рабочая программа по физике 8 класс (2 часа)
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Мельникова Евгения Анатольевна

рабочая программа по физике 8 класс (2 часа) и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа 8 класс (2 часа)76.54 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

директор ГБОУ СОШ №1288

МП __________________________

Мартынова Елена Васильевна

Рассмотрено на педагогическом совете

от  27 августа 2013 года

Протокол №_______

Рабочая программа

ПО ФИЗИКЕ

8 класс

Составитель:

Мельникова Е.А.

Москва 2013-14 учебный год

Пояснительная записка

           Данная рабочая программа по физике составлена для 8 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина, авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией  Е.М.Гутник,  А.В.Перышкина,    федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г. Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает рас-пределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей уча-щихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Место и роль курса в обучении

       Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в эконо-мическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоз-зрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружаю-щего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физичес-кие методы изучения природы».

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В задачи обучения физике входят

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика»  на ступени основного общего образования   в 8 классе. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часа.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (из расчета 2 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Общая характеристика учебного процесса

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Общая характеристика учебного процесса                                                                                                                          В курс физики 8 класса входят следующие разделы:

  1. Тепловые явления.
  2. Электрические явления.
  3. Электромагнитные явления.
  4. Световые явления.

       В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются организационные формы обучения:

        - классноурочная система;

        -лабораторные и практические занятия;

        -применение мультимедийного материала;

        -решение экспериментальных задач;

                                    -самостоятельная работа;

                                    -внеаудиторная и "домашняя" работа.

         Учебный процесс при изучении курса  физики в 8 классе строится   с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента  и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

                          Общее количество часов в соответствии с программой: 68 часа

 Количество часов в неделю по учебному плану: 2 час

- контрольных работ: 4

- практических работ: 12

- проектных работ: 8                                           

.                         

Предполагаемые результаты обучения

      Результаты изучения курса « Физика» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Система оценки достижений обучающихся

         На уроках физики оценивают прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

 Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной.    

Система оценивания

1. Оценка устных ответов обучающихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

.2. Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

I. Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.                                                                                                  

Инструментарий для оценивания достижений обучающихся

Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается в процессе проведения:

- тестирования,

- самостоятельных и проверочных работ,

- контрольных работ,

При проверке:

-  лабораторных и практических отчётов,

- домашних общих и индивидуальных работ

 Система условных обозначений

ИТБ – инструктаж по технике безопасности

Д.О. – демонстрационный опыт

Л.О. – лабораторный опыт

П.Р. – практическая работа.                                                                                                                                          

Содержание тем учебного курса

 

I.Тепловые явления (27 часов)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Конвекция.

Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния

вещества.

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении.

Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Тепловые двигатели.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.

КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды  разной температуры.

3.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

4.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

III.Электрические явления (26 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7.Регулирование силы тока реостатом.

8.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9.Измерение работы и мощности электрического тока.

10.Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.

IV.Световые явления (10 часов)

Источники света.

Прямолинейное распространение,  отражение и преломление света. Луч.  Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

11.Изучение законов отражения света.

12.Наблюдение явления преломления света.

13.Получение изображения с помощью линзы.

                                                          V  Повторение (2часа)

               

Тепловые явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления,  удельная теплота парообразования.

                Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

-         Пользоваться термометром и калориметром.

-         «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

-         Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

-         Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1)        Q=qm    Q=λm    Q=Lm

 Демонстрации

 Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

           Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и электромагнитные явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

-         Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

-         Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

-         Пользоваться таблицей удельного сопротивления.

 Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние.

Перенос электрического заряда с одного тела на другое.

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

                Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Получать изображение предмета с помощью линзы.

-         Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

-         Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

 Демонстрации

 Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Наблюдение явления дисперсии света.

 

 Требование к уровню подготовки учащихся 8 класса

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру,  массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

— силы тяжести от массы тела;

— силы тока в резисторе от напряжения;

— массы вещества от его объема;

— температуры тела от времени при теплообмене.

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— процессы испарения и плавления вещества;

— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действием силы;

— удлинение пружины под действием подвешенного груза;

— силу тока при заданном напряжении;

— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

2.3. Вычислять:

— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;

— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Называть:

— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.

3.2. Приводить примеры:

— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;

— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.6. Конспектировать прочитанный текст.

3.7. Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);

 

3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.

Темы проектных работ

 1.Влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность) на жизнедеятельность человека.

2.Шумовое загрязнение среды.

3.Теплопередача в природе и экологические вопросы современности. Парниковый эффект.

4.Новые виды топлива.

5.Температурный режим класса.

6.Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.

7.  Меры безопасности при работе с электричеством. Влияние электричества на здоровье человека

8.   Меры безопасности при работе с электричеством. Влияние электричества на здоровье человека


п/п

Название темы; раздела

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы доп. содержания

Домашнее задание

Дата

план

факт

I

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

28

1

Вводный инструктаж по ТБ

Тепловое движение. Температура

1

Урок изучения нового материала

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1.

Демонстрации: Измерение температуры, тепловое движение

Знать: Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: температура, тепловое движение, тепловые явления

Факты: зависимость скорости движения молекул от температуры

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о тепловом движении

Измерять температуру тел с помощью термометра

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 1

2

Внутренняя энергия

1

Комбинированный урок

Внутренняя энергия

Знать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача

Факты: способы изменения внутренней энергии

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 2

3

Способы изменения внутренней энергии тела

1

Комбинированный урок

Способы изменения внутренней энергии тела

Знать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача

Факты: способы изменения внутренней энергии

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 3, задание 1

4

Теплопроводность

1

Комбинированный урок

Теплопроводность

Знать: Понятие теплопроводность

Факты: механизм, особенности, применение и учет теплопроводности

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о теплопроводности

Тест

§ 4, упр 1

5

Конвекция.

1

Комбинированный урок (беседа)

Конвекция

Знать: Понятие конвекция

Механизм, особенности, учет и использование конвекции

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о конвекции

Приводить примеры

§ 5 упр 2

6

Излучение

1

Комбинированный урок (беседа)

Излучение

Знать: Понятие излучение

Механизм, особенности, учет и использование излучения

 Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о излучении

Приводить примеры

§ 6 упр 3

7

Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

1

Урок изучения нового материала

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

Знать: Особенности различных способов теплопередачи. Приводить примеры теплопередачи в природе и технике.

Физический диктант

М

8

Количество теплоты Удельная теплоемкость вещества.

1

Комбинированный урок

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

Знать: Понятия: количество теплоты, удельная теплоемкость

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о количестве теплоты, удельной теплоемкости

Работа с таблицами, справочными материалами.

§ 7,8

9

Лабораторная работа №2. «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа №2. «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

Знать: определение удельной теплоемкости твердого тела

Уметь: решать задачи на удельную теплоемкость

Лабораторная работа

М

10

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

1

Урок-практикум

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

Уметь: применять формулу к решению задач

Самостоятельная работа

§ 9 упр 4

11

Лабораторная работа № 3. «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа № 3. «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении

Уметь: Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании

Измерять температуру тел

Лабораторная работа

М

12

Решение задач на расчёт количества теплоты

1

Урок закрепления знаний

Решение типовых качественных и расчетных задач

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

Уметь: применять формулу к решению задач

Самостоятельная работа

М

13

Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии

1

Урок изучения нового материала

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива

Факты: условия, необходимые для горения, механизм горения

Понятие удельная теплота сгорания

Работа с таблицами, справочными материалами

§ 10,11 упр 5,6

14

Решение задач на расчёт количества теплоты

1

Урок закрепления знаний

Решение типовых качественных и расчетных задач

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении, формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива

Уметь: применять формулы к решению задач

Работа в группах

М

15

Контрольная работа № 1 

«Внутренняя энергия»

1

Урок оценивания знаний по теме

Тепловые явления

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении

Уметь: Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела, выделяемого телом при остывании, при сгорании топлива

Контрольная работа

16

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

1

Урок изучения нового материала

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Знать: Понятия: агрегатные состояния вещества

Факты: строение вещества, физические свойства, движение, расположение молекул в различных агрегатных состояниях

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний об агрегатных состояниях вещества

Работа с графиками

§ 12, 13, 14 упр 7

17

Удельная теплота плавления

1

Урок изучения нового материала

Удельная теплота плавления

Знать: Понятие удельная теплота плавления. Факты: механизм плавления и отвердевания

Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации

Уметь: Решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации

Объяснять физический смысл удельной теплоты плавления

Работа с таблицами, справочными материалами

§ 15, упр.8

18

Решение задач на тему «Удельная теплота плавления»

1

Урок закрепления знаний

Решение типовых качественных и расчетных задач

Знать: Формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяемого телом при конденсации.

Уметь: применять формулу к решению задач

Самостоятельная работа

М

19

Испарение и конденсация

1

Комбинированный урок

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости  и выделение ее при конденсации

Знать: Понятия: парообразование, конденсация, испарение, насыщенный пар, динамическое равновесие

Факты: механизм испарения и конденсации, факторы, влияющие на испарение.

