Рабочая программа по физике для 8 класса на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Соболева Алла Ивановна

Разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_klass_fizika.doc368.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения учителей

Протокол № _____                           от «____» _________2013 г.

Председатель МО ___________

СОГЛАСОВАНО:

«____»__________2013 г.

Зам.директора по УВР

__________С.Н.Березко

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______

от  «___»_________2013 г.

Директор школы № 152

__________ Р.Ю.Клименко

Рабочая программа

по физике для 8 класса

на 2013-2014 учебный год

Разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004

Составитель: А.И.Соболева

 учитель физики

Санкт-Петербург

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник Перышкина А. В, «Физика 8 класс», М., Дрофа, 2004.

Данная рабочая программа включает разделы:  пояснительная записка, результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса тематическое планирование, поурочное планирование, контрольные работы, лабораторные и практические работы, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика курса:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Цель изучения курса

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике:

освоение знаний о тепловых, электромагнитных, световых  явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;                                                                                                                                                 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;                          развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;                                                                                         использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные виды деятельности учащихся:

При изучении материала по физике в8 классе используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • виды деятельности со словесной (знаковой) основой
  • виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
  • виды деятельности с практической (опытной) основой

Краткая характеристика 8а и  8б  классов

В двух классах обучается 37 человек (8а – 24 учащихся, 8б – 13 учащихся).

Около 32% из них обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности. 30% учащихся из классов имеют очень слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные учащиеся, примерно 38% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя.                

Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, зачетные и контрольные работы, физические диктанты, лабораторные работы.  Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Место предмета

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тепловые явления.

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тепловое движение

13

1

Тепловое движение. Температура.

1

2

Внутренняя энергия.

1

3

Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.

1

4

Теплопроводность        

1

5

Конвекция. Излучение.

1

6

Примеры теплообмена в природе и технике.

1

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

1

8

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

9

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной  температуры»

1

10

Решение задач по  теме: «Количество теплоты»

1

11

Лабораторная работа №3 «Измерение  удельной теплоемкости твердого тела»

1

12

Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

Агрегатное состояние вещества

12

14

Работа над ошибками. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

15

Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.  

1

17

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

1

18

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

19

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

20

Работа газа и пара при расширении

1

21

Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Решение задач по теме: «Кипение. КПД двигателя».

1

22

Паровая турбина. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

23

 Решение задач по теме: «Изменение агрегатных состояний».

1

24

Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний».

1

25

Работа над ошибками

1

Электрические явления

27

26

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов

1

27

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле.

1

28

Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Строение атомов.

1

29

Объяснение электрических явлений

1

30

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

31

Электрическая цепь и её составные части.

1

32

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1

33

Сила тока. Амперметр.

1

34

 Лабораторная работа №3«Сборка электрической цепи. Измерение силы  тока на её различных участках»

1

35

Электрическое напряжение.  Вольтметр.

1

36

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

37

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников.

1

38

Закон Ома для участка цепи.

1

39

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

40

Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование  силы тока реостатом»

1

41

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

42

Решение задач по теме «Сопротивление проводника, силы тока и напряжения»

1

43

 Последовательное  и параллельное соединения проводников

1

44

Решение задач по теме «Последовательное и параллельное сопротивление проводников»

1

45

Работа электрического тока.

1

46

Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

1

47

Лабораторная работа  №7 «Измерение мощности и работы электрического тока».

1

48

Количество теплоты,  выделяемое проводником с током. Электронагревательные приборы.

1

49

Короткое замыкание. Предохранители.

1

50

Решение задач по теме: «Электрические явления»

1

51

Контрольная работа № 3 по теме: «Электрические явления»

1

52

Анализ контрольной работы.

1

Электромагнитные  явления

6

53

Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

1

54

Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита и испытание  его действия»»

1

55

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.  

1

56

Действие  магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

57

 Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

1

58

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления».

1

Световые явления

8

59

Анализ контрольной работы. Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

60

Отражение света. Законы отражения света.

1

61

Плоское зеркало.

1

62

Преломление света. 

