Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий
статья на тему

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potfolio_mo.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.  Одна из важных задач российского образования –создание системы мониторинга достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как –либо проявившегося себя.

Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

Первый год это систематизация творческих заданий учеников по темам курса, затем папка станет  приобретать  сопроводительные материалы, появилось оформление, а далее и самоанализ, и взгляд в будущее.

  Педагогические задачи, решаемые учителем достаточно просты. Однако их значение очень важно:

  • предлагая выполнить творческую работу, поддерживается достаточно высокая учебная мотивация школьников;
  • поощрение самостоятельности, расширяются границы предмета школьного курса;
  • формирование умений учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • развитие коммуникативных навыков, свою работу ученику надо не только представить, ее надо защитить, это и общение, и взаимодействие, и взаимооценка.

Для реализации идеи портфолио ученика по физике можно разработать темы[1], их множество. Ученик имеет право выбора, как темы, так и формы представления работы.

В основной школе (7-8 класс) делается акцент на практические задания, которые ученики могут провести дома. Таким образом, формирую навыки исследователя, наблюдателя. Сразу становится понятно, что ученику интересно – найти новый еще не обсужденный способ, прием проведения опыта или он предпочитает повторить уже знакомый вариант. Если ученик поверит в свои силы,  он сам поставит новые цели. Не забываем и об истории развития физики: краткие рассказы всегда могут украсить урок.

В 9-11 классах можно поменять форму представления заданий: здесь чаще предлагаются выполнять обобщающие сообщения по крупным, наиболее важным разделам курса.

Дифференциация заданий, как по сложности, так и по  степени заинтересованности изучения предмета, на базовом или профильном уровне, реализуем информационно-коммуникативную деятельность.

Замечательные учебники – к сожалению, не интересуют ребят. А вот созданная работа своими руками позволяет многократно вернуться к нужной теме, формуле, графической схеме, кластеру. Так ученикам 7 класса можно предложить сделать для одноклассника шифрованное  послание с новыми физическими терминами[2], поиск спрятанных слов, формул не только позволят продвинуть учеников в тренировке мышления, внимания, но и решает учебную задачу закрепление материала. Представить физическое явление  в своей картине - это и творчество, поиск  развитие моторики так необходимой этим ученикам. Учитывается и особенности их мыслительной деятельности поэтапный переход от одного вида заданий к другому. Постоянно включаю тренировочные зарядки, чтение формул[3], а искать их нет необходимости – все под рукой в своем портфолио и опять же сделанное самостоятельно.

Важную  роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из главным признаком того,  что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности.

Например, учащиеся

  • создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных);
  • помогают учителям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);
  • записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;
  • создают презентации для проведения общешкольных  и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);
  • участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике)
  • создают видеофильмы о жизни класса.

Для оценивания портфолио (этап рефлексии) по итогам триместра (полугодия) можно просмотреть папки, каждый ученик может провести самоанализ своей работы: выполнил обязательный набор заданий - молодец, успел защитить все задания - получи дополнительную оценку, справился с большим количеством заданий,  получи еще дополнительный балл.  Отпадает необходимость заставлять, уговаривать «слабого», ученик знает, что у него всегда есть шанс быть успешным, даже ели задачи пока даются с трудом. Для сильного ученика появляется возможность  достаточно быстро повторить материал, систематизировать его, просмотреть собранные таблицы, повторить экспериментальные задания, интересные задачи,  это способ формирования логической грамотности, логического мышления и  один из способов подготовки к ЕГЭ.

Выпускники удивляются и  с удовольствием перелистывают страницы портфолио, вспоминая удачи и мелкие поражения, делятся опытом с нынешними учениками это наверное самое главное -связь  поколений.

Подводя итоги, могу сказать «Портфолио ученика физики и информатики это не только коллекция его работ, это процесс развития творческого мышления ребенка, это личностные результаты образовательной деятельности, это доказательство его успешности, это решение в пользу будущей профессии».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Аннотация В своей статье предлагаю рассмотреть один способов создания портфолио ученика, организации его самостоятельной деятельности   при изучении курса физики. Разв...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Образовательные технологии, как способ развития универсальных учебных действий

Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. ...

Портфолио ученика как способ развития личностных учебных действий

«Портфолио ученика физики и информатики это не только коллекция его работ, это процесс развития творческого мышления ребенка, это личностные результаты образовательной деятельности, это доказательство...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...