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний об испарении

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 16, 17

упр 9

20

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

Комбинированный урок

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

Знать: Понятие кипение, температура кипения, конденсация

Факты: механизм кипения, зависимость температуры кипения от давления

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 18, 20 упр 10

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

Комбинированный урок

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

Знать: Понятия: абсолютная, относительная влажность воздуха, точка росы

Назначение, устройство, виды гигрометров

Факты: значение влажности

Уметь: Определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра и термометра

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 19

22

Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха»

1

Лабораторная работа

Измерение влажности воздуха

Уметь: Определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра и термометра

Лабораторная работа

М

23

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

Комбинированный урок

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Знать: Понятие тепловой двигатель

Факты: виды тепловых двигателей, устройство, назначение и принцип действия ДВС

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 21,22

24

Паровая турбина

1

Комбинированный урок

Паровая турбина

Знать: Факты: устройство, назначение и принцип действия паровой турбины

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 23

М

25

КПД теплового двигателя

1

Урок изучения нового материала

КПД теплового двигателя

Знать: Понятия: КПД теплового двигателя

Уметь: Рассчитывать КПД тепловых двигателей

МИНИ-конференция

§ 24

Задание 5

26

Решение задач на тему «Тепловые явления»

1

Урок закрепления знаний

Решение типовых качественных и расчетных задач

Знать: Формулы количества теплоты, необходимого для плавления, парообразования, выделяющегося при конденсации, при кристаллизации

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о плавлении, испарении и конденсации

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для парообразования, плавления, выделяющееся при конденсации и отвердевании

Работа в группах

М

27

Решение задач на тему «Тепловые явления»

1

Тест

М

28

Контрольная работа № 2  «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Урок оценивания знаний по теме

Тепловые явления

Контрольная работа

III

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

28

29

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

Комбинированный урок

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Знать: Понятия: электризация, наэлектризованное тело

Факты: взаимодействие наэлектризованных тел, свойство электризации

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний об электризации

Тест

§ 25,26

М

30

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле

1

Урок изучения нового материала

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле

Знать: Понятия: проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле

Факты: устройство, назначение и принцип действия электроскопа, зависимость действия электрического поля от расстояния

Уметь:

Объяснять физические явления на основе знаний об электрическом поле, проводниках и непроводниках электричества

Физический диктант

§ 27,28

31

Делимость электрического заряда. Строение атомов

1

Комбинированный урок

Делимость электрического заряда. Строение атомов

Знать: Понятия:  электрон, отрицательный ион, положительный ион

Факты: делимость электрического заряда, строение атома

Уметь: Описывать строение атомов, схематически изображать атомы

Самостоятельная работа, Составление схем атомов различных элементов

§ 29,30

Упр 11

32

Объяснение электрических явлений.

1

Урок изучения нового материала

Объяснение электрических явлений.

Знать: Факты: причина электрической нейтральности тел, механизм электризации, причина проводимости проводников и непроводимости непроводников

Фронтальный опрос

§ 31

Упр 12

33

Электрический ток. Источники электрического тока

1

Урок изучения нового материала

Электрический ток. Источники электрического тока

Знать: Понятия: электрический ток, источник электрического тока

Факты: условия существования тока в проводнике, виды источников  тока

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 32

Зад 6

34

Электрическая цепь и ее составные части

1

Комбинированный урок

Электрическая цепь и ее составные части

Знать: Понятия: электрическая цепь, электрическая схема

Факты: условные обозначения элементов электрической цепи

Уметь: Читать и чертить электрические схемы

Физический диктант

§ 33 упр 13

35

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

Комбинированный урок

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

Знать: Понятия: электрический ток в металлах

Факты: действия электрического тока, направление электрического тока

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о действиях электрического тока, направлении электрического тока

Физический диктант

§ 34,35,36

36

Сила тока. Единицы силы тока.

