методическая разработка по теме"Использование интернета на уроках физики"
статья (физика, 10 класс) на тему

Куркова Виктория Анатольевна

методическая разработка,включающая в себя мой опыт использования интернет ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intnrnet_na_urokakh_fiziki.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:



           
Государственное бюджетное образовательное учреждение                                      

                     Начального  профессионального образования

           Профессиональный лицей технологии и дизайна

                                    Санкт-Петербурга


                         Методическая разработка по теме:

Использование информационных компьютерных технологий на уроках физики


Преподаватель:                                 В.А. Куркова

Председатель МК:                            В.М. Робикова

                                                            2012- 2013


Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Если в начале 20 века электрификация привела к значительному росту общественного производства и улучшению бытовых условий жизни людей, то в конце века такое же революционное значение для развития В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. человеческого общества имеет информатизация.

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением стала и физика.

Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной, методической, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют разные возможности использовать компьютерные или информационные технологии, дающие возможность получать, передавать, систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, их родителями и т.д.


Оснащенность нашего лицея  компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Они используются мною как способ средство обучения, источник информации (учащиеся используют Internet), как тренинговое устройство .Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.  С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.


Причин компьютеризации обучения физике можно назвать много:


  • Человек, освоивший персональный компьютер, быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него.

  • Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке.

  • Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать

  • Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

  • Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

  • Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные физические процессы.

  • В помощь учителю физики, для организации занятий с помощью компьютера в настоящее время выпускается множество учебных программ.


Новые средства обучения, технологии могут быть эффективными только в том случае, когда педагог владеет ими совершенстве.

Использование информационных  и коммуникативных

Технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного

 школьного образования.

 Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:


  • обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;

  • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации MS PowerPoint , продемонстрировать презентацию на уроке;

  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;


применять учебные программные средства ;


  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • организовывать работу  с  учащимися, по поиску необходимой информации в Интернете при подготовке домашнего задания;

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой              благоприятную  сферу для применения современных информационных технологий.          Информационные технологии применяются   мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. 

Я, применяю информационные  технологии на уроках физики в следующих направлениях: 


  1. подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);

  2. мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

  3. проведение компьютерных лабораторных работ;

  4. обработка учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);

  5. использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.


Использовать ИКТ при обучении физики можно на различных этапах урока. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по физике: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы.

 Основная проблема заключается в том, что многие педагоги - предметники применяют методы информационных технологий бессистемно. 

^ Система использования ИКТ в преподавании физики в образовательном учреждении должна представлять из себя поэтапное формирование и разделение групп различных  направлений  деятельности  учителя  и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по физике.


Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений.

Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.


ИКТ обеспечивают ускорение темпа урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий). 

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания,  но и развивают свои информационное и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить ее из одного вида в другой ( из текста — в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы — в текст и т.д.),  оценивать  ( комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.


^ Преимущества использования компьютерных технологий: 
• индивидуализация обучения; 
• интенсификация самостоятельной работы учащихся; 
• повышение познавательной активности и мотивации; 
• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке; 
• возможность выбора уровня трудности задания; 
• возможность проявить творческие способности. 

Проблемы: 
• недостаток качественного,  программного обеспечения; 
• недостаточная компьютерная грамотность учителя; 
• нет компьютера в домашнем пользовании; 
• отсутствие демонстрационного центра; 
• отсутствие контакта с учителем информатики. 


Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями. 

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

                        Список информационных ресурсов. 


  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.

  2. Информационные технологии в образовании./ Материалы научно-практической конференции. – Саранск, 2004

  3. Уроки физики с применением ИТ в 7-11 классах. - М.: «Глобус»,2010

  4. http://fiz-mat.ucoz.ru

  5. http://seninvg07.narod.ru



           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Применение ИКТ на уроках физики"

Раскрываются некоторые аспекты применения ИКТ в учебной деятельности...

Методические разработки по теме «Использование Интернет-ресурсов аутентичных курсов при изучении английского языка»

Интернет в изучении иностранного языка :Место компьютера среди других технических средств обучения,функции компьютера, Мультимедийные средства обучения, Использование WEB-сайтов в изучении англи...

Методическая разработка по теме: «Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»

«Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»...

Методическая разработка на тему: «Использование инсценировок на уроках французского языка и во внеурочной деятельности».

Из опыта работы учителя. Содержит тексты инсценировок по мотвам народных сказок в стихах(автор Голиченко Е.В.)...

методическая разработка по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Данная разработка посвящена целесообразности использования ИКТ на уроках. Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активиз...

Методическая разработка на тему "Физические опыты на уроках физики"

В разработке доказывается необходимость использования опытов на уроках физики. А также приводится подборка нестандартных опытов с подробным описанием по различным разделам физики. Подборка сделана на ...

Методическая разработка на тему: «Использование музыки на уроках английского языка»

В этой методической разработке я хочу поделиться опытом использования музыки на уроках английского языка....