1

63

Линзы. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.  Изображения, даваемые линзой.

1

64

Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния  собирающей линзы. Получение изображений».

1

65

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

66

Проверочная работа по теме: «Световые явления».

1

Повторение

2

67

Повторение тем «Тепловые явления», « Агрегатное состояние вещества», «Электрические явления» «Электромагнитные явления»

1

68

Итоговая контрольная работа

1


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I – четверть

9 недель 18 уроков

№ урока

Тип урока

Наименование тема

Основное содержание, понятия

Основные виды деятельности учащихся

Форма контроля

Домашнее задание

Примечание

Тепловые явления- 13часов

1/1

Объяснение нового материала

Вводный инструктаж  по технике безопасности в кабинете физики.  

Тепловое движение. Температура.

Правила техники безопасности в физкабинете.    Понятия: температура, тепловое движение, тепловые явления.                Факты: зависимость скорости движения молекул от температуры

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций.

Устный опрос

§ 1.

2/2

комбинированный

Внутренняя энергия.

Понятия: внутренняя энергия.                        Факты: зависимость внутренней энергии от температуры и агрегатного состояния вещества.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. 

Фронтальный опрос

§ 2,

3/3

Комбинированный

Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.

Понятия: теплопередача Факты: способы изменения внутренней энергии

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций Самостоятельная работа по карточкам.

Тест

§ 3.  презентация виды теплопередач в природе и технике.

4/4

комбинированный

Теплопроводность        

Понятие теплопроводность

Факты: механизм, особенности, применение и учет теплопроводности

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Анализ проблемных ситуаций. Объяснение наблюдаемых явлений

Фронтальный опрос

§ 4. упр.№1

5/5

комбинированный

Конвекция. Излучение.

Понятия: конвекция, излучение

Механизм, особенности, учет и использование конвекции и излучения

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Анализ проблемных ситуаций. Объяснение наблюдаемых явлений.

Фронтальный опрос

§ 5. упр.№2 § 6упр.№3

6/6

комбинированный

Примеры теплообмена в природе и технике.

Понятия: бриз, тяга, отопление, теплица, термос.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей (презентация теплопередач в природе и технике).

Самостоятельная работа

§ 7,8.

7/7

комбинированный

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

Понятия: количество теплоты, удельная теплоемкость

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ таблицы.

Устный опрос

§ 7,8.

8/8

комбинированный

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Понятия: количество теплоты, удельная теплоемкость

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач.

Фронтальный опрос

§ 9. упр.№4

9/9

Урок-практикум

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной  температуры»

Формула для расчета количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Выполнение работ практикума.

самопроверка

Л. № 1015-1022

10/10

закрепления знаний

Решение задач по  теме: «Количество теплоты»

Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела, выделяемого им при охлаждении

Решение текстовых количественных и качественных задач. Работа с раздаточным материалом

Работа по карточкам

Л. № 1001, 1003, 1006.

11/11

Урок-практикум

Лабораторная работа №2 «Измерение  удельной теплоемкости твердого тела»

Формула удельной теплоемкости твердого тела

Выполнение работ практикума.

самопроверка

Л. № 1029, 1043.

12/12

Объяснение нового материала

Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Формула для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.                         Факты: условия, необходимые для горения, механизм горения.                 Понятие удельная теплота сгорания.                          Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Слушание объяснений учителя. Анализ таблицы.

Физический диктант

§ 10. упр.№5

13/13

Урок оценивания знаний по теме

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Контроль знаний

Работа с раздаточным материалом.

Повторить: § 1-§11

Изменение агрегатных состояний вещества 12 часов.

14/1

Объяснение нового материала

Работа над ошибками. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел

Понятия: агрегатные состояния вещества, плавление, отвердевание, кристаллизация, температура плавления, температура кристаллизации

Факты: строение вещества, физические свойства, движение, расположение молекул в различных агрегатных состояниях

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций. Просмотр видеоролика. 

Фронтальный опрос

§ 12, 13. упр.№7,

работа над ошибками.

