Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.
статья по физике по теме

Девятова Любовь Степановна

 

Сегодня, в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_dokument.doc79.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_veb-kvest.ppt343 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся.

За время своей педагогической деятельности мы изучили и применяем много педагогических технологий, но в последнее время столкнулись с проблемой, что большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. В результате чего на сегодняшний день в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций

Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста

Задачи:

Развить компетенции учащихся:

•         использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;

•        самообучение и самоорганизация;

•        работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

•        умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

•        навык публичных выступлений.

Итак, что же такое веб-квест?

 Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.

Веб-квест (webquest) в переводе с английского - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.

 «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Типы веб-квестов:

  1. кратковременные - для  углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;
  2.  долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.  Результат работы с веб-квестом - публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие,  как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Критерии оценки работ учащихся

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Формы web-квеста :

  • Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
  • Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство
  • Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
  • Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
  • Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.

Наиболее приемлемыми на уроках физики являются следующие виды заданий для веб-квестов:

  • Пересказ – создание презентации, плаката, рассказа на любом этапе урока.
  • Планирование и проектирование – разработка плана – конспекта научной статьи или проекта на основе заданных условий.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание банка задач по темам ,биографий ученых, самодельных приборов, домашних экспериментов, занимательных опытов и т.д., виртуальной выставки, капсулы времени «Атомный век», «Век пара», «Водородные двигатели», «Способы выхода из энергетического кризиса», капсулы культуры – физическая картина мира в разных эпохах.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, рисунков, видеоролика, кроссворды, сканворды, ребусы.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Методическая разработка Web-квеста «Закон Ома»

Мы живем в солнечной Хакасии. Любим жизнь, физику и мечтаем о путешествиях в дальние страны. Нас объединила совместная работа по созданию WEB-квеста. Очень надеемся, что наша работа поможет узнать, понять и полюбить физику.

Мы предлагаем Вам совершить путешествие в страну «Электричество», а первую остановку сделаем в городе «Закон Ома». Все с детства знакомы с электричеством. А каким законам оно подчиняется?

Основными задачами работы над нашей темой  является знакомство с историей открытия и практическим применением закона Ома.

Веб-квест предполагает работу группы учащихся 8-10  классов, где несколько членов группы выполняют одну из предложенных ролей. Каждый член команды отвечает не только за свою роль, но и должен согласовывать свои действия с другими членами группы.  Данный веб-квест составлен по учебному предмету «физика».

Роли участников

Класс делится на 8 групп. Каждая группа работает над одной темой:

Теоретики – раскрывают сущность закона Ома

Архивариусы – изучают историю открытия закона и биографию Георга Ома

Домохозяйки – выясняют проявление закона Ома в быту

Лаборанты – исследуют и анализируют вольт-амперную характеристику в виртуальной лаборатории

Биофизики – изучают проявление закона Ома в природе

Решебники – создают банк задач и тестов на применение закона Ома

Юмористы - шутят

Программисты – создают сайт, отображающий работу всех групп

План  действий

  1. Выберите себе одну из предложенных ролей.
  2. Выбрав роль, изучите вопросы, на которые вам предстоит ответить.
  3. Изучите список ресурсов.
  4.  Составьте план поиска информации по своей роли.
  5. Исследуйте информационные ресурсы по своей роли.
  6. Оформите свой отчет в электронном виде.
  7. После того, как все члены команды завершат работу, вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы  и подвести итоги  вашей работы.
  8. Провести защиту результатов проекта

Результатом работы будет являться web-сайт «Закон Ома»

Примеры веб – квестов, существующих в сети:

  1. http://www.spodon/ru/quest/terror/index.html (Веб-квест «Терроризм»)
  2. http://www.kvect.blogspot.com (Веб-квест по литературе «В гостях у помещиков» (По поэме Н.Гоголя «Мертвые души»)
  3. http://www.school-sector.relearn.ru/Tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.html  (Веб-квест «Защитим Байкал»
  4. http://www.spodon.ru/quest/biron/index.html (Веб-квест Д.Байрон)
  5. http://www.spodom.ru/quest/dream/index.html (Веб-квест «Создай компьютер своей мечты»)
  6. http://www.spodom.ru/quest/prestupnost/index.html (Веб-квест «Преступность несовершеннолетних»)
  7. http://www.shatunova58.narod.ru/index.html (Веб-квест «Цивилизации России»)
  8. http://www.gomulina.newhost.ru/method/quest.html (Веб-квест «Наблюдение солнечной активности»)
  9. http://www.school-sector.relearn.ru/dckt/projects/webquest/navbar.html (Веб-квест. «Тропами горного Алтая»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся

Слайд 2

Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры , для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США)

Слайд 3

Задачи: Развить компетенции учащихся: • использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов; • самообучение и самоорганизация; • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; • навык публичных выступлений. Цель: активизация учебной деятельности учащихся через создание веб – квеста

Слайд 4

Типы веб-квестов: кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия; долговременные – для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.

Слайд 5

Виды заданий для веб-квестов Пересказ Планирование и проектирование Самопознание Компиляция Творческое задание Аналитическая задача Детектив, головоломка, таинственная история Достижение консенсуса Оценка Научные исследования Убеждение Журналистское расследование

Слайд 6

Структура веб-квеста Вступление Центральное задание Список информационных ресурсов Описание процедуры работы Описание критериев и параметров оценки веб-квеста Руководство к действиям Заключение

Слайд 7

Этапы работы над квестом Начальный этап (командный) Ролевой этап Заключительный этап

Слайд 8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Слайд 9

Критерии оценки Критерий Понимание задания Выполнение задания Результат работы Творческий подход

Слайд 10

Формы web-квеста Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок Написание интерактивной истории Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы Интервью on-line с виртуальным персонажем

Слайд 11

Квестовая технология на уроке физики Урок по теме: «Закон Ома для участка цепи»

Слайд 12

Пусть будет радостной всегда Труда прекрасного дорога. И пусть не меркнет никогда Святое званье педагога

Слайд 13

Отлично Хорошо Удовлетворительно Работа демонстрирует точное понимание задания Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. Понимание задания

Слайд 14

Выполнение задания Отлично Хорошо Удовлетворительно Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Слайд 15

Результат работы Отлично Хорошо Удовлетворительно Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Слайд 16

Творческий подход Отлично Хорошо Удовлетворительно Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

«+» как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроке

Простой и эффективный способ активизации учебной деятельности учащихся на уроке...

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...