рабочая программа по физике 7-9 класс. Стандарт 2004год
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)

Жирова Ирина Сергеевна

 

Рабочая  программа по физике для 7-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике  2004 г., авторской  программы по физике для основного общего образования  под  редакцией Е. М. Гутник,  А. В. Перышкина,   примерной программы  по физике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fizika.7-9.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по физике для 7-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике  2004 г., авторской  программы по физике для основного общего образования  под  редакцией Е. М. Гутник,  А. В. Перышкина,   примерной программы  по физике.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В 2013-2014 учебном году рекомендуется  по количеству учебных недель  в  VII-70 часов, в VIII-72 часа, в  IX-68 часов.

При составлении рабочей программы, календарно-тематического и поурочного планирования по физике за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (7-9 классы), авторы программы – Е.М.Гутник,  А.В.Перышкин. В соответствии с данной программой рекомендуются учебники « Физика – 7,8» автор А.В.Перышкин,  « Физика – 9» авторы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин, Москва, «Дрофа», 2009 год.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основное содержание (210 час)

Физика и физические методы изучения природы (6 час)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

Механические явления (57 час)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Измерение массы.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение кинетической энергии тела.

Измерение изменения  потенциальной энергии  тела.

Измерение мощности.

Измерение архимедовой силы.

Изучение условий плавания тел.

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (33 час)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (30 час)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. 

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны (40 час)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

Квантовые явления (23 час)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Тематическое планирование

7 класс.

Раздел программы, кол-во часов

П/№ урока

Тема урока

     Основные понятия

Формы

 контроля

Домашнее

задание

Материал к уроку

Тема 1

 Введение

(4 ч)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Понятие физики как науки, ее цели и задачи. Термины: материя, физическое  тело, вещество, физическая величина, единица физической величины.

Уметь объяснять устройство, определять Ц.Д. и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

П. 1-3, определения

Спички, свеча,  два стакана, портреты физиков,  картинки с физическими явлениями

2/2

Измерение – основа техники

П. 4,5,

 упр. 1

тела одинаковой формы, но разных объемов; одинаковых объемов, но разных форм; измерительные приборы

3/3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

л/р

Л. № 5, 12, сообщения

Мензурка, стакан с водой

4/4

Физика и техника. Входной контроль.

Тест

П. 6, Л. № 28, 31

Тест

Тема 2

Первоначальные сведения о строении вещества

(6 ч)

1/5

Строение вещества.

Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между t тела и v движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.

Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

Уметь применять основные положения МКТ к объяснению диффузии, различий между агрегатными состояниями вещества.

П. 7, 8

Карточки с заданиями.

2/6

Лабораторная  работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

л/р

Л. № 39

Линейка, пшено, тонкая проволока, круглый карандаш

3/7

Явление диффузии.

П. 9

Духи, медный купорос, марганцовка, стаканы с водой; физический диктант;

4/8

Взаимодействие молекул.

Тест

П. 10

Пластилин, металлическая пружина, полоска резины, свинцовые цилиндры, спиртовка; тест

5/9

Агрегатные состояния вещества. Строение твердых тел, жидкостей и газов

П. 11, 12, Л. №88, 94, таблица

Воздушный шарик, стеклянные сосуды различной формы; карточки с задачами;

6/10

Обобщающее повторение

Тематический контроль

Ф/д, тест

Л. № 4,15, 41, 65

Физический диктант, тест

Тема 3

Взаимодействие тел

(21 ч)

1/11

Механическое движение.

Знать физические явления, их признаки,  физические величины и их единицы измерения (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила)

Знать законы и формулы для определения скорости движения тела, плотности тела, формулы связи между силой тяжести и массой тела.

Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра;  измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объем тела – с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

П. 13, 14, упр. 2

Шарик, металлический желоб, горизонтальная опора;

2/12

Скорость механического движения.

П. 15, упр. 3

Наклонная плоскость, горизонтальная опора, металлический и воздушный шарики; карточки с задачами

3/13

Расчет пути и времени движения.

.

П. 16,

упр. 4(2-5)

Карточки с задачами, тест

4/14

Явление инерции.

