элективный курс "Решение задач с помощью электронной таблицы"
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Спецификой данного курса является исследование величин входящих в решение задачи. Для этого необходимо создать табличную модель и получить большое количество результатов при пошагово изменяющемся наборе входящих величин.

В качестве среды моделирования будет использована EXCEL

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_10.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.

Г. Лейбниц

Пояснительная записка.

Курс рассчитан на 34 ч, в неделю 1 ч.

При решении задач на уроках физики целью работы является получение некоторой формулы и численного ответа. Большинство учащихся не видят за полученным математическим выражением взаимосвязанных физических явлений.

Спецификой данного курса является исследование величин входящих в решение задачи. Для этого необходимо создать табличную модель и получить большое количество результатов при пошагово изменяющемся наборе входящих величин.

В качестве среды моделирования будет использована EXCEL. Одним из основных достоинств электронной таблицы является наличие мощного аппарата формул и функций, имеется возможность обрабатывать отдельные строки, столбцы, блоки ячеек. Электронные таблицы являются примером табличной формы моделирования, которая нашла широкое применение при решении практических задач. Изучение технологии решения задач по самостоятельно создаваемой математической модели - основное назначение этого курса.

Построенная в  электронной таблице модель решения физической задачи, дает возможность быстро изменять данные и получать результаты. Можно весьма наглядно увидеть, как меняются значения искомых параметров при изменении входящих величин. Подставляя в качестве входных параметров реальные значения (взятые из справочников) можно проверить адекватность полученной модели.

Цель:
Развитие абстрактного мышления учащихся с помощью составления математических моделей задач по физике

Задачи:

Развитие  навыков математического моделирования.
Научить использовать возможности табличного процессора при решении задач.

Подготовка учеников к учебе в высших учебных заведениях.

Формы контроля

Зачет по итогам первого полугодия в форме самостоятельной работы        1

Зачет в конце курса в форме презентации индивидуального проекта        1


Учебно-тематический план

Наименование темы

Общее число часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1

Введение

1

1

1

Изучение электронной таблицы

3

1

2

2

Построение модели а электронной таблице

1

1

3

Решение задач

25

0

25

4

Индивидуальный проект

4

2

2

Итого

34

4

30


Содержание курса

Тема 1. Введение

Рассказывается о цели и задачах курса, формах организации занятий.

Тема 2. Изучение электронной таблицы. 

Изучается электронная таблица Excel. Заполнение ячеек при помощи формул, правила записи формул, копирование формул, формат ячеек, использование математических и логических функций. Изучение построено в форме лабораторных работ.

Тема 3. Построение модели в электронной таблице.

Рассматривается построение модели решения задачи на примере решения задачи о движении тела брошенного под углом к горизонту.

Тема 4. Решение задач.

Совместными усилиями решаются задачи из школьного задачника.

Тема 5. Индивидуальный проект.

Обучаемые самостоятельно строят модель решения предложенной задачи, делают ее описание и защищают свой проект.


Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся по данному курсу

Знать:

  • этапы моделирования физической задачи
  •  метод подбора при решении задач в электронной таблице

Уметь:

  • формулировать задачу
  • решать задачу в общем виде
  • строить информационно-математическую модель физической задачи
  •  решать задачи в электронной таблице
  •  анализировать полученные результаты

Учебно-методическое обеспечение

  1. Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 9-11 кл. :Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997
  2. Компьютерный класс
  3.  MS Excel

Литература

  1. Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 9-11 кл. :Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997
  2. И. Семакин и др. Информатика М. Лаборатория Базовых Знаний 2001

Сведения об авторе

Мальгина Галина Васильевна

Учитель физики МОУ №13 Г. Сургута.

Квалификационная категория – вторая.

Стаж работы – 11 лет

Домашний адрес: Геологическая 21-14


Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

дата

Кол-во часов

Основные понятия

Формы работы

1

Введение

1

Аналитический метод решения задач, метод подбора значений, моделирование

Лекция

2-4

Изучение  электронной таблицы.

3

Заполнение ячеек при помощи формул, формат ячейки, адрес ячейки, копирование формул, функции.

Лекции, лабораторная работа

5

Пример модели решения задачи

1

Задача о движении тела брошенного под углом к горизонту

Комбинированный урок

6

Задача об обгоне автобуса

1

Относительность скорости и перемещения.

Лабораторная работа.

7

Задача о движении катера по течению и против.

1

Относительность скорости

Лабораторная работа

8

Задача о движении лодки перпендикулярно течению

1

Относительность скорости и перемещения

Лабораторная работа

9

Задача на нахождение тормозного пути

1

Сила трения, 2 закон Ньютона

Лабораторная работа

10

Задача о движении санок с горы

1

Сила трения, 2 закон Ньютона

Лабораторная работа

11

Задача о движении автомобиля в гору

1

Сила трения, 2 закон Ньютона

Лабораторная работа

12

Задача о вращении тела на веревке

1

Центростремительное ускорение, 2 закон Ньютона

Лабораторная работа

13

Задача о движении осколков разорвавшегося снаряда

1

Закон сохранения импульса

Лабораторная работа

14

Задача о падении с лестницы

1

Движение под действием нескольких сил

Лабораторная работа

15

Задача о движении связанных тел

1

2 закон Ньютона, Движение под действием нескольких сил

Лабораторная работа

16

Задача о взаимодействии 2 тел

1

Закон сохрё1анения энергии и импульса

Лабораторная работа

17

Зачет

1

Самостоятельное решение предложенной задачи

Самостоятельная работа

18

Задача о выстреле из «пружинного» пистолета

1

Потенциальная энергия сжатой пружины, закон сохранения энергии

Лабораторная работа

19

Задача о колебании груза на пружине

1

Период колебания маятника, закон сохранения энергии

Лабораторная работа

20

Задача на основное уравнение МКТ

1

Основное уравнение МКТ

Лабораторная работа

21

Задача на уравнение состояния газа

1

Уравнение Менделеева-Клапейрона

Лабораторная работа

22-23

Задача на изопроцессы в газах

2

Закон Бойля-Мариотто, Гей-Люссака, Шарля

Лабораторная работа

24-26

Задача на уравнение теплового баланса

3

Энергия нагревания, испарения, плавления, уравнение теплового баланса

Лабораторная работа

27

Задача на КПД нагревателя.

1

КПД, энергия нагревания, испарения, плавления, уравнение теплового баланса

Лабораторная работа

28

Задача на закон Кулона

1

Сила Кулона, 2 закон Ньютона.

Лабораторная работа

29

Задача на нахождение напряженности поля

1

Напряженность поля точечного заряда, принцип суперпозиции

Лабораторная работа

30

Задача о нахождении емкости плоского конденсатора

1

Емкость плоского конденсатора

Лабораторная работа

31-32

Индивидуальный проект

2

Самостоятельный выбор задачи, построение и полное описание модели

Лабораторная работа

33-34

Защита проектов

2

Демонстрация модели и коллективное обсуждение

Конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Решение алгоритмических задач с помощью электронных таблиц

Данный материал включает в себя  конспект урока, презентацию к уроку и дневник урока....

Урок по теме "Решение экономических задач с помощью электронных таблиц" "

Урок проводится в профильном информационно-технологическом  11 классе при изучении темы "Электронные таблицы"В ходе урока выполняются задачи:Развитие экономической и информационной компетентности...

План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"

Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...

Урок информатики "Решение практических задач с помощью электронных таблиц"

Цель урока:обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;развивающая –- выбирать программное обеспечен...

Урок по теме «Решение задач с помощью электронных таблиц».

Конспект урока по теме Электронные таблицы...

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике.

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике....