Реализация межпредметных связей на уроках физики
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Малюхина Галина Ильинична

В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей на уроках физики

Прогрессивные педагоги различных эпох - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская - подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.

Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели физики в данном случае располагают большими возможностями.

 Раскроем взаимосвязь курса физики 10 класса  с общественными, естественнонаучными и техническими предметами.

Курс  физики 10 класса начинается с раздела «Механика». Первая глава этого раздела «Кинематика» знакомит обучающихся с понятиями: механическое движение, материальная точка. Эти понятия можно связать с изучением истории, например, встреча союзных армий на Эльбе, первая стыковка космических кораблей «Апполон» - «Союз» над Эльбой. Рассматривая тему «Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчета», необходимо использовать  из математики знания системы координат, вектора и его модуля. При изучении графического представления движения используются знания линейной функции и её графика. Тема «Равноускоренное движение» позволяет напомнить обучающимся формулы площадей треугольника и трапеции, а также закрепить сложение и вычитание векторов. При изучении темы  «Движение  тел под действием силы тяжести»  осуществляется межпредметная связь с физкультурой. Кадеты c большим интересом  будут рассчитывать дальность и высоту полета,  если их  связать с движение мяча по параболе.

Следующая глава – «Динамика» очень тесно связана с математикой, так как здесь необходимы умения находить проекции векторов на координатные оси, а для этого нужно знать тригонометрические функции и соотношения в прямоугольном треугольнике. При решении задач на второй закон Ньютона обучающиеся применяют умение решать системы уравнений. Повторение способов решения таких уравнений упрощает  обучение.  Темы «Сила упругости. Закон Гука» и «Сила трения» учащимся будет интереснее изучать, если от преподавателя они услышат о том, что знание видов деформаций, упругость материалов, польза и вред трения применяются при практической работе на уроках слесарного дела. Изучение темы «Законы сохранения  в механике» связано с географией,  так как здесь можно говорить об энергоресурсах страны и их рациональном применении.

Второй раздел курса – «Молекулярная физика, тепловые явления» начинается с главы «Основы молекулярно – кинетической теории», в которой изучаются понятия: количество вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса – общие для химии и физики. Недостатком является то, что в действующих школьных учебниках используются различные обозначения для одних и тех же величин.

 При изучении газовых законов используются математические знания прямой и обратной пропорциональности, линейная функция, функция у= k/x и их графики.

Тема «Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность воздуха» имеет связь с географией; здесь имеет смысл говорить о погоде, атмосфере, предсказании погоды.

Большое значение имеют межпредметные связи при изучении третьего раздела – «Основы электродинамики». Первая глава этого раздела – «Электростатика» - знакомит обучающихся с разными типами электрических зарядов и силами  их взаимодействия.  Именно силами взаимодействия электрических зарядов объясняется строение атомов различных химических элементов, взаимодействие молекул вещества.

 Для характеристики электрического поля используется векторная величина и обучающимся необходимо применять знания из математики: понятие вектора, его модуля, сложение и вычитание векторов, проекции вектора на координатные оси.

Глава  «Законы постоянного тока» тесно связана с изучением предмета «Электротехника», с основами которого кадеты знакомятся в первом полугодии. Поэтому учитель физики может нацеливать обучающихся на то, что данная глава является фундаментальной для успешного усвоения раздела электротехники «Электрические цепи постоянного тока», с использованием которых связана разработка различных измерительных, контролирующих, и управляющих электронных устройств. Их роль особенно велика в измерительной технике и автоматике.

При изучении темы «Электрический ток в жидкостях» рассматриваются вопросы электролитической диссоциации и законы электролиза, которые уже изучены обучающимися в курсе химии.

Физику принято относить к точным наукам. И считается, что если прозвенел звонок на урок, то все постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту и строгому доказательству. Но и физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика - в понятиях, законах, теориях, литература в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее ученикам. Поэтому,  изучая тему «Электрический ток в газах»,  учителю можно обратиться к произведению Островского «Гроза», которое изучают в 10 классе.

Таким образом, установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию единства материального мира. Кроме того, они имеют огромное воспитательное значение и способствуют развитию творческих способностей.

                  Список литературы:

  1.      Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10 -11 классы. М.: Просвещение, 2007.
  2.      Величко А.Н. , Лагирева Г.Е. Межпредметные связи и современный школьный курс физики.// Физика в школе.2008г, № 6
  3.       Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др.-М.: Просвещение, 1987 г.
  4.      Увицкая Е. Физика и лирика // Физика: приложение к газете "Первое сентября", 1998 г., № 31.
  5.      Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей при изучении физики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Реализация межпредметных связей в курсе физики.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...

Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС

В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

Использование межпредметных связей обогащает методическое содержание урока, делает его творческим, способствует усилению интереса учащихся к изучаемым предметам, к избранной профессии. Преподаватели ф...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...