П. 17

 металлический шарик, желоб, песок, деревянный брусок

5/15

Взаимодействие тел.

Тест

П. 18, Л. № 117, 120

Тест, две тележки разной массы, упругая пластина, нитка

6/16

Масса тела.

П. 19, 20, упр. 6

рычажные весы, набор гирь

7/17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

л/р

Л. № 124, 132

Рычажные  весы с гирями, различные  предметы; карточки с задачами

8/18

Плотность вещества.

П.21, упр.7

Мензурка, стакан с водой, тела неправильной формы

.

9/19

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

л/р

Л. № 256-258

Рычажные весы, тела равного объема, но разной плотности; карточки с задачами; тест

10/20

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела»

л/р

Л. № 260, 262

Весы с гирями, мензурка с водой, твердое тело на нити

11/21

Расчет массы и объема тела по его плотности

П. 22, упр. 8, формулы

12/22

Контрольная работа  № 1 «Механическое движение. Масса тела».

К/р

Карточки с контрольной работой

13/23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

П. 23, 24

Брусок, горизонтальная опора, 2-3 шара разного объема и массы, шарик, подвешенный на нити;

14/24

Связь м/у силой тяжести и массой тела.

П. 27, упр. 10

Карточки с задачами

15/25

Сила упругости. Закон Гука.

П. 25

Лабораторный динамометр, деревянный брусок, шарик, подвешенный на нити;

16/26

Динамометр. Вес тела.

П. 26, 28, упр. 11

Карточки с задачами; деревянный брусок, горизонтальная опора

17/27

Равнодействующая сила.

Тест.

П. 29, упр. 12

Динамометр; тест

18/28

Лабораторная работа №6  «Градуирование пружины и измерение сил динамометром.»

л/р

Л. № 311

Динамометр, деревянный брусок, набор грузов

19/29

Сила трения. Сила трения в природе и технике.

П. 30-32

Динамометр, 2-3 деревянных бруска разной массы, тележка, набор грузов, песок

20/30

Решение задач.

 

Формулы, Л. № 336, 338

21/31

К.р. №2 «Сила. Равнодействующая сил»

К/р

Карточки с контрольной работой

Тема 4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

(22 ч)

1/32

Давление и сила давления.

Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (давление, выталкивающая сила, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы для расчета давления внутри жидкости, давления твердых тел, архимедовой силы.

Уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

П. 33, упр. 13

Две дощечки с гвоздями, набор грузов, песок, динамометр

2/33

Давление в природе и технике.

П. 34, Л № 452, 453

Экспериментальное задание «Расчет давления, производимого человеком»; тест

3/34

Давление газа. Применение сжатого воздуха.

П. 35

Воздушный шарик, пипетка, резиновая груша; карточки с задачами

4/35

Закон Паскаля.

Ф/д, тест

П. 36, упр. 15

Тест

5/36

Гидростатическое давление.

П. 37

Карточки с проверочной работой

6/37

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

П. 38, упр. 16

Карточки с задачами


7/38

Сообщающиеся сосуды.

Тест.

П. 39, упр. 17

Сообщающиеся сосуды, вода, таблица «Шлюзы».тест.

8/39

Вес воздуха. Атмосфера и атмосферное давление.

П. 40, 41, упр. 18

Рычажные весы, набор гирь, сосуд с водой, медицинский шприц;

9/40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

П. 42, упр. 20(1,4), определения

Таблица «Опыт Торричелли»; карточки с заданиями

10/41

Барометр-анероид.

Ф/д.

П. 43, 44, упр. 22

Таблица «Схема устройства барометра», карточки с проверочной работой;

11/42

Манометры.

Контрольная работа № 3 «Давление в жидкости и газе».

К/р

П. 45

Таблица «Устройство манометра», маршрутный лист с заданиями; карточки с контрольной работой

12/43

Поршневой жидкостный насос и гидравлический пресс.

П. 46, 47, упр. 24

Демонстрационная таблица.

13/44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

П. 48, Л. № 498, 499

Небольшие тела различной массы, сосуд с водой, динамометр, штатив, набор грузов;

14/45

Закон Архимеда.

