Конспект урока по теме: "Инерция. Решение задач"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Шевелева Екатерина Ивановна

Конспект урока по теме:"Инерция. Решение задач" разработан с элементами технологий: проблемного обучения, ИКТ, педагогики сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.4 ИНЕРЦИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ЦЕЛЬ УРОКА: Помочь учащимся осмыслить и уяснить физическое содержание понятия инерция; формировать умение решать задачи с применением изученного явления.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательная: сформулировать понятие инерция, сформировать умение решать задачи с применением изученного явления, умение объяснять явление инерции на основе имеющихся теоретических знаний..
  2. Воспитательная: познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.
  3. Развивающая: развивать логическое мышление учащихся;  создать условия для развития способности наблюдать, делать выводы.

ТИП УРОКА: объяснения нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: шарик, стакан, лист картона, монета, проектор, компьютер, презентация в Power Point по теме урока, краткие видеофильмы на тему «инерция», «инертность»; дидактические пособия: тест по теме «инерция», карточки с домашним экспериментом, проверочные задания на карточках на тему «механическое движение».

ХОД УРОКА:

ЭТАПЫ

УРОКА

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

УЧАЩИХСЯ

1. Организация начала урока

Проверить психологический настрой класса к уроку, подготовку учащихся к работе на занятии. Отметить отсутствующих. Приветствие.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка знаний, умений, навыков.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

(механическом движении)

 И сейчас я вам раздам карточки с заданиями, которые Вы будете выполнять в течение 10 минут. Учащийся (Имя) будет выполнять такое же задание на доске.

Итак, сейчас поменяйтесь работами с Вашим соседом по парте. Вы сейчас будете в роли учителя проверять работу вашего одноклассника. Смотрим на доску. Учащийся у доски разбирает свою работу, поясняет свои ответы, если есть ошибки корректирует с учителем. Учащиеся на местах проверяют работы.

Итак, у кого проверяемая работа выполнена без ошибок, ставит оценку «отлично», одна ошибка «хорошо», две ошибки «удовлетворительно».




Корректирует




Устанавливает правильность выполнения задания, выявляет пробелы и их корректирует.

Отвечают на вопросы.


Выполняют задания на карточках.

Один учащийся выполняет задание у доски.






Учащиеся выполняют взаимоконтроль выполнения задания.

3. Актуализация знаний.

Сегодня целью нашего урока является установить физическое содержание понятия инерция; а также научиться решать задачи с применением изученного явления.

Записываем число на полях и тему урока

Давайте ещё раз вспомним.

- Какое движение называют равномерным?

- Какое движение называют неравномерным?

- Может ли тело без причины изменить свою скорость?

Вывод: для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно воздействовать другое тело.

Рассказывает







Задаёт вопросы





Делает вывод

Слушают





Записывают



Отвечают

4. Изучение нового материала.

Так же рассуждал выдающийся древнегреческий философ Аристотель, жил он в IV в. до н.э. «всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».

Используется презентация

- Сохранит ли тело свою скорость движения, если на него не будут действовать другие тела?

 А если на тело не будут совсем действовать другие тела, то как оно будет двигаться?

Ответ на этот вопрос дал Итальянский учёный Галилео Галилей в XVII в.

Зачитаем этот ответ на странице 41 учебника.



Физкультминутка

Представьте себе, что вы – пассажир автобуса и едете по дороге.

Изобразите поведения пассажиров во время поездки.

Я – водитель. Слушайте мои команды.

Резко трогаюсь с места.

Поворачиваю направо

Объясняем, что произошло в этих случаях

Поворачиваю налево

Что изменяется в этих случаях?

Резко торможу ….


Вывод:

Инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или её направление.

А сейчас внимание на экран.

Ролик про инерцию

Какой вывод Вы можете сделать?

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Давайте это запишем в тетрадь.


Итак, движение, не поддерживаемое никакими телами, называется движением по инерции. Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции.

Какие ещё примеры Вы можете привести?

Из-за сил трения движение по инерции быстро уменьшается.

И сейчас мы посмотрим ещё один эксперимент.

Видеоролик инертность

Итак, инерция – это физическое явление, инертность – свойство тел.

Запишем.

Каждый из нас может воспользоваться этим явлением.

Вызывается ученик, который демонстрирует и  объясняет опыт.

Демонстрация со стаканом

Рассказывает




















Проводит физкультминутку












Подводит итог

Диктует


Показывает и комментирует

Корректирует, подводит итог

Диктует


Рассказывает




Задаёт вопрос

Рассказывает


Демонстрирует

Подводит итог

Диктует

Слушают















Выполняют работу с учебником






Встают в проходы и выполняют действия


Отвечают на вопросы, анализируют, делают вывод.







