Урок математики в 6 классе «Сравнение целых чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс)

Иванова Олеся Викторовна

Урок открытия новых знаний.

Цель урока:    формирование  навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sravnenie_tselyh_chisel.docx266.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:          урок открытия новых знаний

Предмет:         математика

Авторы учебника:  Никольский

Класс: 6

Учитель:  Иванова О.В.

Тема урока:  «Сравнение целых  чисел»

Цель урока:    формирование  навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока:   сформировать  навыки сравнения чисел с разными знаками.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сравнения отрицательных чисел  и чисел с разными знаками
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить правила по данной теме;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Вид урока: урок-игра «Путешествие на планету положительных и отрицательных чисел»

Формы работы учащихся: Фронтальная, в паре, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для  практической работы, магнитная доска, листы самооценки, «золото» в сундучке.

Ход урока:

I. Организационный этап             (5мин)

Вступительное слово  учителя:  (1 слайд)

Здравствуйте ребята, я получила приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода, который проходит сегодня на планете «Отрицательных и положительных чисел». Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль.     C:\Users\Олеся\Desktop\эмоц. настрой\img2 (1).jpg

(2 слайд)

  •          На каком из них мы совершим своё путешествие – предстоит выбрать вам самим: 1 корабль « -3 + 2», 2 корабль « -287 > -300», 3 – «-3 * 2».

 (Выбирают корабль)

  • какое действие с целыми числами вам знакомо? ( Сравнение)
  • Попробуйте сформулировать тему нашего урока?  (Сравнение положительных и отрицательных чисел).
  • значит чем мы будем заниматься во время путешествия? А можете ли вы утверждать, что данная запись « -287 > -300» верна?

(Сравнивать положительные и отрицательные числа;    нет)

  •  можете ли вы с помощью координатной прямой узнать, какое число из них расположено левее, а какое правее?  (Это не возможно. Нужно найти правило, которое нам поможет)
  • что мы должны для этого сделать?

(Повторить, какие числа относят к положительным, отрицательным; какие числа называют противоположными;  как расположены числа на координатном луче; повторить, как сравнить числа с помощью координатного луча).

  • Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? (Найти правило, которое нам поможет сравнить числа с разными знаками)
  • итак цель нашего увлекательного путешествия:  (3 слайд)

           

Научиться сравнивать числа с разными знаками

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:  (текст на мультимедийной доске)                                                                                                             Я хороший,

Я всё знаю,

Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,

У меня всё получится.

- необходимо перед полетом проверит готовность нашего экипажа. Проведем экзамен на готовность к полету.

- Возьмите маршрутные карты экипажа, после каждого испытания оцените себя и своего товарища, в конце путешествия мы посмотрим, кто как оценил свою работу, и совпадет ли оценка с оценкой вашего друга.

 (Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки).

 - оцените себя по  1 пункту в листе самооценки (Оценивают себя)

2.  Актуализация знаний.   (Слайд 4)   

Устно:

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы:

 -234, 35, 0, 12, -5, -17, 1, -1, 23, -500, 499, -35

  • Перечислите положительные числа
  • Перечислите отрицательные числа
  • Назовите пары противоположных чисел
  • Назовите какое из данных пар чисел правее, левее т.е. больше, меньше: -7 и 12,

-10 и -4, 0 и 15, -13 и 0,  21 и -17

 (Отвечают на вопросы).

- оцените в маршрутных картах вашу готовность к полету:

           Все верно называл «2б»

           Были небольшие затруднения  «1б»

           Многое непонятно  «0б»

Думаю, что к полету вы готовы. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету «Отрицательных и положительных чисел». (5 слайд)

Внимание, с планеты поступил сигнал SOS:  «пиратами похищен магистр отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите».  Поможем? (да)

Решено! Корабль меняет курс к планете пиратов. Экипажу быть в полной боевой готовности.

Внимание. Справа по курсу планета «Ветряных мельниц». (6 слайд) Пираты побывали здесь, они испортили механизм мельниц. Жители планеты просят, чтобы мы им помогли исправить поломку. Возьмите по 1 сломанному механизму:

(Выполняют задания на  карточке, проговаривают ответы вслух)

Проверим ваши решения.  (7 слайд)

Оцените в маршрутных картах ваш результат:                

все верно выполнил «2б»

1 ошибка -  «1б»

2 ошибки -   «0б»

        Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Продолжаем наш полёт. Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе, мы пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия.  (8слайд)

- определите, какое созвездие повстречалось на нашем пути.

(Срывают звезды с заданиями, расшифровывают название созвездия (волк))

(работа в паре) 1 звезда: записать числа -4, 0,11,-3  в порядке возрастания. Варианты ответа: а) 0, -3,-4,11          б) 11,0,-3,-4      в) -4,-3,0,11.

А)

Б)

В)

л

к

в

        

2 звезда: какие из точек расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчета: А(-5), В(15), С(10), Е(5), К(9), Д(-18)

А и Е

А и К

В и Д

о

е

а

3 звезда: выбрать наибольшее и наименьшее число:

 а) -16,  б) -33  в) -43   г) -11

В) и г)

Г) и в)

А) и б)

В

Л

К

4 звезда: сравни числа:    а) -5 и 5    б)  0 и -10       в)-1236 и 2056

                

К

М

В

<, >, <

<, <,<

=, >, >

Получилось созвездие южного полушария -  «ВОЛК»(9-10 слайд)

Оцените себя:                

Участвовал в работе – 1б

Не участвовал в работе – 0б

Удобно ли сравнивать такие числа с помощью координатной прямой? Как же разрешить нам эту проблему? (Оценивают себя)

3. Планирование действий по достижению цели. (Фронтальная работа)

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  

Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

(Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…)

- Т.е. найти правила, которые нам помогут без труда сравнить любые числа (Можно найти в учебнике, в интернете)

4. Изучение нового материала  (сам.работа, работа в паре)

Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сравнения чисел с разными знаками.