П. 49, упр. 25(3,4)

Штатив, стеклянный сосуд с отверстием для вытекания волы, колбы, динамометр, набор грузов

15/46

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

л/р

Л. № 577, 578, 626

Тела различной плотности, сосуд с водой

16/47

Изучение Архимедовой силы.

Л. № 629, 632

Сосуд с водой, динамометр, набор грузов, небольшое тело

17/48

Решение задач.

Ф/д.

Л. № 630, 634

18/49

Условия плавания тел.

П. 50, упр. 26(4-6)

Сосуд с водой, тела различных размеров, плотности и массы; карточки с задачами

19/50

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

л/р

Л. № 627, 637

Сосуд с водой, динамометр, набор грузов, небольшое тело; тест

20/51

Плавание судов. Воздухоплавание.

Тест

П. 51, 52, упр. 27

Тест, карточки с задачами

21/52

Решение задач.

Формулы

22/53

Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

К/р.

Карточки с контрольной работой

Тема 5

Работа и мощность. Энергия (15 ч)

1/54

Механическая работа.

Знать физ. Величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, КПД, потенциальная и кинетическая энергии).

Знать формулировки законов и формулы для вычисления механической работы, мощности, условий равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма.

Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул.

П. 53, упр. 29(3-4)

Карточки с задачами

2/55

Мощность.

П. 56, упр. 30

Секундомер; карточки с заданиями

3/56

Решение задач.

Тест

Л. № 675, 679, 710

Карточки с задачами, тест

4/57

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

П. 55, 56, Л № 742, 747

Штатив, набор грузов, рычаги, блоки, динамометр

5/58

Правило моментов. «Золотое правило» механики.

П. 57, 60

6/59

Рычаги в быту и технике.

П. 58, 59, упр. 32

7/60

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

л/р

Л. № 748, 750

Рычаг на штативе, набор грузов, линейка

8/61




9/62

 Решение задач.

Ф/д.

Л. №749, 751

Карточки с задачами

Центр тяжести тела.

П. 61, 62

Линейка, рычаг

10/63

КПД механизма.

П. 63

11/64

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

л/р

Л. № 797, 798

Наклонная плоскость, деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка

12/65

Решение задач.

Формулы

13/66

Контрольная работа № 5 «Работа и мощность».

К/р

 карточки с контрольной работой

14/67

Энергия. Два вида энергии.

П. 64, 65, упр. 33

Шар, брусок, наклонная плоскость

15/68

Превращение одного вида энергии в другой.

Тест

П. 66,

 Нитяной  маятник, пружинный маятник, резиновый мяч; тест

Повторение(2ч.)

1/69

2/70

Повторение пройденного за курс физики 7 класса.

Знание законов; физических величин, их условных обозначений и единиц измерения, названий и назначения измерительных приборов

Решение задач, заполнение таблицы «Физические величины и их единицы измерения»

таблица основных физических величин

Карточки с задачами, таблица, физические приборы, кроссворд; тест

 8 класс

Раздел программы, кол-во часов

П/№ урока

Тема урока

Основные понятия

Формы контроля

домашнее задание

Материал к уроку

Тема 1

Тепловые явления

(14 ч)

1/1

Тепловые явления.

Вводный инструктаж

Знать и понимать понятия: внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива.

Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива.

Уметь применять МКТ для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа). Уметь пользоваться термометром и калориметром.

Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи. Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива.

Решать задачи с применением формул.

П. 1

Стаканы с водой – горячей и холодной, термометры

2/2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

П. 2, 3

Проволока, пластилин, колба с водой, спиртовка

3/3

Теплопроводность.

П. 4, упр. 1

Спицы из различных металлов, кнопки, спиртовка, тест, парафин

4/4

Конвекция. Входной контроль.

Тест.

П.5, упр. 2

Лампа электрическая,  вертушка, тест

5/5

Излучение.

П. 1-6, определения,

упр. 3

6/6

Примеры теплопередачи в природе и технике

ф/д

Стр. 178

 п. 1

Термос, вертушка, сосуд с горячей водой, таблицы, рисунки с примерами теплопередачи; карточки с задачами

7/7

Количество теплоты.

