"Урок обучения учащихся 9-х классов формулированию цели своей деятельности"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Данный урок будет полезен всем учителям-предметникам, т.к. учит правильно формулировать цель своей деятельности на примере простых жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obucheniya-formulirovaniya-tseli-deyatelnosti-9kl.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ №1 с УИОП отдельных предметов.

Г. Фрязино Московской области.

Март.  2012-13 учебный год.

Шпилевская Татьяна Ивановна, учитель физики высшей квалификационной категории.

Уважаемые коллеги!

Введение в учебно-воспитательный процесс в образовательное учреждение Федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам в классах основного и среднего звена – реальность. Как построить урок в соответствии с новыми требованиями? Как научить наших воспитанников самому основному – формулированию сознательной цели своей деятельности? Предлагаю свой вариант проведения

УРОКА    ПО ОБУЧЕНИЮ  УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на примере рассмотрения обычных жизненных ситуаций.

Предлагаемую методику может использовать учитель, ведущий любой предмет, входящий в учебный план образовательного учреждения.

  1. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКА – УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ.
  2. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА  - 18 МАРТА 2013 ГОДА.
  3. СЦЕНАРИЙ УРОКА.

Этапы урока.

Учитель.

Учащиеся.

1.Мотивационный этап:

возникновение потребности в правильной формулировке цели деятельности.

1.Ребята, вы можете научиться чему-либо, развиться и изменить себя только через собственную деятельность.

Наша задача - научиться формулировать цель любой деятельности, которая порождена вашей личной потребностью.

1.А это связано с темой занятия элективного курса или с разбором заданий тестирования по физике?

2.Не только.

Рассмотрим ситуацию: вы посещаете занятия элективного курса «Механика: учимся решать задачи».

Зачем вы посещаете занятия элективного курса? С какой целью?

2. Ученик 1. Чтобы научиться решать задачи по механике, используя физические законы.

Ученик 2.Чтобы подготовиться к экзамену по физике.

3.Хорошо, запишите в тетради данные предложения.

3.Учащиеся записывают в тетрадях озвученные ими предложения.

2.Этап побуждения учащихся к правильной формулировке цели деятельности.

4. Итак, любая деятельность должна начинаться с формулирования цели.  Были названы две причины посещения вами элективного курса. Повторим.  Какова 1-я причина? Вторая причина?

4. Учащиеся повторяют сказанное Учениками 1 и 2.

5.Выработаем правило, в соответствии с которым  в дальнейшем будем формулировать цели своей деятельности.

Видим, что рассматриваемая ситуация преследует две цели (см  п. 2 Учащиеся).

 Выделите общее в структуре целей разных деятельностей.

5.Ученик 1 и Ученик 2:

 обе формулировки содержат глаголы: решать, подготовиться.

6.Для чего  вам необходимо лучше решать задачи и хорошо подготовиться к экзамену?  В 2-х указанных формулировках не указан конечный продукт деятельностей.

Что является конечным продуктом деятельности на занятиях элективного курса?

6. Ученик 3. Прочные знания по разделу «Механика».

7.Правильно. Конечный продукт – знания.

А каковы свойства этого продукта?

7.Ученик 4. Прочные знания по разделу «Механика».

8.Верно. Слова прочные  и по разделу «Механика» определяют свойства конечного продукта.

А теперь попробуйте сформулировать правило, в соответствии с которым нужно сформулировать цели деятельности.

8.Ученик 5. Формулировка должна начинаться с глагола, а затем надо указать конечный продукт и его свойства.

9.Так, а любой глагол нужно использовать?

9.Ученик 6. Нет, только тот, который заставляет получить конечный продукт.

10.Наверно, лучше сказать не заставляет, а побуждает получить конечный продукт. Верно?

10.Учащиеся согласились с данным уточнением.

11.Проговорите про себя правило формулировки цели деятельности, проговорите его вслух, каждый поочередно, работая  в парах.

11. Учащиеся выполняют задания учителя.

12.Итак,  запишем правило  формулировки цели деятельности для вашей ситуации.

12.Учащиеся записывают в тетрадях: «Я посещаю элективный курс с целью получения прочных знаний  по разделу «Механика»»

13.Каково правило формулировки цели деятельности применительно к любой ситуации?

13.Формулировка цели деятельности должна начинаться с глагола, побуждающего его к определенному виду деятельности, после чего надо указать конечный продукт и его свойства.

14.Хорошо,  примените это правило к вашей ситуации с учетом  уточнений, предложенных в п.10.

14.Учащиеся пишут в тетрадях: «Получение прочных знаний по разделу по разделу «Механика»».

3.Этап побуждения учащихся к составлению порядка действий по правильному формулированию цели деятельности.

15.Укажите, какие действия  нужно выполнить, чтобы правильно сформулировать цель деятельности?

Я записываю на доске порядок действий 1—ой пары:

1-назвать конечный продукт и его свойства;

2-подобрать глагол, побуждающий к созданию этого конечного продукта;

3-построить предложение, начинающееся с глагола.

15.Учащиеся самостоятельно, работая в парах, проговаривают (6 пар по 2 ученика) и записывают в тетрадях действия по формулировке цели деятельности.

Если, необходимо, то вносят коррективы в свои записи.

Из 6-ти пар 4 пары указали правильный порядок действий и сами действия.

16.Итак, чтобы правильно сформулировать цель, нужно выполнить  3 действия. Какие? Повторите, пожалуйста.

16. Учащиеся одной из пар зачитывают правильную формулировку цели деятельности:

1-назвать конечный продукт и его свойства;

2-подобрать глагол, побуждающий к созданию этого конечного продукта;

3-построить предложение, начинающееся с  глагола.

4.Этап побуждения учащихся к многократному исполнению  деятельности по правильному формулированию цели деятельности.

17. Ребята, теперь применим  правило формулировки цели деятельности к конкретным  ситуациям.  По-прежнему работаем в парах. Каждая пара получает задание, рассматривает  конкретную  ситуацию.  Результаты своей деятельности  записываете в предложенную таблицу.

17. Каждая пара на карточках получает описание предложенной ситуации, обсуждает  результаты своей работы.

   Ситуация.

Формулировка цели деятельности в данной ситуации.

Конечный продукт и его свойства.

Глагол.

Формулировка цели.

1 пара.

Ваш класс дежурит

в столовой.

Своевременное питание учащихся школы.

Организовать.

Организовать своевременное питание учащихся школы.

2 пара.

Вы посещаете изостудию.

3 пара.

Вы делаете уборку в квартире.

4 пара.

Вы сдаете экзамен за курс основной школы.

5 пара.

В получили «2» за четверть по физике.

6 пара.

Учитель попросил вас принести классный журнал из учительской.

БУДУ РАДА, ЕСЛИ КОМУ-ТО МОЙ ОПЫТ ПРИГОДИТСЯ.

Здоровья всем и творческих успехов.     Т.И. Шпилевская.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6-м классе "умножение целых чисел"

Предложенный урок для учащихся 6-го класса по теме: «Умножение целых чисел» предполагает самостоятельный поиск учащимися умножения целых отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Тип урока – уро...

Урок алгебры в 9 классе:"Решение целых неравенств с одной переменной"

Данный ресурс содержит разработку и презентацию урока закрепления, применения и контроля  знаний по теме "Решение целых неравенств с одной переменной"...

презентация к уроку обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты. В городе Звуков и букв дети работают со звуками и буквами, затем в городе Слов- со словами, в городе Предложений составляют предложения, а в городе ...

Урок математики в 6 классе «Сравнение целых чисел»

Урок открытия новых знаний.Цель урока:    формирование  навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками....

Формулирование целей профессиональной деятельности, связанных с образованием обучающихся

Формулирование целей профессиональной деятельности, связанных с образованием обучающихся...

"Активные методы обучения на уроках истории в 7 классах (на примерах практической деятельности)

В статье рассматриваются современные методы обучения, а именно активные, как методы устранения школьной неупеваемости, а также налаживания коммуникативных навыков, критической мышления и реализации си...