Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».
материал на тему

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр. Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsifrovye_obrazovatelnye_resursy_1_2.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

             Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение  как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.
             Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде?

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, наиболее общее понятие, относящееся к цифровому информационному объекту, предназначенному для использования в образовании. Таким объектом может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, цифровое описание книги и т. д.

 ЦОР- это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме...

  • фотографии,
  • видеофрагменты,
  • текстовые документы,
  • звукозаписи,
  • картографические материалы,
  • статические и динамические модели,
  • объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
  • символьные объекты и деловая графика,

или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Каковы задачи ЦОР?

  • Помощь учителю при подготовке к уроку.
  • Помощь учителю при проведении урока.
  • Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.

Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними!

  • Демонстрационные ЦОР - ученик является наблюдателем
  • Интерактивные (информационно-деятельностные) - ученик имеет возможность не только "смотреть демонстрации", но менять сценарий
  • отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;
  • выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
  • поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
  • групповая работа (мини-проект на уроке);
  • интерактивная обучающая игра;
  • и т.п.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru 

           Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция)

Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации

Рубрикация широкого спектра материалов:

  • ЦОР к учебникам,
  • тематические и предметные коллекции,
  • инструменты организации учебного процесса и поддержки учебной деятельности,
  • учебные материалы нового поколения и т.п.)

               Коллекция (цифровых образовательных ресурсов) – систематизированное собрание ЦОР, снабженных описаниями, обладающее определенной полнотой в рамках своей спецификации (например, предмета, ступени обучения и вида ресурсов, скажем, цифровых копий живописных произведений по курсу истории для основной школы). Возможно создание тематических, предметных коллекций, объединяемых в постоянно пополняемую Единую коллекцию

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

                   1.  Каталог ЦОР 

  • Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
  • Поурочные планирования;
  • Методические рекомендации;
  • Инновационные учебные материалы;
  • Инструменты учебной деятельности;
  • Электронные издания;
  • Коллекции.

                Каталог ЦОР - структура (база данных и т. п.), объединяющая описания ЦОР. Возможен каталог данной коллекции, каталог единой коллекции образовательных ресурсов. Каталог может включать ресурсы, не вошедшие в данную коллекцию, но доступные тем или иным образом (через ссылки), а также спецификации ресурсов, еще не созданных.

                   2. Коллекции

                               3.Инструменты

                               4.Электронные издания

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
  • ¦ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • ¦ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • ¦ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • ¦ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • ¦ содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную    структуру;
  • ¦ основываться на достоверных материалах;
  • ¦ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
  • ¦ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  • ¦ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
  • ¦ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
  • ¦ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  • ¦ иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

                               Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.


  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся

  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

  • Усиливает наглядность

  • Вместо старых таблиц - «культурное» изображение

  • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

                                              Содержание комплекта ЦОРов:

¦ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.

¦ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

¦ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

¦ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.

¦ Словарь терминов, определений, законов.

¦ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Все объекты организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

            В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

¦ Интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

¦ Демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;

¦ Тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

¦ Материалы для учителя – презентации и уроки.

¦ Интерактивные компоненты

¦ Интерактивные модели

¦ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

¦ Урок–исследование

¦ Урок  -компьютерная лабораторная работа

¦ Демонстрационная графика

¦ Тексты

¦ Материалы для учителя

¦ Урок-лекция

 Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами  в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один компьютер + проектор на класс:

- демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

- использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

два ученика - один компьютер:

- фронтальные лабораторные работы;

- групповое исследовательское задание;

- групповое творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

один ученик - один компьютер:

- виртуальный лабораторный практикум;

- индивидуальное исследовательское задание;

- индивидуальное творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

- компьютерное тестирование.

Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

ЦОР должен:

  • быть ориентированным на современные цели обучения, компетентностный подход,
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области,
  • обеспечивать преемственность содержания образования,
  • соответствовать современным формам и методам организации процесса обучения,
  • соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся,
  • содержать оптимальный объем учебной нагрузки,
  • обеспечивать межпредметные связи,
  • обеспечивать возможность использования разработанных материалов при различных формах обучения (очные, заочные, дистанционные и т.п.).

            Наибольшим спросом пользуются следующие диски : «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Интерактивная энциклопедия науки и техники “ От плуга до лазера”», «География 7 класс», «Начальный курс географии 6 класс», «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Энциклопедия Истории России», «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.»,« Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»», «Сдаем единый экзамен», «Биология. 6-11 класс», «Химия 8 класс . ЗАО «Просвещение-МЕДИА»», «Обществознание», "Человек , природа , общество", «”Физика’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”История’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Биология’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Химия’’ для подготовки к единому государственному экзамену», « Отечественная история (до начала ХХ века)», «Интегрированное  межпредметное УЭИ по гуманитарному циклу».
      Но на данный момент не все ЦОРы имеют нужное качество.
      По результатам апробации нужна доработка продуктов с учетом замечаний и предложений учителей - апробаторов.
      Кроме готовых образовательных ресурсов, в школах учителя- предметники создают собственные (сказать о нашей коллекции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление к педсовету ТЕМА: «Совершенствование системы работы школы в контексте новой образовательной политики в области образования»

Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений....

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов, полезные ссылки...

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...