Конспект урока в 9 классе "Законы Ньютона"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Урок с использованием здоровьесберегающей, коммуникативной современных образовательных технологий. Проводится в форме КВН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-igra_zakony_nyutona_fizika_9_klass.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Падовская средняя общеобразовательная школа
Пестравского района Самарской области
Урок – игра
по теме : «Законы Ньютона»
(физика ,9 класс)
Учитель: Герасимова Е.С.
2008-2009 учебный год
Тема: «Законы Ньютона»
Цели урока:
В интересной игровой форме
- обобщить знания, полученные по теме;
- научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
- совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
- расширить кругозор учащихся;
- развивать коммуникативные способности.
Эпиграфы к уроку:
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.»
Исаак Ньютон (1643- 1727 гг)
Тип урока: обобщение знаний
Вид урока: урок- игра СОТ: здоровьесбережение, ИКТ.
Оформление: плакат с эпиграфом , портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Оборудование: доска, учебники физики 7 и 9 классов, стакан, открытка, прищепка ,теннисный шарик , изогнутая трубочка.
Подготовка к уроку :
Ребята делятся на две команды, равные по силам , выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок.
Команда «Ишхан- Ньютон?» Капитан- Сухинина Екатерина
Команда « Юные физики» Капитан- Семыкин Денис
Ход урока
Вступительное слово учителя
Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает , что , по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок , посвященный законам Ньютона, проводится в форме игры , которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
1 конкурс «Доверяй, но проверяй»
Капитаны заранее выбирают по два лучших экспериментатора в каждой команде, которые получают экспериментальные задания и готовят их к показу. Они представят классу сам опыт , а анализ его результатов предлагают сделать команде соперников. Правильное объяснение приносит балл в команду
Задание для команды «Юный физик» Опыт проводит Сухинина Е.
Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкнете по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону . Повторите это несколько раз. Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении , а иногда , падая, переворачивается. Почему?
( Щелкая пальцем по открытке , вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку за собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если Вы толкнете открытку с недостаточной силой , она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется).
Задание для команды «Ишхан-Ньютон» (Опыт проводит Семыкин Д.)
Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт: на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик, поднявшись над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе, не отлетая в сторону.
Такой опыт можно повторить , если Вы поместите мячик от пинг – понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.
Этот же опыт можно показать и с водой. Соедините один конец резиновой трубки с водопроводным краном, другой наденьте на стеклянную трубку концом вверх . Над трубкой укрепите небольшое кольцо, в которое поместите деревянный шарик. Постепенно открывайте кран водопровода. Струя поднимает шарик.
( Если вода обтекает шарик равномерно, то он будет держаться на определенной высоте. Если же шарик выйдет из равновесия, то произойдет следующее: одна часть шарика потеряет точку опоры, на другую же вода продолжает давить с прежней силой. Таким образом, шарику сообщается вращательное движение ).
2 конкурс «Колесо истории»
В этом конкурсе участвует весь класс. Учитель задает вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный и полный ответ приносит балл в «копилку» команды. Отвечаем по очереди.
1 . Назовите дату рождения Исаака Ньютона.
25 декабря 1642 год по старому стилю, 4 января 1643 по новому стилю
2 .В каком университете(и колледже)учился Н. и в каком году поступил?
Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити- колледж),1661 год
3 .На какие группы делились все студенты колледжа, как происходило деление на группы ,и в какой группе учился Ньютон?
Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы: высшую составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры»,платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и , обязанные за это прислуживать членам колледжа, и , наконец, «субсайзеры», освобожденные от платы , но зато , обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. Ньютон принадлежал к последней группе – «субсайзерам».
4.Как чувствовал себя Ньютон в группе «субсайзеров»?
Его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения своей семьи.
5 .Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? Сколько лет учился и сколько проработал в университете?
Профессором стал в 27 лет , учился –8 лет, а проработал 35 лет.
6 . Чем стал славится Кембриджский университет во время работы в нем Ньютона?
Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение кафедры ,на которой работал Ньютон стало делом чести для английских ученых.
7 .В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? Какое сделал открытие?
Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа темсиона – рефлектора, открыл явление дисперсии .
8 .Министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны.
В каком это было году и какое предложение получил Ньютон от него?
В марте 1696 года Ньютон получил официальное извещение о назначении его хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился , начался последний , лондонский период – период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.
9 . В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы? Назовите , когда написана книга, дайте краткую аннотацию книги.
«Математические начала натуральной философии».Написана в1687 году. Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.
10 .От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?
В 1667 году Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
11 .Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?
В 1705 году королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием.
12 .Когда умер Ньютон ? Где похоронен?
Скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 года. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне.
Учитель С моими вопросами обе команды справились хорошо. Но было дано домашнее задание : найти дополнительную информацию о жизни и открытиях Ньютона. По очереди называем по одной , и не забудьте назвать источник .Ответ оценивается одним баллом
Учитель Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий»
ФИЗМИНУТКА
3 конкурс «Головоломки»
В этом конкурсе участвуют присутствующие родители от каждой команды , которые получают задание и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны будут предоставить решение головоломок. Правильный ответ приносит балл в команду.
