ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
статья по физике (7 класс) на тему

 

  Аннотация

 В своей статье предлагаю рассмотреть один способов создания портфолио ученика, организации его самостоятельной деятельности   при изучении курса физики. Развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. В приложении можно познакомиться с вариантами заданий, выполняемых учениками коррекционных, общеобразовательных классов. Реализация данной деятельности практически гарантирует для ребенка создание ситуации успеха. Для учителя благоприятный микроклимат в учебном коллективе, способствующий реализации основных задач: организацию обучения в сотрудничестве на основе формирования УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizika.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий.

     Портфолио – это слово уже достаточно широко вошло в наш обиход. Учитель собирает профессиональное, ученик младших классов заполняет готовые шаблоны…

Есть мнение, что данный документ помогает ученику в профориентации, учителю подготовиться к аттестации. Видов, форм портфолио необыкновенное множество. Мне хотелось поделиться с вами  работой по созданию портфолио ученика физики.

         Этой работой  заинтересовалась пять лет назад. Когда  мои ученики (семиклассники)  делали первые шаги в познании предмета. Меня  всегда волновало, как сохранить творческие работы учащихся их сообщения,  доклады, достаточно часто используемые на уроке,  как сравнить и оценить вклад одного ученика от другого,  где хранить результаты. Вопрос нашел ответ - в портфолио.

Первый год мы стали систематизировать творческие задания учеников по темам курса, затем папка стала приобретать  сопроводительные материалы, появилось оформление, а далее и самоанализ, и взгляд в будущее.

  Педагогические задачи, решаемые мною достаточно просты. Однако их значение очень важно:

  • предлагая выполнить творческую работу, поддерживаю достаточно высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощряю самостоятельность, расширяю границы предмета школьного курса;
  • формирую умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • развиваю коммуникативные навыки, свою работу ученику надо не только представить, ее надо защитить, это и общение, и взаимодействие, и взаимооценка.

Для реализации идеи портфолио ученика по физике разработала темы[1], они всегда в избытке. Ученик имеет право выбора, как темы, так и формы представления работы.

            В основной школе (7-8 класс) делаю акцент на практические задания, которые ученики могут провести дома. Таким образом, формирую навыки исследователя, наблюдателя. Сразу становится понятно, что ученику интересно – найти новый еще не обсужденный способ, прием проведения опыта или он предпочитает повторить уже знакомый вариант. Оцениваю оба варианта, не снижая оценки. Если ученик поверит в свои силы,  он сам поставит новые цели. Не забываем и об истории развития физики: краткие рассказы всегда могут украсить урок.

          В 9-11 классах несколько меняю форму представления заданий: здесь чаще предлагаю выполнять обобщающие сообщения по крупным, наиболее важным разделам курса.

         Дифференцирую задания,   как по сложности, так и по  степени заинтересованности изучения предмета, на базовом или профильном уровне, реализуем информационно-коммуникативную деятельность.

          Несколько главных моментов по работе с предметным портфолио  в классах коррекции. Не секрет, для учителя, работающего в классах с задержкой речевого развития (VII –вид), какую важную роль играет развитие концентрации внимания, развития мышления и прежде всего слуховой и зрительной памяти.

Замечательные учебники – к сожалению, не интересуют ребят. А вот созданная работа своими руками позволяет многократно вернуться к нужной теме, формуле, графической схеме, кластеру. Так ученикам 7 класса предлагаю сделать для одноклассника шифрованное  послание с новыми физическими терминами[2], поиск спрятанных слов, формул не только позволят продвинуть учеников в тренировке мышления, внимания, но и решает учебную задачу закрепление материала. Представить физическое явление  в своей картине - это и творчество, поиск  развитие моторики так необходимой этим ученикам. Учитываю и особенности их мыслительной деятельности поэтапный переход от одного вида заданий к другому. Постоянно включаю тренировочные зарядки, чтение формул[3], а искать их нет необходимости – все под рукой в своем портфолио и опять же сделанное самостоятельно. По мере подготовленности учащихся классов коррекции подключаю их к общей методике ведения портфолио.

   Для оценивания портфолио (этап рефлексии) по итогам триместра (полугодия) мы просматриваем наши папки, каждый ученик может провести самоанализ своей работы: выполнил обязательный набор заданий - молодец, успел защитить все задания - получи дополнительную оценку, справился с большим количеством заданий,  получи еще дополнительный балл.  Отпадает необходимость заставлять, уговаривать «слабого», ученик знает, что у него всегда есть шанс быть успешным, даже ели задачи пока даются с трудом. Для сильного ученика появляется возможность  достаточно быстро повторить материал, систематизировать его, просмотреть собранные таблицы, повторить экспериментальные задания, интересные задачи,  это способ формирования логической грамотности, логического мышления и  один из способов подготовки к ЕГЭ. Выпускники удивляются и  с удовольствием перелистывают страницы портфолио, вспоминая удачи и мелкие поражения, делятся опытом с нынешними учениками это наверное самое главное -связь  поколений.

       Подводя итоги, могу уверенно сказать «Портфолио ученика физики это не только коллекция его работ, это процесс развития творческого мышления ребенка, это личностные результаты образовательной деятельности, это доказательство его успешности, это решение в пользу будущей профессии».


[1] Приложение 1

[2] Приложение 2(Пример выполнения задания)

[3] Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Образовательные технологии, как способ развития универсальных учебных действий

Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. ...

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий

«Портфолио ученика физики и информатики это не только коллекция его работ, это процесс развития творческого мышления ребенка, это личностные результаты образовательной деятельности, это доказательство...

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...