Урок физики по теме "Строение атома" в 8 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Беседина Антонина Николаевна
Из воспоминаний Резерфорда: Это было, пожалуй, самым невероятным событием, которое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было столь же неправдоподобным, как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги пятнадцатидюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил бы в вас! Таким образом, Резерфорд предложил ядерную модель атома: В центре находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся электроны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики 8 класс

Тема: Строение атома.

Цели : познакомить учащихся с планетарной моделью атома ;

           формировать умение объяснять процесс электризации тел;

            развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

Оборудование: палочки эбонитовая и стеклянная , шары воздушные, электроскоп, гильза на нити.

 

                                  Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

А) Беседа по вопросам.

1.Что означает выражение: тело наэлектризовано?

2. Какие виды зарядов существуют и как они взаимодействуют?

3. Для чего применяется электроскоп?

4. Как он устроен? Объясните принцип его действия.(показ).

5. Отмечается ли пространство, окружающее электрически заряженное тело от обычного пространства?

6. Что называется электрической силой?

7. Можно электрический заряд разделить на части? Какой заряд считается самым маленьким?

8. Кем был обнаружен этот элементарный заряд?

9. Как называется частица, имеющая элементарный заряд?

Б) Работа в парах (экспериментальные  задания)

1. Наэлектризовать стеклянную палочку о мех и поднести к гильзе, висящей на нити. Объяснить явление.

2. Опыт с шарами. Потереть шары и повесить на стену. Объяснить.

3. Зарядить электроскоп и прикоснуться рукой. Объяснить.

В) Работа с тестами.

                                                В - 1

1. Стекло при трении  о шелк заряжается…

   а) +                      б) –

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

   а) +                      б) –

3. Три пары легких шариков подвешены  на нитях. Какая пара шаров…

    1) не заряжена                           а)   б)   в)

    2) заряжена одноименно          а)   б)   в)

А)________                   б)________                    в)   _________

  1. Какой заряд имеет маленький шар?

                         

5. Будут ли взаимодействовать между собой наэлектризованные тела в космическом пространстве, где нет воздуха?

       1) да                 2) нет

                                                В – 2

1. Если эбонит потереть о мех и прикоснуться им к некоторому телу, то оно зарядится…

       1) +                     2) –

2. К стеклянной палочке А, потертой о шелк, подносят палочку Б, и палочка А приходит в движение. Какой заряд имеет палочка Б?

               1) +                     2) –

  1. На рисунке изображены три пары шариков. Какая пара:

А) имеет разноименные заряды    1)    2)    3)

Б) одноименные заряды                 1)    2)    3)

  1. при удалении от заряженного тела электрическое поле…
  1. ослабевает
  2. сильнее

     5. К шарику, подвешенному на нити, подносят положительно заряженную палочку, и шарик притягивается к ней. Заряжен ли шарик?

        1) заряжен « - » зарядом

        2) заряжен «+» зарядом

        3) может быть не заряженным или иметь отрицательный заряд

   III. Объяснение нового материала.

При электризации тела получают + и – заряды. Наименьший отрицательный заряд имеет электрон. А где же находится этот электрон? Что мы знаем о строении вещества? Сегодня мы и выясним как же устроен атом.

  1. Сообщение темы урока.

Историческая справка: В 1903-1904 г. Английский ученый Д. Томпсон  выдвинул гипотезу о том, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель «булочкой с изюмом».

Другая модель: ее называют планетарной или ядерной – была предложена в 1911г. Английским ученым Э.Резерфордом и была им экспериментально обоснована.

  1. Презентация «Э.Резерфорд»( представляет ученик)
  2. Опыт Резерфорда.(таблица)

Из воспоминаний Резерфорда: Это было, пожалуй, самым невероятным событием, которое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было столь же неправдоподобным, как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги пятнадцатидюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил бы в вас!

Таким образом, Резерфорд предложил ядерную модель атома:

В центре находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся электроны.

Показ моделей атомов водорода и гелия.          