15/2

Комбинированный

Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Понятие удельная теплота плавления.              Факты: механизм плавления и отвердевания. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела и выделяемого при кристаллизации

Слушание объяснений учителя. Анализ графиков, таблиц, схем.

Тест, самопроверка

§ 14,15. упр.№8

16/3

комбинированный

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.  

Понятия: парообразование, конденсация, испарение, насыщенный пар, динамическое равновесие. Факты: механизм испарения и конденсации, факторы, влияющие на испарение.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений.

Взаимопроверка

§ 16.

§ 17. упр.№9

17/4

Комбинированный

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Понятие кипение, температура кипения.          Факты: механизм кипения, зависимость температуры кипения от давления

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений.

Устный опрос

§ 18.

18/5

комбинированный

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Понятия: абсолютная, относительная влажность воздуха, точка росы. Назначение, устройство, виды гигрометров.         Факты: значение влажности

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Фронтальный опрос

§ 19.

II четверть                                                                                                                                                                                                                                                                          7 недель 14 уроков

Продолжение темы «Агрегатное состояние вещества»

19/6

комбинированный

Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач.

Понятие удельная теплота парообразования и конденсации.               Формула для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости и выделяющегося при конденсации

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Решение текстовых количественных и качественных задач.

Тест, самопроверка.

§ 20. упр.№10

20/7

комбинированный

Работа газа и пара при расширении

Понятие тепловой двигатель.                             Факты: виды тепловых двигателей, устройство, назначение и принцип действия ДВС

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. 

Фронтальный опрос

§ 21. задание №4. Доклады «Экологические проблемы использования тепловых машин»

21/8

комбинированный

Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Решение задач по теме: «Кипение. КПД двигателя».

Понятия: КПД теплового двигателя.                   Факты: устройство, назначение и принцип действия паровой турбины

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. 

Взаимопроверка

§ 22. § 24. задание №5

22/9

комбинированный

Паровая турбина. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Устройство турбин.

Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Устный опрос

§ 23.

23/10

Урок обобщения и систематизации знаний.

 Обобщение по теме: «Изменение агрегатных состояний». Решение задач

Формулы количества теплоты, необходимого для плавления, парообразования, выделяющегося при конденсации, при кристаллизации

Решение текстовых количественных и качественных задач

Работа по карточкам

Л.№ 1014,10501068,1114

24/11

Урок оценивания знаний по теме

 Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний».

Работа с раздаточным материалом

Контрольная работа

Повторить: § 12-24

25/12

Работа над ошибками

Коррекция знаний

взаимопроверка

Электрические явления 26 часов

26/1

Объяснение нового материала

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов

Понятия: электризация, наэлектризованное тело         Факты: взаимодействие наэлектризованных тел, свойство электризации

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Постановка фронтальных опытов. Объяснение наблюдаемых явлений.

Фронтальный опрос

§ 25. § 26.

работа над ошибками.  

27/2

Комбинированный

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле.

Понятия: проводник, непроводник, электрическая сила, электрическое поле Факты: устройство, назначение и принцип действия электроскопа; устройство,  зависимость действия электрического поля от расстояния.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Устный опрос

§ 27. § 28

 

28/3

Комбинированный

Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Строение атомов.

Понятия: электрон, атом, отрицательный ион, положительный ион.       Факты: делимость электрического заряда, строение атома

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика.

Тест

§ 29. § 30.  

29/4

Комбинированный

Объяснение электрических явлений

Факты: причина электрической нейтральности тел, механизм электризации, причина проводимости проводников и непроводимости непроводников

Слушание объяснений учителя. Постановка фронтальных опытов. Самостоятельная работа с учебником

Проверка домашнего задания

§ 31. упр.№12

30/5

комбинированный

Электрический ток. Источники электрического тока.

Понятия: электрический ток, источник электрического тока.                   Факты: условия существования тока в проводнике, виды источников  тока.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя

самопроверка

§ 32. задание №6.

31/6

Комбинированный

Электрическая цепь и её составные части.

Понятия: электрическая цепь, электрическая схема.                                 Факты: условные обозначения элементов электрической цепи.

Слушание объяснений учителя. Анализ схем.

Самостоятельная работа

§ 33. упр.№13

32/7

Комбинированный

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

Понятия: электрический ток в металлах.            Факты: действия электрического тока, направление электрического тока

Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика.

Проверка домашнего задания

§ 34-36.

III четверть                                                                                                                                                                                                                                                                          10 недель 20 уроков

Продолжение темы «Электрические явления»

33/8

Комбинированный

Сила тока. Амперметр.

Понятия: сила тока.    Формула и единицы силы тока

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Фронтальный опрос

§ 37 , § 38, упр.14 ,15(3)

34/9

Урок-практикум

 Лабораторная работа №3«Сборка электрической цепи. Измерение силы  тока на её различных участках»

ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству.   Назначение, правила включения, обозначение на схемах амперметра

Выполнение работ практикума

Самопроверка

Л. № 1262, 1263, 1264.

35/10

комбинированный

Электрическое напряжение.  Вольтметр.

Понятие электрическое напряжение.                Формула электрического напряжения

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Устный опрос

§ 39-41. упр.№16

36/11

Урок-практикум

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Факты: обозначение на схемах, правила включения вольтметра  в цепь

Выполнение работ практикума

Самопроверка

Л. № 1265, 1267.

37/12

комбинированный

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников.

Факты: зависимость силы тока от напряжения

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя

Тест

§ 42,43, упр.№18

38/13

комбинированный

Закон Ома для участка цепи.

Закон Ома для участка цепи

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач

Фронтальный опрос

§ 44, упр.№19  

39/14

комбинированный

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Формула для расчета сопротивления проводника

Понятие удельное электрическое сопротивление

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ таблиц. Решение текстовых количественных и качественных задач.

Устный опрос

§ 45, 46. упр.№20

40/15

Урок-практикум

Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование  силы тока реостатом»

Факты: назначение, виды реостатов, обозначение на схемах, правила включения амперметра в цепь

Выполнение работ практикума

Самопроверка

§ 47.

41/16

комбинированный

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Правила включения амперметра, вольтметра в цепь.                              Закон Ома для участка цепи

Выполнение работ практикума

Самопроверка

§ 47, упр.№21

42/17

закрепления знаний

Решение задач по теме «Сопротивление проводника, силы тока и напряжения»

Закон Ома для участка цепи

Решение экспериментальных задач.  Работа с раздаточным материалом

Работа по карточкам

43/18

Комбинированный

 Последовательное  и параллельное соединения проводников

Законы параллельного соединения проводников Законы последовательного соединения проводников

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Устный опрос

§ 48. § 49. упр.№22,23

44/19

Закрепление знаний

Решение задач по теме «Последовательное и параллельное сопротивление проводников»

Законы последовательного соединения проводников Законы параллельного соединения проводников

Решение текстовых количественных и качественных задач. Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельная работа

 Повторить § 48, 49. Задачи № 1353, 1356, 1389, 1390.

45/20

комбинированный

Работа электрического тока.

Формула и единицы работы

Факты: способы измерения работы тока

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач.

Самопроверка

§ 50 упр.№24

46/21

комбинированный

Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Формула и единицы  мощности тока

Факты: способы измерения работы тока

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Решение текстовых количественных и качественных задач.  

Фронтальный опрос

§ 51,52 , упр.№25

47/22

Урок-практикум

Лабораторная работа  №7 «Измерение мощности и работы электрического тока».

Факты: правила включения вольтметра и амперметра в цепь.               Формулы и единицы работы и мощности тока.

Выполнение работ практикума

Самоконтроль

 Задание №7

48/23

комбинированный

Количество теплоты,  выделяемое проводником с током. Электронагревательные приборы.

Закон Джоуля-Ленца

Факты: причина нагревания проводников током

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Тест

§ 53,§ 54, упр.№27

49/24

комбинированный

Короткое замыкание. Предохранители.

Устройство, назначение принцип действия плавких предохранителей. Понятие короткое замыкание

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Устный опрос

§55. сообщения

50/25

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение по теме: «Электрические явления»

Решение задач по теме: «Электрические явления»

Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом.

