Рабочая программа по физике 10 класс углубленное изучение
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Пустовая Ирина Николаевна

 

Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 классов  (авторы программы- Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, В.А. Орлов,  А.А. Пинский.2010 г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 классов  (авторы программы- Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, В.А. Орлов,  А.А. Пинский.2010 г.).

Настоящая программа составлена с целью расширения рабочей программы для углубленного физике 10 класса.

- понимание сущности метода научного познания окружающего мира, в частности, используя теоретические модели, объяснять физические явления:

1. независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

2. затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного);

3. возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;

4. необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса;

5. нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении;

6. повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

7. электризация тел при их контакте и др.

Изучение физики на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; освоение основ фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, приобретение опыта обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Основные задачи данной рабочей программы - формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

  • Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  • Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

-  организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения. Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки старшеклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

При реализации рабочей программы используется МК Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др./Под ред. Пинского А.А.,  Кабардина О.Ф. Физика входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. МК включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой доступностью материала.

.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 6 ч в неделю (210 часов за год).

Контрольных работ-6. Лабораторных работ 36/

При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

  1. В 10-м классе на изучение темы «Электродинамика» добавлено 6 часа , на  тему «Механика» добавлено 8 часов  все резервные часы (14), так как эти темы сложные, решение задач в них объемное, требует дополнительного учебного времени. Достижение указанных целей планируется реализовать путем использования дополнительного часа для решения задач по тематическим блокам в поддержку основного курса, так как времени для решения задач там отводится катастрофически мало. Учитывая уровень подготовки учащихся 10  класса, считаю такое использование целесообразным и оправданным

3. Требования к уровню подготовки старшеклассников

В результате изучения физики на углубленном уровне ученик должен знать, понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика,  Вселенная;
  • смысл физических величин, отличие и особенности: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, магнитная индукция, энергия магнитного поля, показатель преломления, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы Ньютона, закон всемирного тяготения, газовые законы, законы термодинамики, закон сохранения энергии, закон электромагнитной индукции, закон Кулона, законы Ома, законы Кирхгофа, закон Ампера, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада и др.;
  • вклад в развитие науки российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Ученик должен уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: движение тел на Земле и небесных тел и искусственных спутников Земли, взаимодействие тел, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, движение и взаимодействие заряженных частиц, взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры, фотоэффект, радиоактивность;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
  • применять полученные знания для решения физических задач до третьего уровня сложности;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле, результат рассматриваемого физического явления на основе всех законов сохранения;
  • измерять физическую величину с помощью физических приборов, а также путем косвенных измерений и оценивать границы абсолютной и относительной погрешностей;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Учебно – тематический план:

№ урока п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

1

1

Эксперимент и теория в процессе познания природы.

1.09.12.

2

2

Моделирование явлений и  объектов природы.

3

3

3

Научные гипотезы.

4

4

4

Роль математики в физике.

6

5

5

Физические законы и границы их применимости.

6

6

6

Принцип соответствия. Физическая картина мира.

7

7

1

Методы измерения расстояний до небесных тел.

8

8

2

Пространственные масштабы в природе.

10

9

3

Механическое движение и способы его описания.

11

10

4

Временные масштабы природных явлений.

13

11

1

Механическое движение. Относительность движения. Видимое движение планет в различных системах отсчета.

13

12

2

Система отсчета. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости/

14

13

3

Лабораторная работа №1. «Измерение линейных размеров тел и расстояний». Инструктаж по техники безопасности.

15

14

4

Классический закон сложения скоростей. Решение задач. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

17

15

5

Ускорение свободного падения. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

18

16

6

Лабораторная работа №2. «Изготовление маятников и измерение периода их колебаний». Инструктаж по ТБ.

20

17

7

Движение тела по окружности  с постоянной по модулю

скоростью Центростремительное ускорение. Период  и частота.

20

18

8

Лабораторная работа №3. «Измерение начальной скорости свободнопадающего тела».  Инструктаж по технике безопасности.

21

19

9

Лабораторная работа №4. «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении и его скорости». Инструктаж по технике безопасности.

22

20

1

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса тела.

24

21

2

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса тела. Решение задач.

25

22

3

Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

27

23

4

Лабораторная работа №5. «Изучение закона сложения сил». Инструктаж по технике безопасности.

27

24

5

Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи в механике.