1

Комбинированный урок

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока

Знать: Понятия: сила тока

Формула и единицы силы тока

Уметь: Решать задачи на расчет силы тока

Тест

§ 37 упр 14

37

Амперметр. Измерение силы тока 

Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Урок-практикум

Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

Знать: Назначение, правила включения, обозначение на схемах амперметра

Уметь: Собирать электрическую цепь, измерять силу тока

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 38 упр 15

38

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1

Комбинированный урок

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

Знать: Понятие электрическое напряжение

Формула электрического напряжения

Уметь: Решать задачи на расчет электрического напряжения

Практическая работа с приборами. Составление электрических цепей

§ 39-41

 упр 16

39

Лабораторная работа № 6  «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Урок-практикум

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Знать: Факты: обозначение на схемах, правила включения вольтметра  в цепь

Уметь: Измерять напряжение с помощью вольтметра

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

М

40

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников

1

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников

Знать: Факты: зависимость силы тока от напряжения

Понятие сопротивления, обозначение, единицы измерения, обозначение в электрических цепях

Уметь: По зависимости силы тока от напряжения рассчитывать силу тока и напряжение

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 42, 43 упр17,18

41

Закон Ома для участка цепи

1

Комбинированный урок

Закон Ома для участка цепи

Знать: Закон Ома для участка цепи

Уметь: Решать задачи на применение закона Ома для участка цепи

Читать графики зависимости силы тока от напряжения

Находить сопротивление проводника по графику I(U)

Самостоятельная работа

§ 44 упр19

42

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1

Урок закрепления знаний

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Знать: Формула для расчета сопротивления проводника

Понятие удельное электрическое сопротивление

Уметь: Рассчитывать электрическое сопротивление проводников

Решать задачи на расчет силы тока и напряжения в цепи

Решение задач

§ 45,46

упр 20

43

Реостаты. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Урок-практикум

Реостаты. Регулирование силы тока реостатом

Знать: Факты: назначение, виды реостатов, обозначение на схемах, правила включения амперметра в цепь

Уметь: Регулировать силу тока в цепи реостатом

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 47 упр 21

44

Лабораторная работа № 8 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Урок- практикум

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

Знать: Правила включения амперметра, вольтметра в цепь

Закон Ома для участка цепи

Уметь: Определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

М

45

Последовательное и параллельное соединение проводников

1

Комбинированный урок

Последовательное и параллельное соединение проводников

Знать: Законы последовательного и параллельного соединения проводников

Уметь: Решать задачи на расчет электрических цепей

Решение задач

§ 48, 49 упр22, 23

46

Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников».

1

М

47

Контрольная работа № 3 «Постоянный ток »

1

Урок оценивания знаний по теме

Постоянный ток

Знать: Формулы и единицы силы тока, напряжения, сопротивления

Закон Ома для участка цепи

Обозначения элементов электрических схем

Уметь: Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление, работу тока, длину проводника

Объяснять физические явления

Контрольная работа

48

Работа электрического тока. Мощность электрического тока

1

Урок изучения нового материала

Работа электрического тока. Мощность электрического тока

Знать: Формулы и единицы работы и мощности тока

Факты: способы измерения работы и мощности тока

Уметь: Переводить кВтч в Дж

Рассчитывать работу и мощность тока

Тест

§ 50,51,52

Упр 24,25

49

Лабораторная работа № 7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

1

Урок-практикум

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Знать: Факты: правила включения вольтметра и амперметра в цепь

Формулы и единицы работы и мощности тока

Уметь: Измерять силу тока и напряжение

Рассчитывать работу и мощность тока

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

С. 123 зад 7

50

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

Комбинированный урок

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Знать: Закон Джоуля-Ленца

Факты: причина нагревания проводников током

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о нагревании проводников током

Решать задачи на применение закона Джоуля-Ленца

Тест

§ 53 упр27

51

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

Урок изучения нового материала

Электрические нагревательные приборы

Знать: Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей

Фронтальный опрос

§ 54 зад8

52

Короткое замыкание. Предохранители

1

Комбинированный урок

Короткое замыкание. Предохранители

Знать: Понятие короткое замыкание

Тест

§ 55

М

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

1

Комбинированный урок

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Знать: Понятия: магнитное поле, магнитные линии

Факты: зависимость направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

Фронтальный опрос

§ 56,57,59,

60

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. 

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Урок-практикум

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты

Знать: Понятия: соленоид, электромагнит

Факты: зависимость величины магнитного поля катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке, от наличия сердечника; применение электромагнитов

Уметь: Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитах

Оформление работы, вывод.

§ 58 упр28 зад 9

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1

Урок-практикум

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Изучение электрического двигателя постоянного тока

Знать: Факты: действие магнитного поля на проводник с током, применение электродвигателей, преимущества электродвигателей

Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя

Оформление работы, вывод.