- Просмотрите слайд-лекцию, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы;  

(11 слайд) (Выполняют  работу в парах, делают выводы в печатных тетрадях)

-  попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками.

- Поработайте в паре, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры, проверьте правильность решения. (Работают в паре, сравнивают формулировки,  решают примеры товарища, оценивают)

- Поставьте баллы в лист самооценки:

Все верно называл «2б»

Были небольшие затруднения  «1б»

Многое непонятно  «0б»

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

(написано на доске)        

Давайте вернемся к заданию на звезде: сравнить числа  -1236 и 2056 ,   проговорить правила, приводя примеры на доске:

А) -1236 и 2056

Б) -12 и -105

В) -1005 и 0

Г) 125 и 0

(проговаривают правило (отрицательное число всегда меньше положительного т.к. оно лежит левее),   решают неравенство)

Внимание экипажу! Впереди по курсу Планета «Горы Мозгодрома», совершаем посадку для разведки.  (12 слайд)

Задача экипажу: необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов «Пиратские острова». Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности:

1). Чтобы подняться в гору нужно как следует размяться. 

(физкультминутка

  • я читаю утверждение, если оно верное – 3 прыжка,

если неверное – 2 приседания:

5 – положительное число, -(-3) – отрицательное число,  а и –а – противоположные числа, |-25|=-25

  • если число принадлежит промежутку от -3 до 5 , то руки вверх, если нет – то руки в стороны….

            Числа:  2, -4;  0, 6; 3…. 

          А теперь прогнулись и друг другу улыбнулись. Продолжим наше путешествие?                         Прошу всех сесть на своё место.

2).Поднимаемся медленно в гору, на пути огромные глыбы камней, мимо них не пройти, не обойти, будем преодолевать препятствия.

(работа у доски)  сравнить числа № 238, 239, 241

3).Итак,  мы на вершине!  Не забывайте про самооценку. (Выставляют баллы).

                                             

                                               Сделал все примеры сам- 2б

                                               Сделал больше половины сам- 1б

                                                         Сделал меньше половины сам- 0б

6. Закрепление полученных знаний.  (13 слайд)

                Внимание! Мы подлетаем к планете «Пиратские острова». Угадайте, кого уважают пираты? Храбрых? Нет! Ловких?  Нет! Больше всего они любят математику и математиков, ведь без математиков они не смогли бы сосчитать сокровища. Пираты согласились отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, чтобы мы выполнили их задания, а ещё они пообещали дать придачу немного золота.

- Работа с тестом на ноутбуках вариант 19.1,   вариант 19.2 

( Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку).

- оцените себя:        10-11 баллов оценка «5»

                                 8 – 9 баллов   оценка  «4»

                                 5– 7  баллов  оценка   «3»

                                 0 – 4 баллов  оценка  «2»

Молодцы! Вы справились с заданием, пираты согласились отпустить магистра  благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости.

- А вот и обещанный сундучок  (конфеты в сундучке)

- магистр спасен, миссия выполнена, пора возвращаться домой.

Прошу занять свои места, корабль держит курс на планету «Земля».

(14 слайд)

- полет прошел нормально. Посадка прошла успешно. Вот мы с вами и дома!

- Владимир Мономах сказал такие слова: «Что умеете хорошего, то не забывайте, чего не умеете – учитесь…» (15 слайд)

- относятся ли эти слова к нашей теме урока: сравнение целых чисел? ( Да, если научились сравнивать числа с разными знаками – не забывайте, если что-то не усвоили – учитесь, разбирайтесь.)

7. итог урока (16 слайд)

 -  понравилось путешествие?

-  какую цель мы поставили в начале путешествия? (Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правила)

- достигли ли вы этой цели? (Да)

- закончите предложение:   «Я знаю по теме…»  (что числа можно сравнить с помощью координатной прямой и без неё (с помощью правила)

                     «Я знаю, что любое положительное число…..» 

(больше отрицательного;  больше нуля)

                                   « Я знаю, что нуль больше….» ( любого отрицательного числа)

                   «Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..»

(которое стоит левее)

                                          «я умею по теме..» 

(сравнить числа с разными знаками, с одинаковым знаком, с нулём)

8. Домашнее задание.  (16 слайд)

Вы можете записать  домашнее задание на выбор:

п.2.3 (стр. 50) выучить правила

1) стр. 51, № 240, 242  (на оценку «3»)

2) стр.51, № 240, 242 и тест  (на оценку «4»)


3)  придумать творческое задание по теме (тест, сказка, игра и т.д.).  (на оценку «5»).


9. Рефлексия.

                 В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем  вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполняйте свою голову математикой,

пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь

во всей вашей работе.

(М.И. Калинин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике 5 класс "Сравнение дробей".

Данный урок приурочен к  70-ти летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады....

Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа

В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...

Технологическая карта урока математики на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс)

Технологическая карта  урока   математики  на тему " Сравнение десятичных дробей"( 5 класс). Место урока в теме :  « Сравнение десятичных дробей»Тип урока : урок отк...

Разработка урока по математике 6 класс "Сравнение чисел".

Дәреслек авторы:  Н. Я.Виленкин. Җиһазлау: интерактив такта, компьютер, презентация Power Point, демонстрация термометры, мэнэджмэт....

Конспект урока математики по теме "Сравнение натуральных чисел" 5 класс

Конспект урока математики по теме "Сравнение натуральных чисел" 5 класс...

Урок математики 6 класс "Сравнение целых чисел"

Тип урока: Урок закрепления новых знаний.Цель урока: создание условий учащимся для формирования  навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, воспитания познавательного ин...