Работа по карточкам

Л.№1273,1298,1335 1412.

51/26

Урок оценивания знаний по теме

Контрольная работа № 3 по теме: «Электрические явления»

Контроль знаний

Работа с раздаточным материалом.

Контрольная работа

Повторить: §25-55

52/27

Оценивания знаний по теме

Работа над ошибками

Коррекция знаний

Работа с раздаточным материалом. Взаимопроверка

Работа по карточкам

IV четверть                                                                                                                                                                                                                                                                                     8 недель 16 уроков

Электромагнитные  явления 6 часов.

53/1

Объяснение нового материала

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Понятия: магнитное поле, магнитные линии.          Факты: зависимость направления магнитных линий от направления силы тока в проводнике

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Устный опрос

§ 56,57.

работа над ошибками.

54/2

комбинированный

Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита и испытание  его действия»»

Понятия: соленоид, электромагнит.                    Факты: зависимость величины магнитного поля катушки с током от числа витков, от силы тока в катушке, от наличия сердечника; применение электромагнитов

Слушание объяснений учителя. Выполнение работ практикума.

Самопроверка

§ 58 Упр.№28

55/3

комбинированный

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.  

Понятия: постоянный магнит, полюс магнита, магнитная буря, магнитная аномалия.                     Факты: гипотеза Ампера, взаимодействие постоянных магнитов, причины магнитных бурь

Слушание объяснений учителя. Постановка фронтальных опытов. Объяснение наблюдаемых явлений. Просмотр видеоролика. Самостоятельная работа с учебником.

Проверка домашнего задания

§ 59,60.

56/4

комбинированный

Действие  магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Факты: действие магнитного поля на проводник с током, применение электродвигателей, преимущества электродвигателей. Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя

Слушание объяснений учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений.

Тест

§ 61. сообщения.

57/5

Урок-практикум

 Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

Действие магнитного поля на проводник с током, применение электродвигателей, преимущества электродвигателей.      Устройство, назначение, принцип действия электродвигателя

Выполнение работ практикума.

Самопроверка

Повторить § 61.

Л. №1482

58/6

Урок оценивания знаний по теме

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления».

Контроль знаний

Работа с раздаточным материалом.

Контрольная работа

Повторить: § 56-§ 61

Световые явления 8 часов.

59/1

Объяснение нового материала

Анализ контрольной работы.

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Понятия: оптика, свет, источник света, луч света, точечный источник света, тень, полутень.                Факты: причины солнечных и лунных затмений. Закон прямолинейного распространения света.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Устный опрос

§ 62,упр.№29,

 

60/2

Комбинированный

Отражение света. Законы отражения света.

Понятия: угол отражения, угол падения, обратимость световых лучей

Законы отражения света

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр видеоролика. Объяснение наблюдаемых явлений.

Проверка домашнего задания

§ 63. упр.№30

61/3

Комбинированный

Плоское зеркало.

Понятия: угол отражения, угол падения, обратимость световых лучей. Законы отражения света

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Фронтальный опрос

§ 64.

Упр.№31

62/4

комбинированный

Преломление света. 

Понятия: преломление света, угол преломления, оптически более (менее) плотная среда. Законы преломления света

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Устный опрос

§ 65. упр.№32

63/5

Комбинированный

Линзы. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.  Изображения, даваемые линзой.

Понятия: линза, оптическая сила линзы, фокус, фокусное расстояние, оптическая ось. Формула и единицы оптической силы линзы

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

Самостоятельная работа

§ 66,67. упр.№34. Презентация«Оптические приборы».

64/6

Урок-практикум

Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния  собирающей линзы. Получение изображений».

Понятия: линза, фокусное расстояние линзы

Выполнение работ практикума.

самопроверка

§ 66,67, повторить, упр.№33

65/7

комбинированный

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Понятие: оптическая система

Наблюдение за демонстрациями учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Фронтальный опрос

Повтор.

66/8

Урок оценивания знаний по теме

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

Работа с раздаточным материалом.

Контрольная работа

67/1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение тем «Тепловые явления», Агрегатное состояние вещества» темы «Электрические явления» «Электромагнитные явления».

Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий

Фронтальный опрос

68/2

Урок оценивания знаний

Итоговая контрольная работа

Работа с раздаточным материалом.

Контрольная работа


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

№ п/п

Тема урока

Вид работы

Тема (содержания работы)

Место выполнения работы

1

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

традиционная

Расчет количества теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении. Из формулы расчета количества теплоты уметь находить массу тела, разницу температур, удельную теплоемкость вещества.

Класс

2

Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний».

традиционная

Расчет количества теплоты при плавлении тела  или кристаллизации, при испарении или конденсации.

Класс

3

Контрольная работа № 3 по теме: «Электрические явления»

традиционная

Решение задач на основополагающие вопросы темы «Электрические явления»: взаимодействие заряженных тел, изображение схем электрической цепи; на Закон Ома для участка цепи, последовательное  и параллельное соединение проводников, закон Джоуля-Ленца.

Класс

4

Контрольная работа №4 по теме: «Электромагнитные явления».

тестовая

Решение задач на основополагающие вопросы темы «Электромагнитные явления»: магнитные линии магнитного поля прямого тока, соленоида, постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.

Класс

5

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

тестовая

Решение задач на основополагающие вопросы темы «Световые явления»: распространение света в однородной среде, преломление и отражение света; изображения, даваемые линзой.

Класс

6

Итоговая контрольная работа

тестовая

Решение задач на основополагающие вопросы по пройденным темам.

Класс

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№ п/п

Тема урока

Вид работы

Тема (содержания работы)

Место выполнения работы

1

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной  температуры»

практикум

Определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Класс

2

Лабораторная работа №2 «Измерение  удельной теплоемкости твердого тела»

практикум

Определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Класс

3

Лабораторная работа №3«Сборка электрической цепи. Измерение силы  тока на её различных участках»

практикум

Убедиться на опыте, что сила тока в различных  последовательно соединенных участках цепи одинакова.

Класс

4

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

практикум

Измерить напряжение на участках цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, и сравнить его с напряжением на концах каждой спирали.

Класс

5

Лабораторная работа № 5 «Регулирование  силы тока реостатом»

практикум

Научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Класс

6

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра»

практикум

Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника зависит от силы тока  в нем и напряжения на его концах.

Класс

7

Лабораторная работа  №7 «Измерение мощности и работы электрического тока».

практикум

Научиться определять мощность и работу в электрической лампе

Класс

8

Лабораторная работа №8  «Сборка электромагнита и испытание  его действия»»

практикум

Собрать электромагнит из готовых деталей  на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Класс

9

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

практикум

Ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.

Класс

10

Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния  собирающей линзы. Получение изображений».

практикум

Научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Класс

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Перышкин А.В.Физика-8.  Учебник для общеобразовательных учебных  заведений. М.: Дрофа, 2004г.

В.И. Лукашик. Сборник задач по физике7-9кл.: М.Просвещение,  2005

Р.Д. Минькова Е.Н. Панаиоти Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс: М. Дрофа, 2004

Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы 8 класс:  М. Илекса, 2005

Физика. 8 класс: Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкин. Волгоград: Учитель 2004.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.

Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы 8 кл.

Н.И.Павленко К.П.Павленко. Тестовые задания по физике. 8 класс. – М: Школьная пресса, 2002

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)

                                                                                 

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...

Рабочая программа по физике для 7 класса на 2013-2014 учебный год

Разработана на основе Примерной программы основоного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004...

Рабочая программа по физике для 9 класса на 2013-2014 учебный год

Разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004...

Рабочая программа по физике 7 класс на 2013-2014 ФГОС

Рабочая программа к учебнику А.В.Пёрышкина 7 класс, составленная на основе "Программы для обшеобразовательных учреждений Физика Астрономия 7-11 классы ", 2010г. ; авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Пёр...

Рабочая программа "Физика 11 класс" на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа "Физика 11 класс" на 2021-2022 учебный год. Авторы УМК Г.Я. Мякишева, М.А. Петровой — М.: Дрофа, 2019 г....

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....