Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Конспект урока на тему "Проценты. Решение задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_temu_protsenty.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА
Проценты. Решение задач на проценты.

Предмет

Математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Сложные задачи на проценты

Базовый учебник

Математика. 6 класс: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Математика-6, М.: Вентана-Граф, 2017

  1. Цель  урока: актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; уметь применять полученные знания.
  2. Планируемые результаты: 

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

 

7. Задачи:

- формирование познавательных УУД:  

обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; обобщить и систематизировать знания учащихся о процентах; проконтролировать степень усвоения основных задач на проценты; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты.

- формирование коммуникативных и личностных УУД:  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- формирование регулятивных УУД

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

8.Тип урока : закрепление и усвоение полученных знаний с переходом на более  высокий уровень.

9.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

10.Необходимое оборудование:  Проектор, доска, раздаточный материал,  (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием).

11.Структура и ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок математики? Вызнает, что в нашей школе проходит неделя математики. Вы могли увидеть много высказываний о математике великих людей. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова И.Гете « Числа не управляют миром, но они показывают,  как управляется мир.»              

А теперь поприветствуйте друг друга улыбкой.

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Дневник, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5”.

Учащиеся слушают учителя, улыбаются друг другу.

II . Актуализация знаний.

Для того, чтобы на уроке работа была плодотворной и имела хороший результат, нам надо разбиться на команды. Для этого возьмите на столах карточку с заданием, выполните устно. Полученный ответ является номером вашей группы.

 Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знания предыдущего материала, умения быстро и верно находить ответ на поставленный вопрос. Поэтому каждой группе я задам вопрос

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Что называют процентом?

Как выразить число в процентах?

Как выразить проценты десятичной дробью?

Какие три основные задачи на проценты следует помнить?

Как найти часть от целого?

Как найти целое по его части?

Слушают учителя.

1. Учащиеся вспоминают определения,  правила, формулируют их.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

1. Ребята, я хочу рассказать вам историю 

В декабре 2015года на заводе «Салют» было принято решение выделить ко дню космонавтики определенную сумму денег на создание новой ракеты. Но в наступившем году цены на комплектующие детали возросли на 20%. В связи с чем поступило предложение выделенную сумму положить в банк на 3 месяца, который начисляет 8% дохода на сумму вклада, находящуюся на счете к началу месяца. Поможет ли такое предложение исправить ситуацию?

2.Постановка цели и задач

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

Тема урока: Решение сложных задач  на проценты. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Мы с вами не просто разделились на команды. Каждая команда будет решать задачи, относящиеся к определенной социальной роли: кто-то из вас будет работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и научиться применить их в реальных жизненных ситуациях, а также каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: “Умею ли я решать сложные задачи на проценты?”

.

   

Слушают рассказ учителя.

 

Отвечают: «Решать задачи на проценты»

Отвечают: «Цель урока: отрабатывать навыки решения задач на проценты»

Задают себе мысленно вопрос.

IV. Закрепление знаний.

1. Запишите формулу простых процентов.

2. запишите формулу сложных процентов.

3. Работа в группах:

Группа 1.

Бухгалтерия.

Бухгалтерский учет – отражение хозяйственных операций, их результатов в денежной форме.

Задача. Зарплата рабочего в начале 2014 года составляла  30000 рублей. Затем она повышалась каждый год  на 20%.  Сколько  рублей составляла зарплата в начале 2016 года?

Ответ: 43200 руб

Группа 2.

Семейный бюджет.

Пеня – штраф за несвоевременную уплату за услуги.  

Задача.  Каждый месяц необходимо вносить плату за употребление электроэнергии. Если своевременно не произведена уплата, то начисляется пеня на каждый лишний день. Семья, употребляющая электроэнергию в месяц на 150 рублей, опоздала с оплатой на 2 дня. Сколько придётся заплатить вместо 150 рублей, если пеня составляет 30% от суммы?

Ответ: 253,5 руб

Группа 3.

Банк.

Кредит – предоставление денежных средств  во  временное пользование на условиях возвратности с уплатой процентов.

Задача.  Банк предоставил фирме кредит под 50%. Фирма возвращала денежную сумму Банку по частям. Осталось выплатить 200 рублей. Но фирма  смогла вернуть деньги Банку только через  2 месяца. Какую сумму вместо 200 рублей  выплатила фирма, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму?

Ответ: 450 руб

Группа 4.

Отдел сельского хозяйства.

Прогнозирование – построение предположений  о будущем на основе анализа сегодняшних  тенденций.

Задача.  Поголовье скота составляет 10 000 голов. Каждый год оно увеличивается на 30 %. Сколько голов скота  будет через 2 года?

Ответ: 16900 голов

Группа 5.

Школа.

Библиотечный фонд школы на начало 2014 года составлял 7000 экземпляров. Каждый год количество экземпляров увеличивали на 30 %. Сколько экземпляров было в библиотечном фонде на начало 2016 года?

Ответ: 11830 экэ.

Группа 6.

Магазин.

