Межпредметные связи на уроках физики
методическая разработка по физике на тему

Плохих Людмила Александровна

Межпредметные связи на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Межпредметные связи в школьном обучении – это дидактический эквивалент междунаучных связей.

Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала. Учащиеся с удовольствием иллюстрируют примеры физических закономерностей, используя знания из биологии, географии, истории, математики и т.д. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала.

Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов физического исследования.

Одна из наиболее важных характерных черт современной физики состоит в том, что выводы, сделанные из исходных идей, имеют не только качественный характер, но и количественный характер; чтобы сделать количественные выводы, мы должны использовать математический язык. И если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнивать с результатами эксперимента, нам необходима математика как орудие исследования. Английский физик П.Дирак писал: «Физический закон должен быть математически красивым».

Математика многое дает физике. Так, язык дифференциального и интегрального исчислений открывает большие возможности для более строгого определения ряда физических величин, записи физических законов, формул, выражающих суть отдельных физических понятий (ЭДС индукции; силы тока, возникающего в рамке, вращающейся в магнитном поле, и др.).

Перед изучением графической интерпретации механического движения, изопроцессов  ученики  вспоминают уравнения и графики из курса алгебры.

Для решения физических задач с использованием тригонометрических функций  sinα, cosα, tgα, ctgα, записываем на доске формулы их нахождения .

При решении задач по геометрической оптике очень полезно вспоминать геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов.

Взаимосвязь с биологией .Тема «Очки. Дефекты зрения. Гигиена органа зрения».

Физика: преломление света ,изображение предмета на сетчатке уменьшенное, действительное, перевернутое.

Биология: глаз не только оптический прибор, но и живой орган, связанный с головным мозгом. Свет падая на сетчатку раздражает окончание зрительного нерва, процесс корректируется мозгом, поэтому предметы воспринимаем прямыми, объемными, цветными.

Химия:  при попадании кислот, щелочей промыть глаз в течении 20 минут водой и обратиться к врачу.

Правила гигиены зрения.

Остановлюсь на уроке по теме «Электромагнитные волны»

1.История. Максвелл, Герц, Попов.

2.Биология. Фотосинтез, насекомые-светлячки(видимый свет), змеи улавливают инфракрасные лучи.

3.Химия.Источник ИК -излучения- колебание и вращение молекул

4.Астрономия. Космическая связь.

Математические функции в курсе физики.

.

Мы рассмотрели различные способы реализации межпредметных связей. Хотелось подчеркнуть, что эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межпредметные связи на уроках физики.

При изучении темы "Оптика в 8 классе затрагивается вопрос строения органа зрения - глаза. Такой же матариал есть и в курсе биологии. В своей презентации предлагаю рассмотреть вопросы, и с точки зрения...

Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"

Реализация межпредметных связей на уроках физики...

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.

Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...

Межпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)

Связь физики с другими предметами формирует основы естественнонаучной картины мира, показывает место человека в ней, знакомит с применением физических законов в практической деятельности человека. ...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...