Плотность. 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Танасюк Ирина Николаевна

Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, носит исследовательский характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_7_kl_.docx238.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 7 классе.

Учитель МБОУ Лицей №6 Танасюк Ирина Николаевна.

Тема: «Плотность вещества»

Тип и вид урока:  урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала,       комбинированный, носит исследовательский характер

Цель: Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;  развить интерес  к исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные -  ввести понятие плотности вещества; формирование прочных знаний  по теме «Плотность вещества» при решении экспериментальных задач; показать практическую значимость изучения понятия “плотность”.

Развивающие -  развитие  навыков  логического  мышления;  обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений,   элементов   творчества,   умения   пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Воспитательные - воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оснащение урока:  мультимедийный проектор; компьютер; презентация,  составленная с помощью программы PowerPoint; весы; разновесы;  тела равного объема, но  разной массы; мензурка с водой; небольшая картофелина; кусочек сахара; небольшой камешек; мыло; пластилин.

Ход урока:

I. Организационный момент:

   Девизом нашего урока будет высказывание Аристотеля:

«Назначение человека – в разумной деятельности».

У каждого из вас на парте лежит карта, где вы будите фиксировать результаты вашей деятельности на уроке

Ф.И.________________________________________________

«Верю,

не верю»

Работа в группах

Тест

Устная

работа

Всего

Оценка

 

II. Мотивация:   Загадка:  Две сестрицы качались

                                            Правды добивались

                                            А когда добились

                                            То остановились.

                                                                        (весы)

?      Что можно определить с помощью весов?  (массу тела)

?      Можно определить массу тела не используя весы?

Проблема: на столе лежит деревянный брусок. Как, используя  только линейку,  определить его массу?

Чтобы решить эту проблему нам необходимо познакомиться с еще одной очень важной физической величиной – ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА.

 Запишем тему нашего урока: «Плотность вещества»

Как вам уже известно, что любая разумная деятельность начинается с постановки цели. Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?

- узнать что такое плотность;

- узнать от чего она зависит;

- узнать, как она обозначается;

- узнать какой у нее смысл.

III. Актуализация опорных знаний и умений:

Проверим прочность наших знаний и готовность к изучению новой темы.

Предлагаю сыграть в игру «Верю, не верю»:

(если вы согласны с утверждением, записываете «да», если не согласны «нет»).

  1. Массу тела можно определить не только с помощью весов, но и при взаимодействии.
  2. Космонавт взял с собой на орбитальную станцию учебник по физике. После старта, во время полета масса учебника стала равна 0.
  3. При замерзании вода превратилась в лед, при этом изменилось его агрегатное состояние, увеличился его объем, а значит, увеличилась и его масса.
  4.  При замерзании вода превратилась в лед, при этом изменилось его агрегатное состояние, а масса нет.
  5. Если в три пробирки налить различные жидкости до одного

уровня, то массы у них будут одинаковые, так как у них

равные объемы.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ – САМОПРОВЕРКА: один правильный ответ – 1 балл.

                1

2

3

4

5

да

нет

нет

да

нет

 

IV. Изучение нового материала:   

Для характеристики любого тела нам необходимо знать его массу и объем?

Возьмем два тела одинакового объема.

Объем тел одинаковый. Как вы думаете, а массы будут какими?

Давайте проверим  ваши мнения опытом.

Проводит взвешивание  тела на весах.

Итак, опыт показал, что масса тел разная.

?     Какой вывод можно сделать из этого опыта?

У данных тел одинаковый объем, а масса разная.

ВЫВОД: Масса распределяется по объему  по-разному: для одного тела на единицу объема  приходится  большая масса, для другого на единицу объема приходится  меньшая масса.

Фронтальная работа:

На каждом столе у вас есть мензурки с водой (25 мл, 50 мл, 75 мл, 100 мл) и весы. Определите массу воды, зная, что масса пустой мензурки равна 33 г.

Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами.

Результаты взвешивания запишем в таблицу на доске:

Масса, г

25

50

75

100

Объем, мл (см³)

25

50

75

100

 Найдем отношение массы тела к его объему. Какую закономерность мы наблюдаем?

ВЫВОД: Для одного и того же вещества масса распределяется по объему  одинаково.

Масса, приходящаяся на единицу  объема - это и есть  плотность.

 Итак, физическая величина, равная отношению массы вещества к его объёму, называется плотностью вещества. Это – определение плотности. Его можно записать и в виде формулы:

Вспомним, что формулы можно преобразовывать по правилам математики. Поэтому формула плотности может быть записана в двух других формах: 


Так как плотность – это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим.

?     В чем измеряется масса?

?     В чем измеряется объем?

Тогда единица измерения плотности будет:  1 кг/м3

Записали в тетрадь

А еще  единицей измерения плотности будет 1 г/см3.