П. 7, 8

Карточки с задачами

8/8

Расчет количества теплоты

П.9, упр. 4(2-3)

9/9

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Л/р

Л. № 1004, 1006

Сосуды с водой, термометры, калориметр

10/10

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Л/р

Л. № 1010, 1019, 1024, 1027

Калориметр, мензурка, термометр, металлические цилиндры

11/11

Энергия топлива.

П. 10,

 упр. 5

Виды топлива, 2 листа бумаги, фольга, вата, спиртовка, спички; карточки с задачами

12/12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Тест.

П. 11,

 упр. 6, Л. №1049

Термос, вода горячая и холодная; карточки с задачами, тест

13/13

Решение задач.

Л. № 1050, 1051, 1054

карточки с заданиями

14/14

Контрольная работа № 1 «Тепловые явления»

к/р

Стр. 180 п. 2

Карточки с контрольной работой

Тема 2

Изменение агрегатных состояний вещества

(12 ч)

1/15

Агрегатные состояния вещества

Знать понятия: температура кипения и кристаллизации, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха.

Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении агрегатных состояний вещества.

Уметь применять изучаемые тепловые процессы в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Уметь применять МКТ для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении и парообразовании.

Находить по таблицам значения удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования, температуры плавления, решать задачи с применением формул.

П. 12, 13, упр. 7

2/16

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

П. 14, график, стр. 182  п. 3

Сосуд – лед, вода, спиртовка, термометр

3/17

Удельная теплота плавления

П. 15, упр. 8,стр.39 з.2

Карточки с задачами

4/18

Решение задач

Тест

Л. 1081, 1093

Карточки с задачами, тест

5/19

Испарение и конденсация

П. 16, 17, стр. 43 з.3

Вода, спирт, блюдца, пробирка, спиртовка

6/20

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

П. 18, 20, упр.10(4-6)

7/21

Влажность воздуха

ф/д

П. 19, стр. 51 з. 4

Психрометр; карточки с задачами;

8/22

Работа газа и пара при расширении

П. 21, 23, Л. № 1116, 1117

Доклады уч-ся: «Изобретение автомобиля и паровоза»

9/23

Двигатель внутреннего сгорания

П. 22, циклы двигателя

Модель ДВС

10/24

КПД теплового двигателя

П. 24, Л. № 1140

Карточки с вопросами и задачами;

11/25

Решение задач

Формулы, стр. 57 з. 5

12/26

Контрольная работа № 2 «Агрегатные состояния вещества»

К/р

Тема 3

Электрические явления

(30 ч)

1/27

Электризация тел

Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление, удельное сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности тока; количества теплоты, выделяемого проводником.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревания проводника эл. Током.

Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление, пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, удельного сопротивления, работы, мощности эл. тока, количества теплоты, выделяемого проводником; читать графики и находить нужные величины. Находить по таблице удельное сопротивление.

Решать задачи с применением формул для параллельного, последовательного соединений.

П. 25, 26, таблица

Стеклянная и эбонитовая палочки, султаны, бумага

2/28

Проводники и непроводники электричества

П. 27, определения

Гильза на штативе, палочки, электроскоп

3/29

Электрическое поле

П. 28

Карточки с заданиями,2 электрометра

4/30

Дискретность электрического заряда. Электрон

ф/д

П. 29

Электроскоп, эбонитовая и стеклянная палочка, шелк, мех; карточки с заданиями

5/31

Строение атомов

П. 30, упр. 11

таблица с планетарной моделью атома по Резерфорду, таблица Менделеева

6/32

Объяснение электрических явлений

П. 31

Тест, электроскоп, гильза, палочки

7/33

Электрический ток. Источники электрического тока

тест

П. 32

Источники тока

8/34

Электрическая цепь и ее составные части.

П. 33, упр. 13, обозначения

Материалы, необходимые для сборки простейших электрических цепей

9/35

Действие электрического тока

тест

П. 34-36

тест

10/36

Сила тока. Единицы силы тока

П. 37, 38, упр. 14

11/37

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы тока»

Л/р

Упр. 15

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, амперметр, соединительные провода

12/38

Электрическое напряжение.

П. 39-41

вольтметр

13/39

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения».