§61 зад 11

56

Контрольная работа № 4 «Работа и мощность тока »

1

Урок оценивания знаний по теме

Работа и мощность тока

Знать: Определение, формулы, единицы работы тока, мощности тока,

Законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля-Ленца

Уметь: Решать задачи на расчет работы, мощности тока, на расчет электрических цепей

Объяснять физические явления на основе знаний о коротком замыкании, закона Джоуля-Ленца

Контрольная работа

IV

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ  

10

57

Источники света. Распространение света

1

Урок изучения нового материала

Источники света. Распространение света

Знать: Понятия: оптика, свет, источник света, луч света, точечный источник света, тень, полутень

Факты: причины солнечных и лунных затмений

Закон прямолинейного распространения света

Уметь: Объяснять физические явлений на основе закона прямолинейного распространения света

Физический диктант

§ 62 упр29

Зад 12

58

Отражение света. Законы отражения света

1

Урок изучения нового материала

Отражение света. Законы отражения света

Знать: Понятия: угол отражения, угол падения, обратимость световых лучей

Законы отражения света

Уметь: Строить изображения предметов в плоском зеркале

Решать задачи на применение закона отражения света

Тест

§ 63 упр 30

59

Плоское зеркало

1

Урок изучения нового материала

Плоское зеркало

Знать: Понятие плоское зеркало

Уметь: Решать типовые задачи на применение закона отражения света, на построение изображений в плоском зеркале

Построение изображений в плоском зеркале

§ 64 упр 31

60

Преломление света

1

Урок изучения нового материала

Преломление света

Знать: Понятия: преломление света, угол преломления, оптически более (менее) плотная среда

Законы преломления света

Уметь: Схематически строить ход луча света при переходе из одной прозрачной среды в другую

Работа со схемами и рисунками

§ 65 упр 32

61

Линзы. Оптическая сила линзы

1

Урок изучения нового материала

Линзы. Оптическая сила линзы

Знать: Понятия: линза, оптическая сила линзы, фокус, фокусное расстояние, оптическая ось

Формула и единицы оптической силы линзы

Уметь: Рассчитывать оптическую силу и фокусное расстояние линзы

Тест

§ 66 упр 33

62

Изображения, даваемые линзой

1

Урок изучения нового материала

Изображения, даваемые линзой

Знать: Факты: обозначение собирающей линзы, рассеивающей линзы

Уметь: Строить изображения предметов в линзах

Построение изображений с помощью линз

§ 67 упр 34

63

Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Урок-практикум

Получение изображения при помощи линзы

Знать: Понятия: линза, фокусное расстояние линзы

Уметь: Измерять фокусное расстояние собирающей линзы, получать изображение предмета в собирающей линзе

Оформление работы, вывод

М

64

Решение задач на построение изображений в собирающей линзе

1

Комбинированный урок

Знать: Законы отражения, преломления света

Формулу оптической силы линзы

Уметь: Строить изображение предмета в линзах, в зеркале

Строить падающий, отраженный, преломленный лучи света

Работа в группах

М

65

Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки

1

Комбинированный урок

Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки

Работа со схемами и рисунками

Стр 184-188

66

Контрольная работа № 5 «Световые явления»

1

Урок оценивания знаний по теме

Световые явления

Контрольная работа

V

ПОВТОРЕНИЕ

2

67

Повторение тем «Электрические явления» и «Электромагнитные явления»

1

Урок закрепления знаний

Электрические явления и Электромагнитные явления

Знать: Формулы и единицы силы тока, напряжения, сопротивления

Закон Ома для участка цепи

Обозначения элементов электрических схем. Определение, формулы, единицы работы тока, мощности тока,

Законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля-Ленца

Уметь: Применять формулы к решению задач

Решение задач

М

68

Повторение тем «Электромагнитные явления» и «Световые явления»

1

Урок закрепления знаний

Электромагнитные явления и Световые явления

Знать: Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

Уметь: Получать изображение предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

Решение задач


Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:

1.Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002.  

2.Рабочие программы по физике 7-11 классы по УМК: А.В. Перышкина, Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, Г.Я. Мякишева, В.А. Касьянова, Л.Э. Генденштейна, Ю.А.Дика, Л.А. Кирика п од редакцией В.А. Попова ООО «Планета» 2011год

3.Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие.– М.: Дрофа, 2005.  

4.Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. .Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003.  

5.Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы 7-9 класс,- М: Дрофа,2005г

6.Газета «1сентября» приложение «Физика»

7.Интернет-ресурсы.

Литература для обучающихся

Марон А.В. Дидактические материалы по физике 8 кл. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Перышкин А. В. Сборник задач по физике.- М: Экзамен,2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа по физике 9класс (3 часа в неделю) 1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 класс, Москва: Дрофа, 2018-2019 гг.

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. Примерная программа основного общего о...