28

25

6

Лабораторная работа №6. «Расчет и измерение времени ускоренного движения под действием постоянной силы». Инструктаж по технике безопасности.

29

26

7

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести.

1.10.

27

8

Лабораторная работа №7. «Определение центра тяжести плоских пластин». Инструктаж по технике безопасности.

2

28

9

Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.  

4

29

10

Сила упругости. Закон Гука. Решение задач.

4

30

11

Лабораторная работа №9. «Измерение жесткости пружины». Инструктаж по технике безопасности.

5

31

12

Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

6

32

13

Силы трения. Лабораторная работа №10. «Измерение коэффициента трения скольжения». Инструктаж по ТБ.

8

33

14

Принцип относительности Галилея. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

9

34

15

Движение планет. Определение масс небесных тел. Лабораторная работа №8. «Изучение расположения планет на плане Солнечной системы и условий их видимости». Инструктаж по технике безопасности.

11

35

16

Лабораторная работа №11. «Изучение движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Инструктаж по технике безопасности.

11

36

17

Решение задач  по теме: «Основы кинематики, динамики»

12

37

18

Контрольная работа №1. «Основы кинематики, динамики»

13

38

1

Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Устойчивость тел. Виды равновесия.

15

39-40

2-3

Решение задач по теме «Элементы статики».

16,18

41

4

Лабораторная работа №12. «Изучение условия равновесия тел под действием нескольких тел». Инструктаж по ТБ.  

18

42

1

Угловая скорость. Угловое ускорение. Основное уравнение динамики вращательного движения.

19

43

2

Момент инерции.

20

44

3

Использование вращательного движения в технике.  

22

45-46

4-5

Решение задач по теме «Вращательное движение твердых тел».

23,25

47

6

Лабораторная работа №13. «Расчет и измерение скорости шара и цилиндра, скатывающихся с наклонной плоскости». Инструктаж по технике безопасности.

25

48

1

 Импульс тела. Закон сохранения импульса.

26

49

2

Реактивное движение. Устройство ракеты.

27

50

3

Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

29

51

4

Решение задач на законы сохранения импульса и момента импульса.

1.11

52

       5

Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии.      

1

53

6

Закон сохранения энергии в механических процессах. Лабораторная работа № 14 « Изучение закона сохранения механической энергии» .Инструктаж по технике безопасности.

2

54

7

КПД механизмов и машин. Лабораторная работа №15  «Измерение КПД простых механизмов и машин». Инструктаж по технике безопасности.

3

55

8

Лабораторная работа № 16. «Сравнение работы силы и изменения кинетической энергии тела». Инструктаж по ТБ.        

12

56

9

Зависимость давления жидкости от скорости  ее течения. Движение тел в жидкостях и газах. Уравнение Бернулли.

13

57

10

Подъемная сила крыла самолета. Значение работ Н. Е. Жуковского в развитии авиации.

15

58

       11

Значение работ К.Э. Циолковского и С.П. Королева для космонавтики. Освоение  космического пространства. Орбиты космических аппаратов. Современные достижения космонавтики.

15

59

12

 Вторая и третья космические скорости. Движение небесных тел Солнечной системы. Законы Кеплера.

16

60-61

13-14

Решение задач по теме «Законы Кеплера».

17,19

62

1

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.

20

63

2

Лабораторная работа №17. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». Инструктаж по технике безопасности.

22

64

3

Превращения энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

22

65-66

4-5

Решение задач по теме «Механические колебания».

23,24

67

6

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).  

26

68

7

Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн.  

27

69

8

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение. Землетрясения. Сейсмические волны.

29

70

9

Контрольная работа №2. «Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны».

29

71

1

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Диффузия и броуновское движение.

30

72

2

Взаимодействие атомов и молекул вещества. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.  

1.12.

73-74

3-4

Решение задач по теме «Масса и размеры молекул».

3

75

5

Динамические и статистические закономерности. Вероятность события. Среднее значение физических величин. Опыт Перрона.

4

76

6

Распределение как способ задания состояния системы. Распределение Максвелла. Опыт Штерна.

6

77

7

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

6

78-79

8-9

Решение задач на основное уравнение МКТ.  

7,8

80

10

Температура и ее измерение. Абсолютный нуль.

10

81

11

Уравнение состояния идеального газа как следствие молекулярно-кинетической теории газов и его частные случаи для постоянного значения температуры, объема и давления.  

11

82-83

12-13

Решение задач  на изопроцессы в газах.

13,13

84-85

14-15

Решение графических задач.

14,15

86

16

Лабораторная работа №19. «Измерение атмосферного давления». Инструктаж по технике безопасности.

17

87

17

Реальные газы. Решение задач.  

18

88

18

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры. Влажность воздуха. Точка росы. Психрометр. Гигрометр.

20

89-90

19-20

Решение задач по теме «Насыщенные и ненасыщенные пары».

20,21

91

21

Лабораторная работа №20. «Измерение влажности воздуха». Инструктаж по технике безопасности.

22

92

22

Свойства жидкости. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Процессы конденсации и испарения в природе и технике. Сжижение газов.

24

93

23

Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.

25

94-95

24-25

Решение задач по теме «Свойства жидкости»».

27,27

96

26

Лабораторная работа №21. «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Инструктаж по технике безопасности

28

97

27

Строение кристаллов. Анизотропия кристаллов. Полиморфизм. Монокристаллы и поликристаллы. Плотная упаковка частиц в кристаллах.

январь

98

28

Пространственная решетка. Элементарная ячейка. Симметрия кристаллов.

январь

99

29

Лабораторная работа №22. «Наблюдение роста кристалла из раствора». Инструктаж по ТБ.  

январь

100

30

Дефекты в кристаллах. Образование кристаллов в природе и получение их в технике.

январь

101

31

Понятие о жидких  кристаллах. Кристаллы и жизнь. Аморфные тела.

январь

102

32

Деформация. Напряжение. Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость.

январь

103

33

Диаграмма растяжения.

январь

104

34

Лабораторная работа №23. «Измерение модуля упругости резины». Инструктаж по технике безопасности.

январь

105

35

Решение задач по теме «Механические свойства твердых тел».  

январь

106

36

Самостоятельная работа. «Молекулярная физика».

январь

107

1

Термодинамический метод изучения физических процессов. Термодинамические параметры состояния тела. Внутренняя энергия.

январь

108

2

Первый закон термодинамики.  

январь

109

3

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики».

январь

110

4

Применение первого закона термодинамики к различным тепловым процессам. Адиабатный процесс.

январь

111

5

Решение задач по теме «Применение первого закона термодинамик».  

январь

112

6

Теплоемкости при постоянном давлении и постоянном объеме.

январь

113

7

Лабораторная работа №24. «Измерение удельной теплоты плавления свинца». Инструктаж по технике безопасности.

январь

114

8

Лабораторная работа № 25. «Измерение теплоемкости свинца путем измерения работы, совершаемой при его нагревании». Инструктаж по технике безопасности.

январь

115

9

Лабораторная работа №26. «Сравнение молярных теплоемкостей металлов». Инструктаж по технике безопасности.

январь

116

10

Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики и его статистический смысл.

январь

117

11

Тепловые машины. Принцип действия тепловых машин. КПД теплового двигателя и пути его повышения.

январь

118

12

Решение задач по теме «Тепловые машины».

январь

119

13

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая и газовая турбины. Реактивные двигатели. Холодильные машины. Роль тепловых машин в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые машины и охрана природы.

февраль

120

14

Контрольная работа №3. «Молекулярная физика. Основы термодинамики».

февраль

121

1

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

февраль

122

2

Решение задач по теме «Закон Кулона».

февраль

123

3

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Электрическое поле точечного заряда. Однородное электрическое поле.

февраль

124-125

4-5

Решение задач по теме «Электрическое поле».

февраль

126

6

Поток напряженности электрического поля. Теорема Гаусса и ее применение для расчета электрических полей.

февраль

127

7

Опыты Иоффе и Милликена. Электрон.

февраль

128

8

Работа электрического поля при перемещении  зарядов.

февраль

129

9

Потенциал. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью.

февраль

130

10

Решение задач по теме «Потенциал и напряженность электрического поля».

февраль

131

11

Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора. Диэлектрическая проницаемость. Энергия электрического поля. Плотность энергии.

февраль

132-133

12-13

Решение задач по теме «Электроемкость».

март

134

14

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

март

135

15

Механизм поляризации диэлектриков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический эффект и его использование в технике.

март

136

1

Стационарное электрическое поле. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

март

137

2

Решение задач на расчет электрических цепей.  

март

138

3

Лабораторная работа №27. «Измерение удельного сопротивления проводника». Инструктаж по ТБ.

март

139

4

Электродвижущая сила. Закон Ома для неоднородного участка цепи и для полной цепи.

март

140

5

Решение задач по теме «Закон Ома».

март

141

6

Лабораторная работа №28. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Инструктаж по ТБ.

март

142

7

Лабораторная работа №29. «Измерение электрического сопротивления методами вольтметра и амперметра, омметра». Инструктаж по технике безопасности.

март

143

8

Правило Кирхгофа.

март

144

9

Расчет разветвленных электрических цепей. Шунты и добавочные сопротивления.

март

145

10

Лабораторная работа №30. «Измерение электрического сопротивления методом измерительного моста». Инструктаж по технике безопасности.

март

146

11

Работа и мощность тока.

март

147

12

Контрольная работа №4. «Электрическое поле. Законы постоянного тока».

март

148

1

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции.

март

149

2

Магнитный поток. Основное уравнение магнитостатики. Сила Ампера.

март

150

3

Решение задач на основное уравнение магнитостатики.

апрель

151

4

Лабораторная работа №31. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». Инструктаж по технике безопасности.

апрель

152

5

Принцип действия электроизмерительных приборов. Громкоговоритель.

апрель

153

6

Лабораторная работа №32. «Измерение рабочих параметров электромагнитного реле».  Инструктаж по технике безопасности.

апрель

154

7

Сила Лоренца. Движение электрических зарядов в электрическом и магнитном полях.

апрель

155

8

Решение задач по теме «Сила Лоренца».

апрель

156

9

Ускорители заряженных частиц. Масс-спектрограф.

апрель

157

10

Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации.

апрель

158

1

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции.

апрель

159

2

Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции».

апрель

160

3

Правило Ленца. Вихревое электрическое поле.

апрель

161

4

Лабораторная работа №33. «Изучение явления электромагнитной индукции».

апрель

162

5

Электродинамический микрофон. Электрогенератор постоянного тока.

апрель

163

6

Самоиндукция. Индуктивность. Влияние среды на индуктивность.

апрель

164-165

7-8

Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность».

апрель

166

9

Энергия магнитного поля. Плотность энергии магнитного поля.

апрель

167-168

10-11

Решение задач по теме «Энергия магнитного поля».

апрель

169

12

Относительность электрического и магнитного полей. Понятие об электромагнитном поле.

апрель

170

13

Обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция».

апрель

171

14

Контрольная работа №5. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

апрель

172

1

Электрический ток в металлах. Основные положения электронной теории проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике.

апрель

173

2

Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Решение задач по теме «Электрический ток в металлах».

апрель

174

3

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников и ее зависимость от температуры и освещения.

апрель

175

4

Собственная и примесная проводимость полупроводников. Термо- и фоторезисторы.

май

176

5

Лабораторная работа №34. «Обнаружение зависимости сопротивления полупроводникового фоторезистора и фотодиода от освещения». Инструктаж по ТБ.

май

177

6

Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод.

май

178

7

Лабораторная работа №35. «Изучение свойств полупроводникового диода». Инструктаж по ТБ.

май

179

8

Транзистор. Применение полупроводниковых приборов.

май

180

9

Лабораторная работа №36. «Измерение параметров транзистора». Инструктаж по ТБ.  

май

181

10

Электрический ток в вакууме. Электронная эмиссия. Двухэлектродная лампа. Вольтамперная характеристика диода. Электронные пучки и их свойства. Электронно-лучевая трубка.

май

182

11

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Определение заряда электрона. Применение электролиза в технике.  

май

183

12

Лабораторная работа №37. «Измерение заряда электрона». Инструктаж по ТБ.

май

184

13

Электрический ток в газах. Несамостоятельные и самостоятельные разряды в газах. Виды самостоятельного разряда (тлеющий, искровой, коронный, дуговой).

май

185

14

Техническое использование газового разряда. Понятия о плазме. МГД – генератор.

май

186

15

Контрольная работа №6. «Электрический ток в различных средах».

май

187-190

16-19

Обобщающие уроки

май

191-210

20-39

Физический практикум

май

№ п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Методы научного познания и физическая картина мира

6

2.

Механика

64

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

50

4.

Электродинамика

66

5

Обобщающие уроки

4

6

Физический практикум

20

10 класс (210 ч, 6 ч в неделю)

Методы научного познания и физическая картина мира (6 ч)

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика (64 ч)

Физические величины и их измерение

Методы измерения расстояний до небесных тел. Пространственные масштабы в природе. Методы измерения времени. Временные масштабы природных явлений.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Видимые движения планет в различных системах отсчета. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости тел. Классический закон сложения скоростей. Ускорение.

Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения.

Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движениях.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи механики.

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, центр тяжести. Движение планет. Определение масс небесных тел.

Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука.

Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

Силы трения.

Принцип относительности Галилея.

Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Устойчивость тел. Виды равновесия.

Вращательное движение твердых тел (6 ч)

Угловая скорость. Угловое ускорение. Основное уравнение динамики вращательного движения. Момент инерции. Использование вращательного движения в технике.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии в механических процессах. КПД механизмов и машин.

Зависимость давления жидкости от скорости ее течения. Движение тел в жидкостях и газах. Уравнение

Бернулли. Подъемная сила крыла самолета. Значение работ Н. Е. Жуковского в развитии авиации.

Значение работ К. Э. Циолковского и С, П. Королева для космонавтики. Освоение космического пространства. Орбиты космических аппаратов. Современные достижения космонавтики.

Вторая и третья космические скорости. Движение небесных тел Солнечной системы. Законы Кеплера.

Механические колебания и волны (8 ч)

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.

Превращения энергии при колебательном движении.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн.

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

• Землетрясения. Сейсмические волны.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение линейных размеров тел и расстояний.
  2. Изготовление маятников и измерение периода их колебаний.
  3. Наблюдение периодических процессов с помощью стробоскопа.
  4. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении и его скорости в конце наклонной плоскости.
  5. Измерение начальной скорости свободно падающего тела.
  6. Изучение расположения планет на плане Солнечной системы и условий их видимости.
  1. Изучение закона сложения сил.
  1. Измерение жесткости пружины.
  2. Измерение коэффициента трения скольжения.

  1. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
  2. Расчет и измерение времени ускоренного движения под действием постоянной силы.
  3. Изучение условий равновесия тел под действием нескольких сил.
  1. Определение центра тяжести плоских пластин.
  1. Изучение закона сохранения механической энергии.
  2. Расчет и измерение скорости шара и цилиндра, скатывающихся с наклонной плоскости.
  3. Измерение КПД простых механизмов и машин.
  4. Сравнение работы силы и изменения кинетической энергии тела.
  5. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Молекулярная физика (36 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Диффузия и броуновское движение. Взаимодействие атомов и молекул вещества. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.

Динамические и статистические закономерности. Вероятность события. Средние значения физических величин. Опыты Перрена.

Распределение как способ задания состояния системы. Распределение Максвелла. Опыт Штерна.

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль. Уравнение состояния идеального газа как следствие основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов и его частные случаи для постоянного значения температуры, объема и давления. Реальные газы.

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры.

Влажность воздуха. Точка росы. Психрометр. Гигрометр. Свойства жидкости. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Процессы конденсации и испарения в природе и технике. Сжижение газов.

Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.

Строение кристаллов. Анизотропия кристаллов. Полиморфизм. Монокристаллы и поликристаллы. Плотная упаковка частиц в кристаллах. Пространственная решетка. Элементарная ячейка. Симметрия кристаллов.

Дефекты в кристаллах. Образование кристаллов в природе и получение их в технике. Понятие о жидких кристаллах. Кристаллы и жизнь. Аморфные тела.

Деформация. Напряжение. Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Диаграмма растяжения. Создание материалов с необходимыми техническими свойствами.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение атмосферного давления.
  2. Измерение поверхностного натяжения жидкости.
  3. Измерение влажности воздуха.
  4. Измерение модуля упругости резины.
  5. Наблюдение роста кристалла из раствора.

Основы термодинамики (14 ч)

Термодинамический метод изучения физических процессов. Термодинамические параметры состояния тела. Внутренняя энергия тела.

Первый закон термодинамики.

Применение первого закона термодинамики к различным тепловым процессам. Адиабатный процесс. Теплоемкости при постоянном давлении и постоянном объеме.

Обратимые и необратимые процессы. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики и его статистический смысл.

Тепловые машины. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя и пути его повышения. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая и газовая турбины. Реактивные двигатели. Холодильные машины.

Роль тепловых машин в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые машины и охрана природы.

Фронтальные   лабораторные работы

  1. Измерение теплоемкости свинца путем измерения работы, совершаемой при его нагревании.
  2. Сравнение молярных теплоемкостей металлов.
  3. Измерение удельной теплоты плавления свинца.