Л/р

Упр. 16

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, соединительные провода, вольтметр

14/40

Электрическое сопротивление.

П. 42, 43, упр. 17, 18

Карточки с экспериментами, задачами

15/41

Закон Ома для участка цепи

П. 44, упр. 19

Карточки с заданиями

16/42

Расчет сопротивления проводника

ф/д

П. 45, 46, упр. 20

17/43

Решение задач

Л. № 1281, 1288, 1324

Карточки с задачами

18/44

Реостат. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

Л/р

П. 47, упр. 21

Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода

19/45

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»

Л/р

Л. № 1325, 1330, 1332

Источник питания, исследуемый проводник, амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода

20/46

Последовательное соединение проводников

тест

П. 48, упр. 22

Карточки с задачами; источник питания, низковольтные лампы на подставках, вольтметры, амперметры, ключ, соединительные провода

21/47

Параллельное соединение проводников

П. 49, упр. 23, таблица

Карточки с задачами;

22/48

Смешанное соединение проводников

Л. № 1390, формулы

Тест; карточки с заданиями

23/49

Контрольная работа № 3 «Электрический ток»

к/р

Тест; карточки с контрольной работой

24/50

Работа электрического тока

П. 50, упр. 24

Карточки с задачами

25/51

Мощность электрического тока

П. 51, 52, упр. 25

Карточки с задачами

26/52

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Л/р

Упр. 26, стр.127 з. 7

Источник питания, низковольтная лампа, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер

27/53

 Закон Джоуля -Ленца

тест

П. 53, упр. 27

Карточки с задачами; тест

28/54

Применение теплового действия электрического тока

П. 54, 55, Л. № 1451, 1455

29/55

Решение задач.

Л. № 1350, 1383, 1428, формулы

Карточки с задачами

30/56

Контрольная работа № 4 «Работа и мощность тока»

к/р

Тест; маршрутный лист по этапам урока

Тема 4

Электромагнитные явления

(6 ч)

1/57

Магнитное поле тока.

Понятия: магнитное поле, линии магнитного поля, постоянный магнит.

Пользоваться миллиамперметром.

Уметь исследовать свойства постоянных магнитов.

П. 56, 57

Полосовые магниты, железные опилки, магнитная стрелка

2/58

Магнитное поле катушки с током.

П. 58, стр. 136 з. 9

Источник тока , ключ, катушка

3/59

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита»

Л/р

Упр. 28

Детали для сборки электромагнита

4/60

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

тест

П. 59, 60

Карточки с заданиями; тест

5/61

Электрический двигатель. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

Л/р

П. 56 - 61, стр. 146 з. 11

Модель электродвигателя, источник питания, ключ,  соединительные провода

6/62

Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления»

к/р

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 5

Световые явления

(9 ч)

1/63

Источники света. Прямолинейное распространение света

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Знать законы распространения, отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные задачи на законы отражения света.

П. 62, упр. 29, стр. 152 з. 12(1)

Две одинаковые парафиновые свечи, экран, линейка, карандаш, спички

2/64

Отражение света. Законы отражения света

П. 63, упр. 30

Карточки с задачами

3/65

Изображение в плоском зеркале

тест

П. 64, упр. 31

тест; карточки с задачами

4/66

Преломление света

П. 65, упр. 32

Карточки с задачами

5/67

Линзы. Оптическая сила линзы

П. 66, упр. 33

6/68

Изображения, даваемые линзой

Решение задач на построение

П. 67, упр. 34

Карточки с задачами

7/69

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

Л/р

Л. № 1598

Собирающая (двояковыпуклая) линза, экран, линейка

8/70

Контрольная работа № 6 «Световые явления»

к/р

карточки с контрольной работой

9/71

Оптические приборы

Стр. 184 п. 5-7

1/72

Повторение

 9 класс

Раздел программы, кол-во часов

П/№ урока

Тема урока

Основные понятия

Формы контроля

Домашнее

задание


Материал к уроку


Законы движения и взаимодействия тел

(27 ч)

1/1

Материальная точка. Система отсчета. Вводный инструктаж

Понятия: материальная точка, система отсчета, вектор перемещения, различать «путь» и «перемещение», мгновенная скорость, равноускоренное движение, ускорение свободного падения, гравитационная постоянная, импульс, реактивное движение.

Знать законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса.

Знать практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты.

Пользоваться секундомером.

Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, силу, импульс, ускорение свободного падения.

Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движении. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, ускорения и скорости при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, силы, импульса.

Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы

П. 1, упр. 1

2/2

Перемещение

П. 2, упр. 2

Карточки с задачами

3/3

Определение координаты движущегося тела. Входной контроль.

тест

П. 3, упр. 3

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

П. 4, упр. 4, Л.  №140

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

П. 5, упр. 5

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

П.1-6, упр. 6, определения, формулы

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

ф/д

П. 7, упр. 7

Карточки с задачами

8/8

Перемещение тела при  движении без начальной скорости

тест

П. 8, упр. 8

тест

9/9

Л/р№1 «Исследование равноускоренного движения» 

л/р

Л. № 157, 158

Желоб лабораторный, шарик, метроном, линейка

10/10

Относительность движения

П. 9, упр. 9

Тест, карточки с задачами

11/11

Решение задач

Формулы,  Л.№155, 156

12/12

Контрольная работа № 1 «Основы кинематики»

к/р

Карточки с контрольной работой

13/13

Первый закон Ньютона

П.10, упр. 10

14/14

Второй закон Ньютона

П.11, упр. 11

Карточки с задачами

15/15

Третий закон Ньютона

П. 10-12, упр. 12

16/16

Решение задач.

ф/д

Л. № 320, 321

Карточки с самостоятельной работой

17/17

Свободное падение тел

П. 13, упр.13

Карточки с задачами

18/18

Лабораторная работа № 2 «Исследование ускорения свободного падения»

л/р

Л. № 312

Выполняется по описанию в учебнике

19/19

Движение тела, брошенного вертикально вверх

П.14, упр. 14

Карточки с задачами;

20/20

Закон всемирного тяготения

тест

П. 15, упр.15

Тест; карточки с задачами

21/21

Ускорение свободного падения на Земле и  других небесных телах

П. 16, упр.16

Карточки с задачами;

22/22

Движение тела по окружности

П. 18, 19, упр. 18

23/23

Решение задач

ф/д

П. 20, Л. № 167

Карточки с задачами

24/24

Закон сохранения импульса

П.21, упр.20,

Тест

25/25

Реактивное движение.

П. 22,упр.21, реферат

26/26

Закон сохранения механической энергии

П. 23, упр.22

27/27

Контрольная работа № 2 «Основы  динамики»

к/р

Карточки с задачами

Тема 2

Механические колебания и волны

(10 ч)

1/28

Колебательное движение.

Знать понятия: амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны.

Уметь объяснять физические понятия и явления: звуковая волна, резонанс, эхо, высота, тембр, громкость звука.

Знать практическое применение звуковых волн в технике.

Уметь измерять и вычислять период колебаний маятника.

Решать практические задачи на определение длины волны.

П. 24, 25, упр. 23

Нитяной и пружинный маятники

2/29

Характеристики колебательного движения

П. 26, упр.24

Карточки с задачами

3/30

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

л/р

Таблица, Л. № 858-860, п. 24-26, определения, формулы

Шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, секундомер

4/31

Превращение энергии при колебательном движении

ф/д

П. 28-30, упр. 25, 27

5/32

Распространение колебаний в среде. Волны

П. 31, 32, определения

Карточки с задачами, модель волновой машины

6/33

Длина волны. Скорость распространения волн

П.33, упр.28

Карточки с задачами

7/34

Звуковые колебания

тест

П. 34-36, определения

Тест

8/35

Распространение звука. Звуковые волны

П. 37, 38, упр. 32

9/36

Отражение звука. Эхо

П. 39, 40, Л. №904, 905

10/37

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны».

к/р

Карточки с контрольной работой

Тема 3

Электромагнитные явления

(17 ч)

1/38

Магнитное поле, его графическое изображение

Знать понятия: магнитное поле, электромагнитная индукция, магнитный поток, переменный ток, электромагнитная волна.

Различать по графикам виды магнитных полей: однородное и неоднородное.

