Цифровые образовательные ресурсы
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Конспект урока физики с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_s_primeneniem_tsoruch.barsukova_v.n.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: Магнитогорск

МОУ СОШ № 33

Учитель: Барсукова Валентина Николаевна

Класс: 9

Тема учебного занятия: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Продолжительность учебного занятия: 1 урок

Тип учебного занятия: школьная лекция.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи урока :

  1. Раскрыть последовательность развития учения о строении атома, дать понятие радиоактивности, планетарной модели атома.
  2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, речевую культуру.
  3. Воспитывать внимание, самостоятельность, творческое отношение к учению.

Оборудование: компьютер, проектор, Кирилл и Мефодий. Репетитор по физике, 1С: Школа. Физика 7 -11

Дидактические материалы к учебному занятию: Учебник «Физика 9» . Перышкин А.В., Гутник Е.М.  Единый государственный экзамен. Под руководством Абрамова Т.В.. Челябинск «Взгляд» 2004.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент

1 мин

Подготовка к уроку

Организовать рабочее место ученика

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поприветствовать учащихся. Настроить аппаратуру.

Проверить готовность своего рабочего места к уроку

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II. Постановка цели урока

III Объяснение нового материала

6

20

Познакомить учащихся с планом лекции и поставить перед учащимися задачу: в течение урока составить план-конспект теоретического материала по теме урока. Сформулировать цель урока.

На основании изученного материала в курсе физики и химии учащиеся знают факты и явления, подтверждающие сложное строение атомов: электризация тел; электрический ток в металлах; явление электролиза; опыты Иоффе-Милликена.

Умеют давать комментарии к физическим явлениям: электризация тел; электрический ток в металлах; явление электролиза.

Устного контроля, беседа

Фронтальный опрос

1С: «Физика 7-11» под редакцией Ханнанова Н.К.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня на уроке мы на основе знаний, полученных при изучении физики и химии, рассмотрим историю открытия атома. Чтобы составить план – конспект теоретического материала по теме урока, познакомьтесь с планом лекции.

План лекции.

  1. Предположение Демокрита и Левкиппа
  2. Открытие явления радиоактивности Анри Беккереля.
  3. Опыты Эрнеста Резерфорда, доказывающие сложность радиоактивного излучения.
  4. Модель атома по Дальтону и Томсону.
  5. Опыт Резерфорда.

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом примерно 2500 лет назад. Частицы эти были названы атомами, что означает неделимые. Таким названием хотели подчеркнуть, что атом – это  мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица.

Если представление об атомарном строении вещества зародилось в глубокой древности, то представление о дискретном строении электричества начало складываться только во второй половине XIX в. Впервые об этом упоминали в своих работах Фехнер и Вебер. Например, Вебер прямо указывал, что «с каждым атомом связан электрический атом»

Для изучения атома имело большое значение открытие французского физика Анри Беккереля, который в 1896 г. Обнаружил, что соли урана самопроизвольно, без воздействия из вне, испускают невидимое глазом излучение. Беккерель установил, что обнаруженное им излучение вызывает почернение фотопластинок, ионизирует воздух и оказывает воздействие на кожу человека. Это явление получило название радиоактивности.

Изучая ионизирующую способность радиоактивного излучения, Резерфорд в 1899 г. Обнаружил, что оно неоднородно и состоит из двух частей, которые он назвал α и β- лучами. В 1900 г. Французский физик Поль Вилард установил, что в состав радиоактивного излучения входит еще и третья составляющая, которую он назвал γ- лучами.

Демонстрация рисунка опыта , подтверждающего сложность радиоактивного излучения.

На рисунке изображен  толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку ( излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может ). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно темное пятно – как раз в том месте, куда попадал пучок.

Потом опыт изменяли : создавали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна : одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других – по разные стороны от центрального. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрического заряда частиц. Положительно заряженные частицы назвали α- частицами, отрицательно заряженные – β- частицами, а нейтральные – γ-частицами или γ- квантами.

В дальнейшем удалось установить, что β- частицы представляют собой электрон, а α- частица полностью ионизированный атом химического элемента гелия. γ - излучение представляет собой один из видов, точнее, диапазонов электромагнитного излучения.

Явление радиоактивности, т.е. самопроизвольное излучение веществом α-, β-, и γ – частиц, наряду с другими экспериментальными фактами послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.

Анимация ( строение атома по Дальтону, Томсону)

Модель атома по Томсону нуждалась в экспериментальной проверке, поэтому в 1911 году Резерфорд совместно со своими сотрудниками провел ряд опытов по исследованию состава строения атома.

Рисунок опыта Резерфорда ( метод сцинтилляций)

Вся эта установка помещается в сосуд, из которого откачен воздух ( чтобы устранить рассеяние α- частиц за счет их столкновений с молекулами воздуха). Если на пути α – частиц нет никаких препятствий, то они падают на экран узким пучком. Если же на пути α – частиц поместить тонкую фольгу из исследуемого  металла, то при взаимодействии с веществом α – частицы рассеиваются по всем направлениям на разные углы. Перемещая экран вместе с микроскопом вокруг фольги, можно обнаружить, что некоторое ( очень небольшое) число частиц рассеялось на на углы, близкие к 90º, а некоторые единичные частицы – на углы порядка 180º , т.е. в результате взаимодействия с фольгой были отброшены назад. Именно эти случаи рассеяния α –частиц на большие углы дали Резерфорду возможность сделать вывод о том, что внутри атома имеется сильное магнитное поле. Было рассчитано, что такое поле могло быть создано зарядом, сконцентрированным в очень малом объеме ( по сравнению с объемом атома). Поскольку масса электрона примерно в 8000 раз меньше массы α- частицы, электроны, входящие а состав атома, не могли существенным образом изменить направление движения α-частиц. Поэтому в данном случае речь может идти только о силах электрического отталкивания между  α- частицами и положительно заряженной частью атома, масса которой значительно больше массы α-частицы. Исходя их этих соображений, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель атома. Согласно этой модели в центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее очень малый объем атома. Вокруг ядра движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра. Атом электрически нейтрален, поскольку заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов.