Электродинамика (66 ч)

Закон сохранения электрического заряда. Закон

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Электрическое поле точечного заряда. Однородное электрическое поле. Поток напряженности электрического поля. Теорема Гаусса и ее применение для расчета электрических полей. Опыты Иоффе и Милликена. Электрон.

Работа электрического поля при перемещении зарядов. Потенциал. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью. Проводники в электрическом поле.

Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора. Диэлектрическая проницаемость. Энергия электрического поля. Плотность энергии. Диэлектрики в электрическом поле. Механизм поляризации диэлектриков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический эффект и его использование в технике.

Стационарное электрическое поле. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Электродвижущая сила. Закон Ома для неоднородного участка цепи и для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет разветвленных электрических цепей. Шунты и добавочные сопротивления.

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Основное уравнение магнитостатики. Сила Ампера. Принцип действия электроизмерительных приборов. Громкоговоритель.

Сила Лоренца. Движение электрических зарядов в электрическом и магнитном полях. Ускорители заряженных частиц. Масс-спектрограф. Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации.

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Электродинамический микрофон. Электрогенератор постоянного тока.

Самоиндукция. Индуктивность. Влияние среды на индуктивность. Энергия магнитного поля. Плотность энергии магнитного поля.

Относительность электрического и магнитного полей. Понятие об электромагнитном поле.

Электрический ток в металлах. Основные положения электронной теории проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников и ее зависимость от температуры и освещения. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Термо-и фоторезисторы. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов.

Электрический ток в вакууме. Электронная эмиссия. Двухэлектродная лампа. Вольт-амперная характеристика диода. Электронные пучки и их свойства. Электронно-лучевая трубка.

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Определение заряда электрона. Применение электролиза в технике.

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газах. Виды самостоятельного разряда (тлеющий, искровой, коронный, дуговой).

Техническое использование газового разряда. Понятие о плазме. МГД-генератор.

Фронтальные  лабораторные работы

  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  2. Измерение электрического сопротивления методами вольтметра и амперметра, омметра.
  3. Измерение электрического сопротивления методом измерительного моста.
  4. Измерение удельного сопротивления проводника.
  5. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
  6. Измерение рабочих параметров электромагнитного реле.
  7. Изучение явления электромагнитной индукции.
  8. Измерение заряда электрона.
  9. Обнаружение зависимости сопротивления полупроводникового фоторезистора и фотодиода от освещения.
  10. Изучение свойств полупроводникового диода.
  11. Измерение параметров транзистора.

Обобщающие уроки (4 ч) Физический практикум (20 ч)

Формы и средства контроля

  1. Тестирование
  2. Фронтальный опрос
  3. Решение физических задач
  4. Графические работы (рисунки,  схемы)
  5. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.  

Источники информации и средства обучения.

Учебник: Физика 10 А.А. Пинский, О.Ф. Кабардин. Москва «Просвещение» 2012.

Дидактические материалы

     2.           Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

3.           Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006

4           .Кирик Л.А.,Марон А.Е. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2006

   5.        Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики.  Москва «Просвещение»1993

  1. Используется сборник лабораторные работы по физике, 7-11 класс. Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа. МБУ «Научно-методический центр»  города Губкина Белгородской области. Губкин 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Алгебра 9 класс (углубленное изучение)

Рабочая прграмма по алгебре, 9 класс.  Учебник для кассов и школ с углубленным изучением математики Н.Я. Виленкин и др....

Рабочая программа по алгебре с углубленным изучением для 8 класса

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего...

Рабочая программа по английскому языку (углубленное изучение) 4 класс

Данная программа составлена на основе УМК « Английский язык « для 4 класса, авторы  И.Н. Верещагина, О.В. Притыкина, и является продолжением линии УМК « Английский язык» для 2-3 классов.Программа...

Рабочая программа по английскому языку (углубленное изучение) 10 класс

Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в п...

Рабочая программа по английскому языку (углубленное изучение) 11 класс

Учебно-методический комплект для XI класса школ с углублен­ным изучением английского языка, являясь логическим продолже­нием УМК-Х тех же авторов и той же серии, построен на тех же ме­тодических принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 8 КЛАССА (УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ), СТАРЛАЙТ 8

рабочая програма для 8 класса составлена для школ с углубленным изучением английского языка...