Работа с рисунками

Внимательно рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о массе тел и о их плотности?

     

V. Закрепление новых знаний.

Итак, чтобы определить плотность вещества, мы должны знать массу тела и его объем.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.

С помощью весов, мензурки и линейки определите плотность следующих веществ:

I группа – картофель

II группа – сахар (сахар-рафинад)

III группа – мыло

IV группа – пластилин

V группа – камешка.

Каждая группа   подготовила краткий отчет о результатах своей работы.

                Молодцы! Все группы справились со своим заданием!

НА ЭТОМ ЭТАПЕ – ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ ЕЁ РУКОВОДИТЕЛЬ (ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ) ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Плотности многих веществ уже определены и занесены в таблицы №2, №3 и №4 на стр. 50 – 51 вашего учебника.  По таблицам определите плотность воды, льда и пара.    ?     Это все одно вещество состоящее в различном агрегатном состоянии, что вы можете сказать о их плотности?

ВЫВОД:  Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях различна.

?      Вернемся к началу урока и попробуем вновь ответить на вопрос:  можно ли определить массу  деревянного брусочка, если у нас только линейка?

Предлагаю проверить прочность полученных знаний.

Итоговый тест.

Вариант I

1. Какая из тележек 1, 2 придет в движение, если пережечь нитку?

А) 1.

Б)  2.

 В)  1и2.      Г)  никакая.

2. Два тела массами m1  и m 2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что...

А) m1 < m 2 ;            Б) m1 = m 2 ;          В) m1 > m 2 .  

3. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

А) Так нельзя сравнивать массы тел.

Б)   m1 > m 2 ;

В)  m1 < m 2 ;  

 Г)  m1 = m 2 .    

4. Сколько граммов в одном миллиграмме?

А) 100 г.                 В) 0,01 г.                Д) 0,001 г.             

Б)  10 г.                    Г)  1000 г.              Е)  0,1 г.

5. Сравните плотности веществ, из которых изготовлены кубики одинакового объема:

А)  ρ1  > ρ2,          Б)   ρ1 =  ρ2,        В)  ρ1 <  ρ2. 

Г) таким образом сравнивать плотности нельзя.

Вариант  2

1. Какая из тележек 1, 2 не придет в движение, если пережечь нитку?

А)  никакая .

Б)  1.

В)  2.

            Г)  1 и 2.

2. Два тела массами m1  и m 2 взаимодействуют друг с другом, и первое из них после взаимодействия движется с той же скоростью, что и второе, то говорят, что...

А) m1 = m 2 ;            Б) m1 > m 2;          В) m1 < m 2.  

3. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?

А) m1 = m 2.

Б)   m1 > m 2 ;

В)  m1 < m 2 ;  

          Г)  Так нельзя сравнивать массы тел.    

4. Сколько миллиграммов в одном грамме?

А) 1000 мг.              В) 100 мг.               Д) 10мг.

Б)  0,001 мг.             Г)  0,01 мг.             Е)  0,1 мг.

5. Сравните плотности веществ, из которых изготовлены кубики 1,2 одинакового объема:

А)  ρ1  > ρ2,

Б)   ρ1 =  ρ2,

В)  ρ1 <  ρ2.

Г) таким образом сравнивать плотности нельзя.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ – ВЗАИМОПРОВЕРКА.

           I вариант                                                           II вариант

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

б

а

г

д

а

в

а

в

а

б

Подсчитайте количество баллов за тест. Прибавьте баллы за устную работу.

VI. Подведение итогов урока.

Подсчитайте все баллы в карте и оцените свою работу на уроке.

Критерии оценки:

От 15 баллов и выше –«5»

От 11 баллов до 14 баллов – «4»

От 8 баллов до 10 баллов – «4»

Меньше 8 баллов – «2».

Поднимите руку у кого «5»! А у кого «4»? Есть ребята кто набрал больше 15 баллов? Очень хорошо!

Ребята! Так, что же нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли мы  цели урока?  

VII.  Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Выучить § 21 из Упражнения 7 выполнить письменно  задание 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Лабораторная работа "Определение плотности различных тел" 7 класс

В данной лабораторной работе предлагается определить плотность тел:  неправильной формы.прямоугольного параллелепипеда.воды.сыпучего нерастворимого в воде тела.определение вещества по рассчитанной п...

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Урок физики в 7 классе по теме «Плотность. Измерение плотности твердого тела»

Цель урока:- повторить  понятия  «плотность вещества», «единицы измерения плотности»; - способствовать формированию у учащихся  представлений о практическом измерении плотности твердого...

Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".

Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...

Плотность тел. Нахождение массы тела через плотность и объём.

Плотность тел. Нахождение массы тела через плотность и объём.Педагогическая технология:   Внутренняя дифференциация....