Физика в природе
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме

Меклеш Галина Борисовна

Рабочая программа по элективным курсам

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАПОЛОСНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА

                РАССМОТРЕНО:                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

             На заседании ШМО                                                                                     Директор школы

             _______/__________                                                                                                            ______/Бережная Е.Н.

            «___»______ 20 ___г                                                                                                            « __»_____20___г.

                                                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                              По   элективным курсам по  физике  9 класс__________________________

(предмет, класс, ступень обучения)

Меклеш Галина Борисовна

(ФИО)

Учитель , 1 категория

                                                                                      2013 - 2014  учебный год

Пояснительная записка.

Предпрофильный курс рассчитан на 17 часов, 1 час в неделю в первом полугодии.  и предполагает приобретение учащимися знаний связанных с объяснением физических явлений протекающих в природе на качественном уровне.

Природа-  это гигантская физическая лаборатория- наглядно демонстрирует условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений.

Школьники смогут расширить свои знания о физике как о науке, осознать ход процесса познания человеком природы, переосмыслить знакомые понятия, законы.

Содержание курса направлено на развитие у учащихся познавательного интереса , самостоятельности, инициативы, умения мыслить, выполнять различные виды работ.

Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественно- научного или физико- математического профиля.

Задачи курса:

- выявление интересов и склонностей учащихся к изучению физики,

- формирование практического опыта,

- формирование привычки размышлять над увиденным и услышанным, правильно это оценивать,

- оказание помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных ценностях, связанных со знаниями по физике и выбором будущего профиля образования,

- знакомство учащихся с новыми достижениями науки и техники и с перспективами их развития.

Контроль за знаниями осуществляется в ходе беседы, выполнения практических заданий, подготовке сообщений и докладов.

Ожидаемые результаты:

- Объективная самооценка учащихся, проявляющаяся в выборе ими естественно- научного профиля.

- Приобретение навыков работы с различными источниками информации.

- Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждений.

- Осознание учащимися связи между различными областями наук.

- Умение делать рефлексию своей деятельности.

Курс интегрирует физику с географией, экологией, литературой, техникой, астрономией.

Курс преподаётся в 9 классе, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления осознанного выбора дальнейшего профиля обучения и определяется в выборе своей будущей профессии.

Тематическое планирование 16 час

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Вода в нашей жизни

2

3

Физические явления в атмосфере

4

4

Свойства глаза

1

5

Электрические явления в природе

4

6

Солнечная  система

3

7

Физика и экология

1

всего

16

Календарно- тематическое планирование

Темы

Содержание

Приборы и материалы

Умения и навыки

Домашнее задание

Формы контроля

Дата

1

Природа и человек

Роль человека в познании природы. Основные понятия и методы научного познания. Экология окружающей среды

Знать основные источники загрязнения окружающей среды

« Что мы можем сделать для спасения Земли?»

тест

4.09

2

Вода- удивительное вещество

Физические и химические свойства воды. Вода и жизнь. Льды. Айсберги, гейзеры. Экологические проблемы рек и водоёмов.

Практическая работа: показать по карте холодные и тёплые течения.

карта

Знать свойства воды. Уметь показывать на карте холодные и тёплые течения

Доклады: Почему реки извиваются ?

Камни, увлекаемые водой.

Вниз по течению.

Доклад

11.09

3

Волны на море

Движение частиц в волне. Скорость волн. Ветер и волны. « Мёртвая вода» Цунами. Солнечные и лунные приливы.

Опыт: Наблюдение распространения волн на поверхности воды. Дифракция.

Модель волны

Знать основные характеристики волны. Уметь объяснять механизм передачи энергии в волне

Доклад « Цунами»

Опыт

18.09

4

Атмосфера и погода Земли

Изменение атмосферы и погода .Ветер. Циклоны. Ураганы. Пассаты. Фены. Торнадо. Муссоны. Температура. Влажность. Давление. Стихия и человек.. Значение атмосферы.

Практическая работа: наблюдения за параметрами определяющими погоду, работа с картой, построение графика температуры, модели строения Земли.

барометр, термометр,  флюгель, анемометр.

Знать основные компоненты погоды.

Уметь строить график температуры, определять давление атмосферы, направление ветра

Пословицы о погоде

Практическое.

задание

25.09

5

Туман и облака

Насыщенный водяной пар. Возникновение тумана. Как образуются облака? Осадки. Грозовая туча.

психрометр., таблица влажностей

Уметь решать задачи  на влажность воздуха. Знать понятие точки росы , причины образования облаков        

Наблюдения за облаками , за образованием тумана.

Краткий конспект

2.10

6

Атмосферная оптика

Белый свет- сложный свет. Дисперсия света. Красный свет заходящего Солнца и голубой цвет неба. Как исследуют атмосферу?

Практическая работа: Наблюдение за небесным сводом:

Наблюдение цвета неба, наблюдение диска Солнца.

Практическое

.задание

9.10

7

Мираж, радуга

Распространение света в оптически неоднородной среде. Виды миражей..

Опыт: Наблюдение явления преломления и отражения света.

Физика возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Цвета радуги. Гало.

Работа с текстом : « Что такое гало?».

