"Использование инновационных технологий на уроках физики"
статья по физике по теме
Тема данной работы была выбрана в связи с широким использованием инновационных технологий в учебный процесс, поэтому моя цель – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.
Я считаю, что тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. Это побудило меня искать и осваивать новые образовательные технологии.
Использование инновационных технологий на уроках физики предполагает:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- постоянное повторение, систематизация знаний;
- формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к
изучению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnykh_tekhnologiy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий на уроках физики»
Горбунова Татьяна Анатольевна – учитель физики
Муниципальная бюджетная образовательная организация «Средняя общеобразовательная школа №18» города Альметьевск
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения.
Тема данной работы была выбрана в связи с широким использованием инновационных технологий в учебный процесс, поэтому моя цель – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.
Я считаю, что тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин. Это побудило меня искать и осваивать новые образовательные технологии.
Использование инновационных технологий на уроках физики предполагает:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- постоянное повторение, систематизация знаний;
- формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к
изучению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
Работая в школе учителем физики с 1998 года, главным в своей работе считаю постоянное повышение своей педагогической и методической культуры.
Использую такие инновационные технологии, как:
- проектно-исследовательская технология;
- личностно – ориентированный подход;
-информационно-коммуникационная технология.
Наиболее часто применяю на своих уроках проектную технологию и научно-исследовательскую деятельность. Основной формой научно-исследовательской деятельности является проект.
Метод проектов занимает сегодня ведущее место среди методов инновационного обучения. Его основой является практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Например, «увидеть» на практике влияния электромагнитных волн на человека позволяет урок в 11 классе по теме: «Электромагнитные волны». Учащиеся 7 класса после изучения темы «Движение и силы» выступили с защитой мини- проекта «Нам физика нужна». Вот темы проектов, выполненных учениками и используемые в качестве дидактического материала при изучении новой темы, повторении, подготовки к итоговой аттестации: «Дифракция света», «Развитие средств связи», «Использование электрической энергии в быту, природе и технике», «Применение и получение радиоактивных изотопов». Лучшие работы выдвигаю на городские и региональные конференции. Ежегодно в нашей школе проходит региональная научно-практическая конференция «В науку первые шаги». Выступления докладчиков сопровождаются показом видеозаписей, презентаций и защитой проектов.
Так, например, ученик 9 класса выступил с проектной работой на тему «Альтернативные источники энергии», где выдвинул гипотезу: « Источники энергии находят применение во многих областях жизни, заполняя ниши, где невозможно или невыгодно применение традиционных источников». В ходе работы над проектом был собран большой информационный материал об источниках энергии и отражена исследовательская и практическая деятельность.
При использовании технологии проектов обеспечиваю самостоятельную познавательную активность учащихся, стимулирую мыслительную, поисковую деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку результатов, создаю на уроке ситуации «успеха». Многие ученики с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, предлагаемую им на уроках, продолжают её на факультативных занятиях и кружках. Работая в кружке, ребята могут заниматься проведением экспериментальных исследований, изготовлением и конструированием физических приборов. Это позволяет развить общий кругозор учащихся и открывает широкие возможности для творчества.
Организацию исследовательской работы выстраиваю поэтапно.
На подготовительном этапе у ребят формируются навыки быстрого чтения, они вовлекаются в активные формы учебной деятельности, выявляются творчески работающие учащиеся.
Развивающий этап способствует расширению кругозора учащихся. На этом этапе ребята 7 классов работают с научно-популярными изданиями, учебной литературой, справочниками, техническим оборудованием , проводят исследования, затем делают краткие сообщения на уроках. Примером исследовательской деятельности является урок в 7 классе по теме: «Сила трения», где учащимся предлагаю для ответа на вопрос провести исследование с помощью динамометра, набора грузов, куска оргстекла, деревянной линейки и куска шерстяной ткани. По мере выполнения исследования учащиеся делают соответствующие выводы.
В 8-9 классах работы учащихся отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. На уроках стараюсь решать больше экспериментальных задач, а для домашних исследований даю задания: « Как зависит скорость протекания диффузии от температуры? Как осуществляется процесс кипения жидкости?» Организую изготовление учащимися самодельных приборов и проведение с их помощью различных исследований. Так, ученик 8 класса самодельно изготовил прибор электроскоп для обнаружения электрических зарядов.
Исследовательский этап является научно-исследовательской деятельностью учащихся. В 10-11 классах основное внимание уделяется профессиональному самоопределению школьников. Работы учащихся отличаются глубиной, фундаментальностью их исследований.
Я считаю, что научно-исследовательская деятельность школьника развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации и самоконтролю.
Применение этих технологий в обучении физики объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познавать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности.
К тому же компьютер стал для меня верным помощником в подготовке и проведении уроков физики, открыл для меня новые возможности в преподавании, сделал мои уроки более современными и увлекательными.
Небольшой опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении физики позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках и стимулирует умственную деятельность.
Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм и методов обучения приносит свои плоды.
Таким образом, проектная и научно-исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современный уровень образования и повышает качество преподавания предмета.
Можно сделать вывод о том, что проектно-исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью содержания образования, является устойчивой формой образовательного процесса.
Инновации находят широкое применение в преподавании физики, как метод, моделирующий физические процессы, и используется для контроля и самоконтроля знаний учащихся.
Список использованной литературы:
- Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. «ВАКО», 2009.
- Губернаторова Л.И., Потехин К.А. «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики».
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. «Народное образование», 2000.
- Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий на уроках физики"
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...
Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...
“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.
Главная цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".
Статья посвящена использованию модульно-блочной технологии на уроке русского языка....
Использование инновационных технологий на уроках физики
Инновационные технологии на уроках физики — это, новые современные технологии, включающие такие виды деятельности учащихся на уроке, в результате которых серьезно повышается эффективность обучен...
Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....
Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
из опыта работы на уроках физики с использованием инновационны технологий...