Атомы различных элементов отличаются друг от друга числом электронов, движущихся вокруг ядер.

-Почему электроны не падают на ядро? –Они движутся с очень большими скоростями-1000000м/с.(Земля движется вокруг Солнца со скоростью 29800м/с)

Атом в обычном состоянии не заряжен (электрически нейтрален).Это значит, что отрицательный заряд всех электронов равен заряду ядра. Ядро заряжено положительно, следовательно, в ядре есть положительно заряженные частицы. Действительно, в 1919г. Резерфорд опытным путем установил, что ядро-сложное образование, содержащее положительно заряженные частицы- протоны. А в 1932г. Д.Чедвик (английский ученый, ученик Резерфорда) обнаружил в ядрах частицы, похожие на протоны, но не имеющие заряда. Эти частицы назвали нейтронами.

         Масса электрона -9,109·10¯³¹кг

         Масса протона -1,6726·10¯²¹кг

         Масса нейтрона -1,6749·10¯²¹кг

Таким образом, строение атома таково: в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг него движутся электроны.

  1. Работа с учебником.

Стр.69 рис.39.зарисовать в тетрадях модели атомов.

Ответить на вопросы: Что представляет собой атом водорода?

Охарактеризуйте атомы гелия и лития.

Почему модель атома называют планетарной?( похожа на Солнечную систему)

    Находясь под впечатлением удивительных открытий физиков, В.Брюсов писал:

           Быть может эти электроны-

           Миры, где пять материков,

           Искусства, знанья, войны, троны

           И память сорока веков!

           Еще, быть может, каждый атом-

           Вселенная, где сто планет;

           Там все, что здесь, в объеме сжатом,

           Но также то, чего здесь нет.

Хотя атомы различных элементов отличаются числом электронов, движущихся вокруг ядра, но основной характеристикой любого химического элемента является не число электронов, а заряд ядра .Электроны могут отрываться от атомов или присоединяться лишние. А заряд ядра изменить очень трудно, если он меняется, то получается другой химический элемент.

   - Если атом потерял один или несколько электронов, какой у него будет теперь заряд?- Атом превращается в положительный ион.

   - Если атом присоединяет себе лишний электрон, то он превращается в отрицательный ион.

Таким образом, свои знания о строении вещества мы можем расширить.

                 Схема строения вещества

4.Закрепление изученного материала

      А) Вопросы для обсуждения

1.На каком основании из опытов Резерфорда был сделан вывод, что в атомах есть пустоты- места, не заполненные частицами вещества?

2. Как объяснить тот факт, что часть ά-частиц испытала небольшое отклонение при прохождении через пластину?

3. Почему некоторые ά-частицы при столкновении с фольгой отбрасывались назад?

4.Из каких частиц состоит ядро?

5.Почему атом в целом электрически нейтрален?

6.Атом лития потерял один  электрон. Как называется образовавшаяся частица?

7.Как образуется отрицательный ион?

Б)Качественные задачи.

Лукашик.№976, 978, 979, 983, 984, 985, 986, 992.

В)Самостоятельная работа с тестами.(проверка с места)

 1. В центре ядра находится….

2.Ядро состоит из……………….и……….

3.Вокруг ядра движутся……………….,они имеют заряд…………

4.Протоны имеют………………..заряд, нейтроны………….

5.Атомы различных химических элементов отличаются друг от друга…………………………………………………

6.Атом, потерявший один или несколько электронов, называется……………

7.Атом, присоединивший один или несколько электронов, называется…………………………..

8.В ядре атома натрия 23 частицы, из которых 12 нейтронов и……………………………….

9.Главной характеристикой химического элемента является число……………………в ядре.

5. Рефлексия.

 6.Итоги урока

Что мы узнали на уроке? Какова структура вещества?

7.Домашнее задание

§30, Упр11 с.69. Подготовить сообщения о полезной и вредной роли электризации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Первый урок физики в 7-ом классе «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»

Урок познакомит обучающихся с новым предметом , сформирует представление о физике как науки о природе, понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи, определит  место физики как науки в...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...