Головоломка для первой команды
Подсказка: Прочитайте изречение И. Ньютона ,двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное одинаковое количество кружков.
(Ответ: «Гипотез не сочиняю»)
Головоломка для второй команды
Подсказка: Вырежьте затемненные клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза , прочитайте слова Рене Декарта.
(Ответ : «Дайте мне материю и движение , и я построю мир».
| |||||
Д | О | И | С | А | Т |
А | Ж | Т | Й | Е | Е |
Т | Р | Р | Н | Е | И |
О | И | М | Ю | Ю | Е |
Н | М | И | И | Е | Р |
И | Я | Д | М | В | П |
4 конкурс Блиц – турнир(Параллельная работа с командами)
Каждой команде дается по пять вопросов , на обсуждение каждого вопроса дается 10 секунд .По истечении времени - читаете вопрос ,быстро и правильно на него отвечаете – получаете балл. Команды отвечают по очереди
Вопросы для первой команды
- Как движется тело, если на него не действуют другие тела ?
Равномерно, прямолинейно или находится в покое, т.е. сохраняет свою скорость неизменной.
- Какие системы отсчета называются неинерциальными ?
Системы , в которых не выполняется 1 закон Ньютона, или в которых не выполняется закон инерции
- Как читается первый закон Ньютона ?
Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела
- Инерциальна ли система отсчета , движущаяся с ускорением относительно какой – либо инерциальной системы ?
Нет. Системы , движущиеся относительно инерциальных с ускорением , являются неинерциальными.
- Что является причиной ускоренного движения тел?
Действие на них каких -либо сил
Вопросы для второй команды
- Как читается второй закон Ньютона ?
Ускорение прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
- Тело движется прямолинейно и равномерно .Меняется ли при этом его скорость ?
Нет, не меняется.
- Какие системы отсчета называются инерциальными ?
Системы , в которых выполняется 1 закон Ньютона, или в которых выполняется закон инерции
- Как читается третий закон Ньютона ?
Силы , с которыми два тела действуют друг на друга , равны по модулю и противоположны по направлению .
- Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.
1 Ньюнон равен 1кг умноженный на 1 м/ с²
(Проверить задание у родителей)
5 конкурс «Интересные вопросы»
Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. Дается время на обсуждение(1-2 минуты). За правильный ответ команде дается один балл.
Возможные вопросы
1 .Если действие , как гласит закон , всегда равно и противоположно противодействию , то сила , с которой лошадь тянет телегу вперед , равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед , а лошадь назад не движется. Почему и телега , и лошадь движутся вперед?
( Сила , действующая на телегу , и сила , действующая на лошадь , в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах , а лошадь упирается в землю ,то понятно , почему телега катится в сторону лошади. )
2 .Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим , что яблоко падает на землю , вместо того ,чтобы сказать : « Яблоко и земля падают друг на друга»?
( Яблоко и земля действительно падают друг на друга , но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/ с², а земному шару – во столько же раз меньше , во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и поэтому Земля получает перемещение настолько ничтожное , что практически его можно считать равным нулю.)
Учитель. История о том , как « Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова .Каким он будет ?
…Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
(Басня утверждает , что «воз и ныне там», другими словами , что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака , не мешает работе рака и щуки , даже помогает им : тяга лебедя, направленная против силы тяжести , уменьшает трение колес о землю и об оси , облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу , следовательно , их равнодействующая не может равняться нулю.)
6 .Подведение итогов.
Награждение победителей. (Призы –яблоки)
Выставление и комментирование оценок.
7 .Заключительное слово учителя
Биографы Ньютона рассказывают . что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил , что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись , и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С этого счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого .(Учащиеся делают вывод о том, что каждый человек может стать «Ньютоном», необходимо только стремиться к этому).
Д | О | И | С | А | Т |
А | Ж | Т | Й | Е | Е |
Т | Р | Р | Н | Е | И |
О | И | М | Ю | Ю | Е |
Н | М | И | И | Е | Р |
И | Я | Д | М | В | П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР Третий закон Ньютона
Урок -конспект на тему " Третий закон Ньютона" с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Второй и третий законы Ньютона с применением модульной технологии", физика, 9 класс
Конспект урока по теме "Второй и третий законы Ньютона с применением модульной технологии", физика, 9 класс, по учебнику А.В. Перышкина...
план-конспект урока по физике "Третий закон Ньютона"
Подробный план урока по теме "Третий закон Ньютона" в 9 классе...
конспект урока "Второй закон Ньютона"
quot;Второй закон Ньютона"Дидактическая цель: Создать условия для включения опыта учащихся в процесс усвоения знаний по установлению зависимости между ускорением и равнодействующей сил, действую...
Конспект урока "Третий закон Ньютона"
Конспект урока "Третий закон Ньютона"...