Стакан с водой, карандаш

Уметь объяснять    природные явления с использованием закона преломления света,

Работа с текстом: « Миражи и причины их появления»

Обсуждение

16.10

8

Свойства глаза

Глаз- оптический орган. Острота зрения. Аккомодация. Зрение двумя глазами. Зрительные иллюзии.

Практическое задание: зрительное восприятие одним и двумя глазами 

Схема строения глаза

Знать строение глаза. Способы устранения дальнозоркости и близорукости.

Сообщение « Зрительные иллюзии»

Практическое

.задание

23.10

9

Молния

Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Разделение зарядов в туче и в облаке. Природа молнии. Гром. Шаровая молния.

             Как вести себя во время грозы?.

Схема громоотвода

Знать природу молнии, способы защиты от молнии

Доклады: « Защита от молний» , « Виды молний.»

Доклад

30.10

10

Полярные сияния

Что такое полярные сияния? Магнитное поле Земли. Магнитные бури Огни Эльма

Фронтальный опыт: Обнаружение магнитного поля Земли.

компас.

Уметь находить магнитные полюса Земли, объяснять механизм образования полярных сияний

Подбор фото полярных сияний, радуги, миража…

13.11

11

Излучения

Невидимый свет. Инфракрасное и рентгеновское излучения. Радиоволны. Ультрафиолетовое излучение .Образование « Дыр» в озоновом слое. Применение излучений и их влияние на здоровье людей.

Опыт: нагревание излучением.

: теплоприёмник, электроплитка

Знать где и какие виды излучений применяются, значение озонового слоя для защиты Земли.

Доклады: использование излучений, открытие Чижевского

Обсуждение

20.11

12

Электричество в животном мире

Электрические скат, угорь, сом,  гимнарх,  гнатонемус, электростатические чувства змеи, полипы, бактерии  . Акустическая защита пауков- птицеедов. Частота звука, как фактор выживания птенцов. Рыба удильщик. Перидинеи- источники света

Уметь выделять главное в тексте и  пересказывать содержание.

Подбор материала о животных с физическим содержанием

Устные сообщения

27.11

13-14

Солнечная система

1.Солнце .Планеты Солнечной системы. Спутники планет. Солнечное и лунное затмения. Звёзды. Естественные источники света. Тень, полутень

2. Энергия Солнца. Как Солнце влияет на Землю? Солнечный ветер и межпланетные магнитные поля. Циклы Солнечной активности. Вспышки на Солнце. Солнце и здоровье людей.

Источник света, физическое тело, экран

Знать значение Солнца в жизни Земли.

Наблюдение звёздного неба, поверхности Луны                

          .Рисунки солнечного            и лунного затмения

Устные сообщения

4.12

11.12

15

Метеоры и метеориты

Метеоры в атмосфере. Болиды. Их свойства, происхождение, научное значение. Тунгусский метеорит. Метеорные потоки. Сихотэ- Алинский метеорный дождь.

карта

Уметь показывать на карте места падения больших меоритов.

Доклад: Способы защиты от метеоров.

Доклад

18.12

16

Физика и экология

Изменение климата Земли, звгрязнение вод суши, литосферы, атмосферы, космоса, ослабление озонового слоя, ухудшение среды жизни, проблема утилизации отходов.

Знать причины ухудшения среды жизни, способы её сохранения- новые изобретения

Доклады

25.12

Используемая литература:

  1. « Земля неразгаданная» В.А.Мезенцев
  2. « Энциклопедия чудес» т.1 В. Мезенцев стр. 58
  3. « Популярная энциклопедия» т.2 В. Мезенцев стр.25
  4. « Занимательная физика» Перельман
  5. « Очерки о вселенной» Воронцов 1976
  6. « Человек и стихия» 1987
  7. « Физика в школе» №3 1998
  8. « Физика в школе»№5 1987 стр.17
  9. « Физика в школе»№1 1987 стр.15
  10. « Физика в школе»№4 1995 стр.8
  11. « Физика в школе» №6 1993 стр.6
  12. « Занимательная астрономия» Перельман Я.И.
  13. « Астрономия» т.8 Энциклопедия для детей Аванта 2004
  14. Энциклопедия для детей « Физика» т.16 часть 2 2005
  15. Энциклопедия для детей « Техника» т.14 2005
  16. Рыженков « Физика. Человек. Окружающая среда»
  17. Приваленко « Биохимическая оценка экологической ситуации в г. Ростове на Дону»
  18. Барбинов « Охрана окружающей среды»
  19. Браверман « Урок физики в современной школе»
  20. Есмагамбедов « Чудеса» полярная энциклопедия т.2 1990 стр. 275- 277
  21. « Физика в школе» №6 1995 стр.9
  22. « Физика в школе» №2 1995 стр.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по физике "Физика в природе".

Викторина по физике "Физика в природе" для учащихся 7-9 классов. Организация, задания и ответы....

Урок физики "Красота природы и человека"

Данный урок проводился в рамках программы здоровьесбережения. Урок в форме игры для учащихся 8 класса....

презентация "Гармония физики и природы"

презентация представлена на  региональный конкурс по физике "Истина где-то рядом"...

Презентация "Физика и природа родного края"

Презентацию можно  использовать  на первых уроках физики в 7 классе...

пропедевтический урок физики "Явления природы"

Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)

Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (8 класс)

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исслед...