Главные вкладки

    Разработка урока по физике в 7 классе на тему: "Плотность вещества"
    план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

    Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plotnost_veshchestv._7_klass_2013.doc116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составила учитель физики МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа Актанышского муниципального района РТ» Фатихова Дания Ахтямовна

    Тема урока: «Плотность вещества». 7 класс.

             

    Используемые технологии: урок построен по методике Шаталова на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

    Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

    Задачи:

    Образовательные:

    • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
    • Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

    Воспитательные:

    • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
    • Развивать умение выражать свои мысли в слух.

    Развивающие:

    • Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
    • Развивать способности выдвигать гипотезы;
    • Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
    • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
    • Формировать умение решать качественные задачи.

    Оборудование:  мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы;  тела равного объема, но  разной массы.

    План  урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение пройденного материала.
    3. Изучение нового материала.
    4. Закрепление изученного материала
    5. Домашнее задание, подведение итогов.

    Ход урока:

    1. Приветствие учащихся и отмечание отсутствующих в журнале электронное образование РТ. (2 мин)
    2. Повторение пройденного материала.

    a) К доске вызываются трое учащихся для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.

    Оборудование: весы, гири, тела различной массы.

    Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.

    Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.

    Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.

    Результаты записываются на доске.

    b) Одновременно класс отвечает на вопросы теста с целью повторения пройденного материала и проверки знаний. (5 мин)

    1 Вариант.

    1. В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежавший на столе при равномерном движении поезда, если поезд резко затормозит?

    А. Вперед по направлению движения поезда. Б. Назад против направления движения поезда.

    В. Вправо.    Г. Влево.

    1. В какой момент с летящего самолета необходимо сбросить груз, чтобы он попал в цель?

    А. Над целью. Б. До пролета над целью. В. После пролета над целью. Г. Ответ неоднозначен.

    1. Тело на левой чашке весов оказалось уравновешенным, когда на правую чашку положили гири массой 20г, 1г, 500мг, 10мг. Какова масса взвешиваемого тела?

    А. 26,1 г. Б. 20,511г. В. 21,51г. Г. 21,6г.

    1. Тележка находится в покое относительно стола.              

    К тележке прикреплена легкая сжатая пластина,                        ·

    стянутая нитью (рис.1). Будет ли двигаться тележка,              

    если нить пережечь?                                                            рис. 1

    А. Будет двигаться влево. Б. Будет двигать вправо. В. Останется в покое. Г. Ответ неоднозначен.                                                                      

    1. Что произойдет с резиновой трубкой при вытекании

    из нее воды?

    А. Отклонится в сторону, противоположную        резиновая

    направлению вытекания воды. Б. Останется в        трубка

    покое. В. Отклонится по направлению вытекания

    воды. Г. Будет отклоняться то в одну сторону, то

    в другую.

            

    2 Вариант.

         1.   Пассажиры автобуса стали непроизвольно отклоняться вправо. Как изменилось

    движение       автобуса?

            А. Автобус резко уменьшил скорость. Б. Автобус резко увеличил скорость. В. Автобус повернул

            вправо. Г. Автобус повернул влево.

         2.   Что произойдет с бруском, стоящим на тележке, если

    тележку резко дернуть за привязанную к ней нить?

            А. Упадет вперед. Б. Упадет назад. В. Сдвинется в

    сторону. Г. Останется в том же состоянии на тележке.

         3.   Придет ли парусная         лодка в движение под действием потока воздуха от вентилятора, установ-

            ленного на корме лодки и направляющего поток воздуха на ее парус?

            А. Останется на прежнем месте. Б. Придет  в движение по направлению движения потока воздуха.        В. Придет в движение против направления движения потока воздуха.

            Г. Придет в движение в направлении, перпендикулярном направлению движения потока

            воздуха.

         4.   Что произойдет с сосудом с водой, подвешенном на нити,        

            при вытекании воды из трубок, расположенных горизонтально?                              резиновая трубка        

            А. Останется в покое. Б. Будет вращаться по часовой стрелке.         

            В. Будет вращаться против часовой стрелки.

            Г. Будет колебаться.