На основании результатов опытов Резерфорд сумел оценить размеры атомных ядер. Ядро имеет диаметр в сотни тысяч раз меньше атома.

Анимация ( строения атома по Резерфорду- Бору и по Шредингеру)

        

  1. Записывают план школьной лекции.
  2. Внимательно слушают объяснение учителя и делают краткие записи в тетрадях, составляя план – конспект теоретического материала урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель 

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III Закрепление знаний и способов действий

5

Обеспечить усвоение материала по радиоактивному излучению и строению атома

Знать строение атома по Дальтону, Томсону, Резерфорду. Знать три составляющие радиоактивного излучения.

Уметь различать модели атомов и обосновывать их правильность с научной доказательностью.

Частично поисковый

Фронтальная

1С : «Физика 7-11» под редакцией Ханнанова Н.К.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прошу зачитать план-конспект теоретического материала урока.

Один из учащихся по просьбе учителя зачитывает записи в тетради, остальные же слушают, делают пометки, а затем корректируют записи выступающего. Таким образом, у учащихся в тетрадях сделаны верные записи по теоретическому материалу урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV Контроль и самопроверка знаний

9

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

Знание состава радиоактивного излучения и различных моделей атомов.

Умение отличать модели атомов. Умение отличать составляющие радиоактивного излучения

Решение и самопроверка теста

групповая

1С : «Физика 10 – 11 классы. Подготовка к ЕГЭ. Под редакцией Ханнанова Н.К.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На экране несколько вопросов с возможными вариантами ответов. Предлагаю выполнить данный тест и оценить свою работу при проверке.

1. Как называют способность атомов некоторых химичес

     ких элементов к самопроизвольному излучению ?

                            А) Электрический ток

                            Б) Фотоэффект

                            В) Радиоактивность

2. Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения ?

                            А) Электроны

                            Б) α-, β-, γ- частицы

                            В) Атомы.

3. Что представляет собой α- частица?

                             А) Поток электронов

                             Б) Полностью ионизированный атом

                                  гелия

                             В) Представляет собой один из вид-

                                  дов электромагнитного излуче-

                                   ния

4. Что представляет собой β- частица ?

                             А) Поток электронов

                             Б) Полностью ионизированный атом

                                  гелия

                             В) Представляет собой один из вид-

                                   дов  электромагнитного излуче-

                                  ния

5.Что представляет собой γ- частицы ?

                             А) Поток электронов

                             Б) Полностью ионизированный атом

                                  гелия

                             В) Представляет собой один из вид-

                                  дов электромагнитного излуче-

                                  ния.

6.Что представлял собой атом согласно модели, предложенной Томсоном ?

                             А) Шар, по всему объему которого

                                   равномерно распределен поло-

                                   жительный заряд. Внутри этого

                                   шара находятся электроны.

                              Б) Планетарная модель атома

                              В) Мельчайшая, простейшая, не

                                   имеющая составных частей и по-

                                   этому неделимая частица.

7.Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Резерфордом ?

                             А) Шар, по всему объему которого

                                   равномерно распределен положи

                                   тельный заряд. Внутри этого

                                  шара находятся электроны.

                              Б) Планетарная модель атома

                              В) Мельчайшая, простейшая, не

                                   имеющая составных частей и по-

                                   этому неделимая частица.

Критерии оценки теста : «5» - 7 верных ответов ;

                                          «4» - 6 верных ответов;

                                          «3» - 5 верных ответов ;

                                          «2» - менее 4 верных ответов.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, затем при проверке тестового задания исправляют неверные ответы и выставляют себе оценки.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V Подведение итогов занятия

3

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

Выделять главное

беседа

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализирует работу учащихся на уроке

Подводит итог урока: Чему сегодня на уроке мы научились?

Учащиеся отвечают.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI.Информация о домашнем задании

1

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

слушать

Инструктаж

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

§ 55, 56 ответить устно на вопросы стр. 182, 185.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Список литературы и других источников:

1) учебник «Физика 9» А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.

2) CD-ROM: 1С: «Физика 7-11» Под редакцией Ханнанова Н.К.

3) CD- ROM : Кирилл и Мефодий. Репетитор по физике.

4) Единый государственный экзамен по физике. Под руководством Абрамова Т.В. «Взгляд». Челябинск 2004.

Resource id #1948

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский цифровой образовательный ресурс"Полезные адреса Интернет-ресурсов"

Цифровой образовательный ресурс представляет собой презентация, рассказывающую о услугах сети Интернет, числе пользователей Интернета, ранжированию поисковых запросов и много другой статичтической инф...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...

Цифровые образовательные ресурсы как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений....