Электризация тел
материал (физика) на тему

открытый урок Электризация тел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrizatsiya_tel_pri_soprikosnovenii.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Образовательные:

  • Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.
  • Выяснение сущности процесса электризации тел.
  • Определение знака заряда наэлектризованного тела.

Развивающие:

  • Развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
  • Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
  • Формирование научного представления о физической картине мира.

Воспитательные:

  • Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании представления об электризации тел.
  • Воспитание любознательности.
  • Воспитание творческих способностей.

Оборудование:

Для учителя: кусочек янтаря, сосуд с водой, металлические гильзы, султанчики, эбонитовая палочка, стеклянная палочка, компьютер, медиа проектор,  экран.

.

Для учащихся: пластмассовая расческа, гильза из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, полиэтилен, полоска бумаги.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Итог урока. Домашнее задание

Организационный момент.

Приветствие, формулировка темы и цели урока (слайд  №1).

Актуализация знаний.

1.Что вы знаете о строении вещества?

2.Из чего состоят молекулы?

3.Как устроен атом?

Объяснение нового материала.

Перед вами маленький кусочек янтаря. Это смола сосны, которая пролежала много сотен тысяч лет на дне моря. Мы некогда не узнаем, кто первым обратил внимание на удивительную способность янтаря, потертого о шерсть или мех, притягивать к себе мелкие предметы. По словам древнегреческого философа Фалеса Милетского, жившего в 4 веке до нашей эры, это были ткачи (слайд №2).

Опыт с кусочком янтаря.

Янтарь по-гречески – электрон. Отсюда произошли слова электричество, электризация тел. Внешне кусочек янтаря остался таким же. Видно при трении появилась какая-то сила, способная притягивать мелкие тела.

Очень долгое время это свойство притягивать, т. е. электризоваться приписывалась только янтарю. И только в 1600 году английский врач и естествоиспытатель Уильям  Гильберт врач  доказал, что при трении электризуются многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Тела, обнаруживающие способность натирания он назвал электрическими телами (слайд №3).

Учитель: Если кусочек янтаря потереть о шерсть или стеклянную палочку — о бумагу или шелк, то можно услышать легкий треск, в темноте искорки, а сама палочка приобретает способность притягивать к себе мелкие предметы

Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят,  что оно наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд

 Мы свами знаем, что могут электризоваться волосы при расчесывании, одежда. Каждый испытывал электрический удар от соприкосновения с  дверной ручкой или батареей центрального отопления

Фронтальный эксперимент.

Сейчас вам самим предстоит убедиться на опыте, что  тела могут электризоваться. У вас на столах лежат полиэтиленовая пленка, кусочек ацетатного шелка, линейка и бумажная полоска.    

  1. Натрите пленку куском ткани. Поднесите поочередно пленку и ткань к кусочкам бумаги. Что вы наблюдаете?
  2. Проделайте подобные опыты с пластмассовой ручкой или линейкой. Что вы наблюдаете?
  3. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и потрите полоски. Разведите их. А затем приблизите их друг к другу. Взаимодействуют ли они между собой?

Учащиеся дают отчет о полученных результатах .

Ответьте на вопросы:

1.Оба ли тела электризуются при соприкосновении?

2.Как можно обнаружить электризацию тел?

Электризоваться могут многие вещества.  В том числе жидкости и газы. Проводится опытс водой. Опыты  по электризации очень капризны. Большое влияние оказывает влажность воздуха. Изобретение электростатической машины немецким ученым Отто фон Герике  в 1660 году позволило снять эту проблему. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями, Герике тем самым электризовал его. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание(слайд №4).

 В настоящее время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами. Учитель объясняет принцип действия и показывает опыты, доказывающие, что электризация тел происходит и при касании заряженного и незаряженного тела

Вывод: электризация тел происходит посредством следующих видов соприкосновения: трения и касания.

Что же является причиной электризации тел? Что появляется у тел, ведь они внешне остались прежними?

Вывод: оба тела получили электрические заряды..

В 1733 году французский ботаник и физик Шарль Дюффе открыл два вида зарядов – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). А американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 году заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». Эти термины и прижились в науке (слайд №5).

Положительный заряд обозначают знаком «+», отрицательный знаком «-»

Стекло, потертое о шелк, заряжается положительным зарядом – «+»

Эбонит, потертый о шерсть, заряжается отрицательным зарядом – «-»

На доске и в тетрадях рисуем схему:

Исследуем, как ведут себя тела, заряженные разными зарядами; одинаковыми зарядами.

Опыты с султанами.

Выводы:

1.Существуют различные заряды.

2.Заряды всегда связаны с телами или частицами.

3. Тела, имеющие заряды одного рода, взаимно отталкиваются.

4.. Тела, имеющие заряды разного рода, взаимно притягиваются.

Запишите выводы в тетрадь

Откуда взялись эти заряды?

При электризации тела теряют или получают электроны.

Закрепление изученного материала.

Исследовательская работа (слайд №6).

Выполняя работу по группам, составьте план проведения эксперимента по определению знака заряда, проговорите друг другу порядок своих действий.

.Задание 1. Имея в своем распоряжении пластмассовую расческу, эбонитовую палочку, султанчик, кусочек шерсти определите знак заряда, получаемого на расческе при расчесывании волос.

Задание2. Подвешенная к штативу на шелковой нити гильза заряжена, но неизвестно каков знак ее заряда. Как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусок шелка, определить знак заряда на гильзе?

Тест. (выполняется на двойном листе, между листами вставлена копировальная бумага; верхний лист сдается, нижний остается у ученика для проверки и самооценки выполненной работы)


  1. Как взаимодействуют заряженная палочка и бумажная гильза в случае а и в случае б?

  1. Какой знак заряда имеет левый шар в случае а и в случае б?

  1. Правильно ли изображены взаимодействия заряженных тел?

  1. Висящие рядом бумажные гильзы наэлектризовали. После этого они расположились так, как показано на рисунке. Одинаковые или разные заряды получили гильзы?

 


Итог урока. Домашнее задание.

Подведение итогов урока:

  1. Что на уроке было важно?
  2. Что было новым?
  3. Что было интересно?

Оценки за урок.

Домашнее задание: 25, 26, по желанию подготовить  презентации о грозовых явлениях и применении электризации в медицине.

Литература.

  1. Е.М. Гутник, Е,В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Методические материалы для учителя. Физика. 8 класс. - М.; Дрофа
  2. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике. – М.; Просвещение
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
  4. И.И.Мокрова, «Физика. 8 класс: поурочное планы по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс», 2 части. - Учитель -АСТ. -, 2003.
  5. Лукашик В.И, Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2004.– 224
  6. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2008г.

7. Сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Электризация тел" 8 класс

Контрольная работа по теме "Электризация тел" 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней. Может быть использована для подготовки к ГИА....

конспект урока по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" с использованием ЭОР

Данная работа выполнена на курсах по повышению квалификации по теме "ЭОР в образовательном процессе". Кроме того, этот урок был успешно проведен в классе. Это подтверждает важность и грамотность приме...

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Методическая разработка урока по теме "Электризация"

В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...

Методическая разработка урока по теме "Электризация"

В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель презентации: наглядное представление содержания урока Задачи: - дополнение материала учебника историческими фактами - логичное пост...

Разработка открытого урока по теме: "Электризация тел"

Разработка урока для 8 класса (по программе Перышкина А.В.)...

Открытый урок в 8 кл. Электризация тел. Два рода зарядов.

Учебный предмет: физика,Класс: 8 классТема в программе: Электричсекие явления.Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.Оборудование: набор по электростатике, материал для трения: бу...


 

Комментарии

Шевченко Александр Анатольевич

Ознакомившись с конспектом урока можно сказать, что урок подготовлен учителем в совершенстве владеющим средствами ИКТ.Хорошо продумны цели урока.