                    

         5.   В момент прыжка мальчика на берег лодка практически остается на месте. Что можно сказать

               о массах лодки и мальчика?

    А. Масса лодки на много больше массы мальчика. Б. Масса лодки на много меньше массы мальчика. В. Масса лодки примерно равна массе мальчика.  Г. Ответ неоднозначен.

    Затем учащиеся меняются с соседом по парте работами и проверяют работу (пишут на листочке другим цветом работу проверил… и ставят оценку). Разбаловка показана на экране.(3 мин). Если группа учащихся еще не закончила измерение масс, то тест можно проверить уже вместе с учащимися.

    1. Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. (26 мин.)
    • Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?

    Предлагается задача: как определить массу кирпича лежащего на столе с помощью линейки? (ребята дать ответ, возможно, не смогут, тогда подводится итог, что мы сегодня на уроке это обязательно сделаем).

    a) Просмотр видеофильма «Понятие плотности тела».(1мин 51с)

    b)Практическая работа.

    - Теперь мы можем посмотреть на работу экспертной группы:                             m1      m2   

    • Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?      

       m1 > m2

    • Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)

            1                     2                      V1 =  V2    m2 > m1

    • Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

            V2 >V1; m1 = m2

                  m1                               m2

    Тела одинаковой массы  стальное тело и кусок хлеба массой 125г. (Можно внести информацию о битве под Москвой, о том что   с 20.11. по 25.12.1941г. на неработающего человека давали 125г хлеба,а на работающего - 250г.; слайд №5)

    Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают  вывод.

         Масса тела зависит от объема тела и вещества.

    Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.

    Дается обозначение плотности и выстраивается  математическая зависимость плотности, объема и массы.  Ученики записывают в тетрадях опорную схему.  

    ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА                                    

     масса единицы объема ( 1см3 или 1м3) вещества

                                                     железо        

            

                               

                                                   

                                                                           0,13м3                                         

       

            m1=m2=1т

              V1  V2        

    (масса 1м3 железа = 7800кг)

                               

                                                                   

                                                           

    Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества,  выясним, что же значат эти цифры в таблице?

    Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м3 имеет массу 19300 кг.

    (Несколько значений на выбор комментируют ученики)

    Как плотность связана с внутренним строением вещества?

    Давайте вспомним 3 положения МКТ. (ребята называю 3 положения)

    Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.

            На изображении мы видим, что молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри тела. Таким образом, можно ли сказать, что плотность зависит от массы и объема тела? (ребята дают ответ «нет»).

    Теперь введя понятие плотности, давайте вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу кирпича  с помощью линейки?

    Ребята называют способ нахождения массы, наиболее активный учащийся вызывается к доске решать задачу на нахождение массы кирпича.

    m-?        СИ        m=Vρ

    а=        V=abc

    b=        m=ρ·abc

    c=

    ρ=1800 кг/м3        Ответ: m=

     

    1. Закрепление изученного материала. (7 мин.)

    b) Ребята отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

    1. С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?
    2. Как можно определить плотность вещества?
    3. Зависит ли плотность от массы и объема тела?
    4. Зачем нужно знать плотность вещества?
    5. Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

    5.   Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.

     - Итак, мы рассчитали плотность тела, имеющего неправильную форму.  Чтобы узнать плотность тела, необходимо знать массу тела  и его объём.

    Интересно знать что ...

    Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
    Плотность крови человека 1050 кг/м
    3.
    Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
    Плотность – замечательная характеристика!
    Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела

    Дома вам предстоит решить ряд  похожих задач.

    Домашнее задание. Упр.7. на стр.52 в учебнике (по учебнику Пёрышкина А.В.).

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по физике 7 класс Давление газа.

    Урок содержит разработанную технологическую карту, иллюстрации к призентации. Тест проводится с помощью системы голосования VOTUM...

    Урок по физике в 7классе на тему "Плотность вещества. Решение задач"

    Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике.  Задачи:  Образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и ра...

    Разработка урока по физике .7 класс "Плотность вещества"

    Урок разработан для учащихся 7 класса. Урок комбиноированный....

    Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

    Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....