Записывают



Анализируют, делают вывод




Записывают



Слушают




Отвечают



Слушают


Смотрят




Записывают

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Подведём итог работы.

Тест - впишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос

(работа в парах).

Какое слово вы получили?


Раздаёт задание

Корректирует



Выполняют тестовое задание в парах

6. Закрепление материала (проблемные вопросы).

Выяснив, что же такое явление инерции, давайте рассмотрим следующие задачи на сообразительность.

Качественные проблемные задачи в презентации

Решают задачи

7. Подведение итогов урока. Выводы.

Итак, подведём итог нашего сегодня урока.

Что такое инерция?

В результате чего меняется скорость тела?

Какой опыт показывает, что изменение скорости тела происходит при уменьшении препятствий?

Вывод: Инерция – физическое явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел; если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью.


Формулирует вопросы



Отвечают

8. Домашнее задание.

Запишем в дневник домашнее задание: §17, вопросы после параграфа, выполнить домашний опыт (карточки).

Оценки за урок.

Урок закончен.



Диктует д/з

Выставляет оценки

Записывают


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Инерция. Решение задач. Цель урока: установить физическое содержание понятия инерция; научиться решать задачи с применением изученного явления.

Слайд 2

Аристотель Так рассуждал выдающийся древне-греческий философ Аристотель, который жил он в IV в. до н.э.: «всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения.»

Слайд 3

Галилей Галилео (1564-1642) Открыл законы падения тел и качания маятника, первый указал на существование явления инерции применил телескоп для астрономических исследований. Открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры .

Слайд 4

Явление инерции

Слайд 5

Явления сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Инерция(лат. слово) означает –неподвижность, бездеятельность.

Слайд 6

Инертность.

Слайд 7

Инерция – это физическое явление. Инертность – это свойство тел.

Слайд 8

Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до берега. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Возможно ли это?

Слайд 9

А.П. Гайдар «Чук и Гек» «Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дёрнули, и они дружно плюхнулись в сено». Почему мальчики «плюхнулись в сено»?

Слайд 10

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Эпизод в котором собака Травка преследует зайца. «Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось – Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца». Объясните случившееся.

Слайд 11

Отрывок из произведения И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок» «Паниковский нес свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Иногда он никак не мог повернуть за угол, потому что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной рукой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направление». Почему Паниковский не мог повернуть за угол? Кто изменял направление движения Паниковского?



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Инерция»

Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос.

1. Что такое инерция?

Г – свойство тел сохранять скорость.

У – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Что произойдёт с бруском, если резко дёрнуть за нить?

С – упадёт назад.

Д – упадёт вперёд.

3. В каком случае наблюдается явление инерции?

А – камень падает на дно ущелья.

П – пыль выбивают из ковра.

4. Какая цистерна начинает движение?

        1                       2

К – 1

Е – 2

5.    Что такое инертность?

 

Х – свойство тел

Л – физическое явление

Таблица ответов.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Домашний опыт: наблюдение инертности тела.

На лист бумаги положите монету. Резко дёрнув за лист, вы легко вытащите его, оставив монету лежать на столе. Повторите опыт многократно, с каждым разом всё медленнее выдёргивая лист. Наконец, наступит такой повтор, когда время вытаскивания листа будет достаточны, чтобы сообщить монете такую же скорость, как и у листа. С этого момента времени монета будет двигаться вместе с листом.

Запишите ваши наблюдения и сделайте вывод о проделанном опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...

Конспект урока в 6 классе "Решение задач с помощью уравнений"

Урок проводится в 6 классе при изучении темы "Решение задач с помощью уравнений" по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку....

Конспект урока в 6 классе Решение задач с помощью линейных уравнений

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Линейное уравнение с одной переменной".Данный урок является заключительным перед контрольной работой по теме "Линейное уравнение с одной перемен...

конспект урока в 8 классе " Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» "

Цель: решение задач с применением формул , решение графических задач....

Конспект урока в 5 классе "Решение задач на части и уравнивание", учебник Г.В. Дорофеева. Презентация

Повторительно обобщающий урок по теме "Решение задач на части и уравнивание"...

Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"

Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"...

План-конспект урока физики 9 класс"Решение задач по теме"Законы взаимодействия и движения тел

краткий план урока по физике 9 класс по теме "Решение задач по теме "Законы взаимодействия и движения тел"...