В магазине фотоаппарат стоил 40 000 рублей. Каждый месяц магазин повышал цену на 5 %. Сколько будет стоить фотоаппарат через 2 месяца, если проценты начислялись каждый месяц на новую сумму?

Ответ: 44100 руб

- Теперь сверьте свои решения, исправьте ошибки и в течение 5 минут каждая команда должна предоставить общее готовое решение задачи. Помните, что свое решение вы оформляете  со всеми пояснениями.

 Решают предложенные задачи в группах, выполняют записи в тетради.

 Задают вопросы, на которые можно ответить по тексту задачи.

Осмысливают текст (присутствие воспитательного момента).  Оформляют самостоятельно решение задачи.

Сравнивают результат  в группе , приходят к единому мнению и защищают задачу

Обсуждают  предложенный способ решения задачи, делаю записи в тетради.

Учащиеся включаются в беседу по поиску способа решения задачи. Оформляют записи в тетради.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Обучащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI. Решение проблемной ситуации

Обучающиеся решают задачу с объяснением

VI.  Усвоение  знаний.

1.Самостоятельная работа

Решите самостоятельно задачи  по вариантам. Текст задач записан на слайде.  

За правильное решение задачи 1 вы получите оценку «3»,

за правильное решение  задачи 2 – «4»,

за правильное решение  задач 3 – «5»

 Направляет работу учащихся.

        Вариант 1

Вариант 2

Уровень 1. Найдите 45% от 320 рублей.

Уровень 1.  Найдите 46% от 750 рублей

Уровень 2.  В марте  в типографии отпечатано 1600 экземпляров газеты, а в апреле – на 20% меньше. Определите: а) на сколько уменьшилось в апреле число экземпляров этой газеты; б) сколько экземпляров газеты было отпечатано в апреле.

Уровень 2. В сентябре  издательство выпустило 1400 экземпляров журнала, а в мае – на 30% больше. Определите: а) на сколько увеличилось в мае число экземпляров этого журнала; б) сколько экземпляров журнала выпустили в мае.

Уровень3. Товар стоил 7500 р. Какой станет цена товара,  если ее сначала повысить на 10%, а потом понизить на 10%?

Уровень3. Товар стоил 7500 р. Какой станет цена товара,  если ее сначала понизить на 10%, а потом повысить на 10%?

2. Проверка  и анализ выполнения работы

Ответы к задания записаны на доске.

Обращает внимание на ответы, полученные в заданиях третьего уровня у 1 и 2 вариантов.

Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам.

I вариант

1. 144р.;

2. а) на 320 экз. б) 1280 экз.;

3. 7425 р.

II вариант.

 1.345р.;

2. а) на 420 экз.  б) 1820экз.;

3. 7425 р.

Обчащиеся сравнивают свои ответы с правильными, выставляют себе оценки.

Обчащиеся делают вывод: Если число сначала увеличить (уменьшить) на сколько-то %, а затем уменьшить (увеличить) на столько же %, получим одинаковые ответы.

По группам выполняют творческое задание

VII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Где можно применить новое знание?

-

-Наш урок подходит к концу.

А теперь я попрошу вас ответить на тот вопросы

Выставление отметок.

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся на листочках ставят знаки

VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о решении задач на проценты. На следующем уроке мы продолжит решать  задачи. И будем готовиться к контрольной работе. Еще раз повторите теоретический материал в конспекте

А еще я вам предлагаю  выполнить дополнительное задание.

  • 1. Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и милиционер наложил на него штраф в 30 р. Штраф необходимо уплатить до 5 марта, после чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня  в размере 2% от суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит уплату штрафа на 10 дней?

2. Жили-были три друга: попугай, удав и мартышка. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь, ползти и прыгать было далеко. Подумав, они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил сто бананов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетом, и еще в клюве торчал не до конца съеденный банан.

-Чего это ты облизываешься? - спросила подозрительно мартышка.

-Банан доедаю, - ответил довольный попугай

.-Как это банан доедаешь?

-Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Может вы, ребята объясните?

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

1) п.40 №1604, 1609, 1612 (а)  

2) По желанию:   узнать у родителей, применяются ли проценты в их профессиях.

IX.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

А теперь я попрошу вас ответить на тот вопросы

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уходите с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников, а также свое настроение в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Решение задач на смеси и сплавы"

Данную разработку можно использовать при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также на уроках алгебры по теме "Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений"...

План-конспект урока по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Уровень образования:  основное общее образованиеЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Класс(ы):  5 классПредмет(ы):  МатематикаЦель урока: Цель ...

План-конспект урока по теме "Решение задач по измерению информации

Конспект урока "Решение задач по измернию информации". Предмет "Основы теории информации" для студентов  обучающихся по специальности  СПО "Компьютерные сети"...

Конспект урока по теме "Решение задач по теме "Объемы тел""

Урок обобщения и систематизации знаний по теме в 11 классе. К конспекту приложена презентация. Можно использовать при подготовке к ЕГЭ....

План-конспект урока по теме "Решение задач на проценты"

Cовершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач....