в ней влагу?

-Почему полотенца не шьют из шёлка?

Ответы на проблемные вопросы?  

 Может ли быть поваренная соль жидкой, а углекислый газ твердым? ( Да, при нормальном атмосферном давлении поваренная соль становится жидкой при температуре 800 °С (а углекислый газ твердым — при 250 °С.)

При какой температуре плавится парафин?(Парафин аморфное тело нет постоянной температуры плавления)

Почему вода или другие жидкости, сколько бы не прошло времени, остаются жидкими, а мёд густеет и сахарится?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

5.

Задание на дом,

Цель  Повторить и систематизировать полученные знания уметь применять полученные знания при решении задач

 Цель для обучающегося: 

-стимулирование к личным достижениям;

-развивать умение работать самостоятельно, творчески.

-воспитывать нравственное отношение к труду.

Прочитать параграф  30, устно ответить на вопросы 1-9, стр225

задачи №!7 :1,2,3,4,7,18.(устно)

Самостоятельно изучить Жидкие кристаллы и плазма  стр 223-224. Подготовить доклада на темы : «Применение жидких кристаллов, плазмы» , «Что мы знаем о наночастицах, нанотехнологиях?»

Выполнить задание на ст.112

Рефлексия .

Организуется ситуацию  для рефлексии, на листочках подчеркнуть одно из слов, выражающих отношение учащегося  к уроку.

  1. На уроке я работал                             активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я                  доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался                   коротким / длинным
  4. За урок я                                              не устал / устал
  5. Мое настроение                                  стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был                   понятен / не понятен
                                                                 полезен / бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется        легким / трудным

                                                         интересен / скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физике тема: Плотность вещества

В данной разработке урока предлагается изучение новой  темы, где основным направлением является самостоятельный поиск и добыча знаний непосредственно самим учеником. В процессе урока дети самосто...

окрытый урок по физике "Агрегатные сосотояния вещества"

открытый урок по теме Агригатное состояния вещества для 8 класса...

УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Перенос веществ в организме позвоночных животных"

Урок по теме "Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных" К уроку создана презентация.Начинается урок сужетом из мультфильма па сказке «Книга джунглей» Р.Киплинга. "Мы с тобой одной ...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

Урок-путешествие "Основные классы неорганических веществ"

Цели урока:1.Повторение систематизаций знаний о классификации неорганических веществ и их свойствах.2.Развитие навыков составления генетических рядов элементов, написание соответствующих реакций.3.Сов...

Урок в 8 классе "Радиоактивные вещества"

Виды радиоактивных веществ, их  биологическое действие на человека....