Знать устройство, принцип действия и практическое применение генератора переменного тока.

Уметь определять направление вектора магнитной индукции, силы Ампера.

Решать задачи с применением изученных формул.

П. 42, 43, упр. 34

2/39

Направление магнитных линий

П. 44, упр.35

3/40

Действие магнитного поля на ток

Тест

П.45, упр.36, правила

Тест; карточки с задачами

4/41

Индукция магнитного поля

П. 46, упр.37

Карточки с задачами

5/42

Магнитный поток

П. 47, по тетради

6/43

Электромагнитная индукция. Л/р №4 « Изучение электромагнитной индукции»

л/р

П. 48

По описанию в учебнике

7/44

Правило Ленца

П. 49

Алюминиевые кольца на подставке, магнит

8/45

Явление самоиндукции

П. 42- 50

9/46

Получение переменного электрического тока

ф/д

П. 51, реферат

10/47

Электромагнитное поле

П. 42

 Карточки с задачами

11/48

Электромагнитные волны

П. 53, упр.44

12/49

Конденсатор

П. 54, упр.45

Модели конденсаторов

13/50

Получение электромагнитных колебаний. Электромагнитная природа света.

тест

П. 55, 58

тест

14/51

Принципы радиосвязи и телевидения

П. 56, схемы

15/52

Свойства света

П. 59-60, определения

Стеклянная призма, источник света

16/53

Типы оптических спектров

П. 62, 64, определения, формулы

17/54

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»

к/р

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

(13 ч)

1/55

Радиоактивность.

Знать строение атома, состав атомных ядер.

Принцип расщепления некоторых массивных ядер под действием нейтронов и выделение энергии при расщеплении (на качественном уровне)

Уметь определять состав атомных ядер различных элементов (По таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»)

Понимать устройство атомной электростанции по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор.

Иметь представление о радиоактивности, поглощенной дозе излучения и ее биологическом действии.

П. 65, виды излучений

2/56

Опыт Резерфорда

П. 66

3/57

Радиоактивные превращения атомных ядер

П. 67, упр.51

4/58

Экспериментальные методы исследования частиц

П. 65-68, конспект

5/59

Открытие протона. Открытие нейтрона

ф/д

П. 69, 70

Карточки с задачами

6/60

Состав ядра атома

П. 71, упр.53

 Карточки с задачами

7/61

Энергия связи. Дефект масс

П. 72, 73, Л. №1684

Карточки с самостоятельной работой

8/62

Деление ядра урана. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

л/р

П. 74, 75

лабораторная работа проводится по описанию в учебнике

9/63

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

л/р

Л. № 1698, 1704

лабораторная работа проводится по описанию в учебнике

10/64

Ядерный реактор. Атомная энергетика

П. 76, 77, реферат

11/65

Термоядерная реакция

П. 79, Л. № 1687, 1695

12/66

Контрольная работа № 5 «Атом. Строение атома»

к/р

Тест; карточки с контрольной работой

13/67

Биологическое действие радиации

П. 78

Повторение

(1 ч)

1/68

Повторение

Систематизация знаний: знание законов; физических величин, их условных обозначений и единиц измерения, названий и назначения измерительных приборов


Список литературы

  1. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004
  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006
  4. Гутник Е.М. Физика 7-9 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 кл.» / Под ред. Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2001
  5. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты 7-9 кл: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001
  7. Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
  8. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001
  9. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001
  10. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005
  11. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания: Книга для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  12. Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Части 1-3: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
  13. Мокрова И.И. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс», Части 1, 2 / Сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
  14. Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. – М.: Вербум-М, 2001
  15. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2009
  16. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7, 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003
  17. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Под ред. Ю.И. Дика, В.А. Коровина. – М.: Дрофа, 2001
  18. Справочник школьника. Физика. – М.: Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1995
  19. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7, 8 класс. Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001
  20. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Кабардина, под редакцией Пинского (углубленный-профильный уровень),по 1 стандарту,учитель Ковтун А.М.

Рабочая программа для 10 класса по физике для учебника Кабардина,под ркедакццией Пинского (углубленный уровень) Программа рассчитана на 5 часов в неделю....

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...