пропедевтический урок физики "Явления природы"
план-конспект урока по физике (6 класс) на тему

Камараули Лариса Кимовна

Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_uchitel_goda.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтический урок физики в 6 классе.

Учитель: Камараули Л.К. МАОУ «Средняя школа д. Мойка»

Тема: «Природные явления»

Цель: организация самостоятельной деятельности обучающихся, направленная на знакомство с предметом физика, через проведение групповой, экспериментальной работы по первоначальным сведениям о предмете.

План урока:

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Мотивация, формулировка ключевого вопроса . 4 мин.

 3. Этап получения новых знаний. 5 мин.

4. Этап операционно- исполнительный. 10 мин.

5 Анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков... 8 мин.

6. Оценочно-рефлексивный этап . 7 мин

7. Заключительный этап. 5 мин.

Ход урока:

I этап. - Здравствуйте ребята.  Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Писал русский поэт Ф. И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

А какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)

С некоторыми загадками природы мы сегодня познакомимся.

II этап . Ребята, посмотрите вокруг: все окружающие вас предметы, а также растения и животные - это физические тела. (примеры окружающих тел) Назовите физические тела в кабинете, на улице.

А из чего состоит это тело……

То, из чего состоит физическое тело, называют веществом.

У вас на парте листочки, напишите, пожалуйста, свою имя и фамилию.

Давайте внимательно посмотрим на табличку и дополним своими примерами.

Физические тела

Вещества, из которых они состоят

Стакан

стекло

Значит все, что нас окружает называется природой - живой и неживой (примеры). В природе постоянно происходят какие-то перемены: какие? (день сменяется ночь, идет дождь…)

III этап. И вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

*если капнуть каплю акварельной  краски в стакан с водой, то …;

*если открыть флакон с духами, то …;

*если нагреть лед, то …;

*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

*если капнуть каплю масла на воду, то … ;

*если опустить термометр в горячую воду, то …

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? (Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.) Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах, географии, из жизненного опыта. А теперь ответьте на такой вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение различных веществ  и различных явлений для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям.

IV этап . Определение явления.

Я вам раздаю конверты с отдельными словами, из которых вы должны составить определение, что же такое явление.

(Пытаются сформулировать, собрав определение из отдельных слов).

Презентация о явлениях.

А теперь потренируемся: я называю пример явления, а вы- вид явления.

- греет солнце…

- летит самолет…

- тает снег…

- сверкает молния…

- гремит гром…

А какие явления описаны в стихотворении Николая Шишова?

Отгремел весенний гром
Самый первый над селом.
И уже
летают птицы
В ясном небе голубом.
Вышла радуга-дуга.
Обхватила берега.
Из-за речки
вышло солнце

На зеленые луга.

А сейчас наш класс превращается в исследовательский институт, в котором четыре лаборатории. Мы все научные сотрудники, но в каждой лаборатории должен быть старший научный сотрудник, который отвечает за проведенный эксперимент (выборы). И прежде чем начать выполнять опыты, вы должны изучить технологическую карту при проведении эксперимента, соблюдать технику безопасности.

Итак: Старший научный сотрудник выбирает эксперимент, который лаборатория будет выполнять.

(выполнение  экспериментальных заданий)

V этап. Выступления учащихся с объяснениями экспериментальных заданий.

И выставим себе оценки за исследовательскую работу.

Диктант

  1. Физическим телом называют … (любой предмет)
  2. Веществом называют… (то, из чего состоит тело)
  3. С физическими телами могут происходить разнообразные изменения, которые называются … (явление)
  4. Существуют различные физические явления… (примеры)
  5.  Что необходимо иметь для проведения опытов?___________________

VI этап.  Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл). Выставляем оценки.

А теперь выставьте себе оценку, которую по вашему мнению вы заслужили работая на уроке, выведите среднюю.

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы».

VII этап. Как мы уже говорили - смена времен года- это тоже явления.

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Кузнецова Светлана Александровна

 И я хочу вам дать прослушать, как известный итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр  Анто́нио Лу́чо Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена)  в своей музыке представлял времена года и попробовать их угадать.

 Сегодня мы с вами провели урок физики. Слышали о такой науке?

Слово физика ( от греческого слово «Фюзис»-природа), появилось еще в 4 веке до н.э.

Давайте сформулируем -  физика- это наука….(о природе).  Вот она то и изучает много разных явлений и других загадок природы. С некоторыми из них мы сегодня познакомились. А в будущем, изучая этот предмет вы узнаете,  почему идет снег, а в радуге 7 цветов, предметы падают вниз, а не вверх и многое другое.

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Мне очень понравилось с вами работать.

Приложение 1.

Технологическая карта исследовательской работы

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Приложение 1.

Технологическая карта исследовательской работы

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г) растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Опыт№1

Поместите в ступку кусочек мела

и тщательно разотрите его пестиком.

Наблюдения

Что наблюдали при дроблении и

растирании мела?

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Опыт№2

Поднесите магнит к миске с водой и плавающей скрепкой на картонке.

Наблюдения

При  приближении магнита наблюдается____________.

Изменяются ли при этом вещества?

Признак этого явления _____________________

Опыт№3

Поместите в пробирку кусочек льда. Закрепите ее держателем для пробирок. Нагрейте содержимое пробирки в пламени спиртовки. При закипании жидкости поднесите к отверстию пробирки

предметное стеклышко.

Наблюдения

Что наблюдаете?

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Опыт№4

Бросьте в стакан кристаллики марганцовки. Налейте воду и размешайте.

Наблюдения

Почему раствор окрасился?

Признак этого явления – изменение____________

Приложение 2

Ф.И. ученика______________________________________

Физические тела

Вещества, из которых они состоят

Стакан

стекло

Диктант

  1. Физическим телом называют …______________________________
  2. Веществом называют… ______________________________________
  3. С физическими телами могут происходить разнообразные изменения, которые называются __________________________________________
  4. Существуют различные физические явления (2-3 примера вида явления)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5.  Что необходимо иметь для проведения опытов?___________________

Оценочный лист работы на уроке

Виды деятельности

Баллы (от 1 до 5)

Общая

Исследовательская работа

Выполнение диктанта

Работа на уроке

    Явление

изменение

          –                      

          в                        

это

природе

    Явление

изменение

          –                      

          в                        

это

природе

    Явление

изменение

          –                      

          в                        

это

природе

    Явление

изменение

          –                      

          в                        

это

природе

    Явление

изменение

          –                      

          в                        

это

природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Пропедевтический урок в 3 классе

Пропедевтический урок по теме "Вещества.Тела" в традиционной форме в 3 классе в курсе "Окружающий мир"...

Презентация к уроку ИЗО "Природа цвета" Урок 1: "Черное и белое"

Презентация  содержит материал о хроматических и ахроматических цветах с определениями и рисунками....

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....

Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...

конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"

Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...