Элективный курс "Оптика и оптические приборы"
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Селиванова Татьяна Григорьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sel_optika.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Рабочая программа элективного курса

«Оптика и оптические приборы»

Составитель: учитель физики

                    МКОУ ВСОШ № 4

                                                                                                                         Селиванова Татьяна Григорьевна

                                           (ф.и.о.)

Артемовский городской округ

Пояснительная записка

Данный факультативный курс «Оптика и оптические приборы» предназначен для старшей ступени общеобразовательной школы (10-12 класс), который даст возможность расширить кругозор учащихся, так и имеет большое познавательное и практическое значение. Данный курс поможет учащимся в выборе будущей профессии.

Программа  факультативного курса «Оптика и оптические приборы» включает необходимый теоретический материал по оптике и оптической технике и физический практикум, который обеспечит исследовательскую работу с оптическими приборами.  

Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в объяснении нового материала и постановке задачи, а затем  консультировании  учащихся  в  процессе выполнения  практического  задания.

Данный курс содержит  большое  количество  задач  разного  уровня

сложности.  Это  позволит  учителю  построить  для  каждого  учащегося  индивидуальную  образовательную  траекторию.

Контроль знаний умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

 Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, изобретения оптических приборов.

       Цели программы:

  • воспитание у учащихся интереса к физике;
  • ориентация в правильном выборе профессии;
  • расширение кругозора.

После  окончания  курса учащиеся  должны

знать:

  1. Законы  отражения  и  преломления  света.
  2. Прохождение света сквозь стеклянную прямоугольную равнобедренную  призму.
  3. Линзы.
  4. Получение изображений предмета при помощи линз.
  5. Спектры.
  6. Глаз - живой оптический аппарат.
  7. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

умет:

  1. Изготавливать простейшие оптические приборы.
  2. Исследовать ход лучей в призме.
  3. Исследовать изображения, получаемые при помощи собирающей линзы.
  4. Исследовать, как изменяется угол преломления в зависимости от угла падения.
  5. Определять фокусное расстояние собирающей линзы.

   

Программа рассчитана на  2 года (1 час в неделю). Всего 72 часа.

Содержание факультативного курса

1.  Свет. Источники  света. (4 ч.)

Свет и  зрение. Источники  различного света.

2.  Прямолинейное  распространение  света. (7 ч.)

Луч света. Световые пучки. Солнечное и лунное затмения. Камера – Обскура.

3.  Отражение света. Зеркала. (12 ч.)

Законы отражения. Зеркальное и диффузное отражения света. Изображение предмета в плоском и вогнутом зеркалах. Отражение света от зеркальных поверхностей. Практическое использование света от  зеркал.

4.  Преломление света. (13 ч.)

Явление преломления света. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света, миражи. Сведения о волокнистой оптике. Линзы. Проекционный аппарат, фотоаппарат.

5.  Видимые и невидимые излучения. (8 ч.)

Белый свет - сложный свет. Радуга. Спектры. Сложение спектральных цветов.

Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения.

6.  Глаз как оптический аппарат и как орган зрения. (11 ч.)

Глаз – живой оптический аппарат. Зрение. Лупа. Микроскоп. Зрительные трубы.

7.  Практические и лабораторные работы. (17 ч.)

Список литературы

  1. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. М.: Просвещение, 1988.

  1. Горин Ю.   На  рубеже тысячелетия. М.:  Просвещение, 2000.

  1. Денисов С.А.  Физические явления  и  эффекты. М.:  Просвещение, 1979.

  1. Дорфман В.Ф.  Волоконная   оптика. М.:  Просвещение, 2004.

  1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1976.

  1. Чемакин В.П.  Физика и оптика. М.: Просвещение, 1980.

  1. Чемакин В.П. Факультативный курс физики. М.: Просвещение, 1991.

Учебно (календарно) - тематическое планирование

Тема № 1  Свет. Источник  света (4 ч.)

Название темы

Кол-во

часов

1

Свет и  зрение.

1

2

Тепловые  источники  света. Отражённый  свет.

1

3

Источники люминесцентного  света.

1

4

Искусственное  освещение.

1

Тема № 2  Прямолинейное  распространение  света (7 ч.)

1

Луч света. Точечный  источник  света.

1

2

Световые пучки.

1

3

Независимость  световых пучков.

1

4

Тени  и полутени.

1

5

Солнечное затмение.

1

6

Лунное затмение.

1

7

Камера – обскура.

1

 

 

Тема №3  Отражение света. Зеркала. (12 ч.)

1

Отражение света. Законы отражения.

2

2

Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражения света.

2

3

Изображение предмета в плоском зеркале.

1

4

Практическое использование света от плоских зеркал.

1

5

Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах.

2

6

Отражение света от кривых зеркальных поверхностей.

1

7

Ход световых пучков и лучей при отражении от вогнутого зеркала.

1

8

Изображение предметов в вогнутом зеркале.

1

9

Практическое использование вогнутых зеркал.

1

Тема № 4 Преломление света (13 ч.)

1

Явление преломления света.

1

2

Прохождение света сквозь стеклянную пластинку с

1

параллельными гранями.

3

Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.

1

4

Полное отражение света.

1

5

Сведения о волокнистой оптики.

2

6

Распространение света в оптической неоднородной  среде.

1

7

Миражи.

1

8

Линзы.

2

9

Получение изображений предмета при помощи линз.

1

10

Проекционный аппарат.

1

11

Фотоаппарат.

1

Тема № 5 Видимые и невидимые излучения (8 ч.)

                                 Название темы

Кол-во

 

 

часов

1

Белый свет - сложный свет.

1

2

Радуга.

1

3

Прерывные и линейчатые спектры.

1

4

Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета.

2

5

Инфракрасное излучение.

1

6

Практическое использование инфракрасного излучения.

1

7

Ультрафиолетовое излучение.

1

Тема № 6 Глаз как оптический аппарат

                                            и как орган зрения  (11 ч.)

1

Глаз – живой оптический аппарат.

1

2

Глаз как орган зрения.

1

3

Некоторые свойства глаза.

1

4

Нормальное зрение. Дальнозоркость и близорукость.

1

5

Острота зрения. Адаптация.

1

6

Лупа.

1

7

Микроскоп.

1

8

Зрительные трубы. Телескоп рефрактор.

1

9

Призменный бинокль.

1

10

Труба Галилея. Театральный бинокль.

1

11

Телескоп – рефлектор. Солнечное излучение –

1

 

источник жизни на земле.

Тема № 7 Практические и лабораторные работы (17 ч.)

1

Изготовить камеру  - обскуру.

3

2

Изготовить калейдоскоп.

3

3

Изучить, как происходит отражение света от плоского зеркала.

2

4

Исследовать, как изменяется угол преломления

2

 

в зависимости от угла падения.

5

Исследовать ход луча в призме и сравнить направление луча,

2

 

входящего в призму с направлением луча, выходящего из призмы.

6

Исследовать изображения, получаемые при помощи собирающей линзы.

2

7

Творческие работы учащихся.

2

8

Заключительное занятие «Будущее за оптикой».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-спектакль "Оптические приборы"

В разработке урока приняли активное участие сами учащиеся. Они сочинили сказку, придумали костюмы и оформление....

Презентация "Линзы. Оптические приборы."

Дан обзор различных видов оптических приборов, начиная с линзы и заканчивая телескопом....

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...

урок физики. Глаз и оптические приборы

урок физики. 11 класс. Глаз и оптические приборы...

урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс

Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....