открытый урок по физике в 8 классе "Постоянные магниты"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Вашему вниманию представлен урок по теме: «Постоянные магниты», в 8 классе общеобразовательной школы. Использовался учебник «Физика - 8», авторы учебника Пёрышкин А.В. Этот урок является первым уроком в разделе «Электромагнитные явления». Содержание материала даёт возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих разделов физики: «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные волны». Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню. Данный урок является уроком изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Постоянные магниты»

Автор: Кучкова Елена Николаевна.

Учитель физики первой категории.

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7 им. О. Казанского Ростовской области.

Вашему вниманию представлен урок по теме: «Постоянные магниты»,  в 8 классе общеобразовательной школы. Использовался учебник  «Физика - 8», авторы учебника Пёрышкин А.В. Этот урок является первым уроком в разделе «Электромагнитные явления».   Содержание материала даёт возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих разделов физики: «Электромагнитная индукция», «Электромагнитные волны». Содержание отобранного  материала соответствует базовому уровню. Данный урок является уроком изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)

Цели урока:

1.     Создать условия, пробуждающие учащихся к самообразовательной активности, для этого основным методом обучения был проблемный метод (проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций)

2.     Направить изучения материала не только на поиск знаний в «чистом» виде, но и на овладении навыками исследовательской деятельности, добывать эти знания.

3.     Создать условия на формирование компетентности учащихся, т.е. умение применит свои знания в новой ситуации. Для решения этих условий использовался демонстрационный эксперимент, практическая работа учащихся.

4.     Обеспечить эмоциональную поддержку и обстановку психологического комфорта, для этого я использовала работу в парах.      

Задачи урока:

Личностные. Создать условия для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимости изучаемого материала,  в необходимости разумного использования достижений науки и техники.    

Метапредметные.  Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса и творческих способностей на основе физического эксперимента; формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира.

Предметные. Дать понятие  постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; выяснить применение магнитов в жизни и технике; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.

Формы организации познавательной деятельности  на уроке: фронтальная работа, работа в парах и индивидуальная работа.

Оборудование:

Для демонстраций: 2 тележки с магнитами, полосовой и подковообразный магнит, магнитная стрелка, презентация (приложение 2), компьютер, проектор, экран

Для работы в парах: на каждый стол набор оборудования (2 полосовых магнита, компас, металлические опилки, тела разной степени намагниченности, природный магнит, светоотражающие браслеты), информационная карта (приложение 1)

Конспект урока.

  1.  Организационный момент.

Создание благоприятного микроклимата в классе для эффективной работы.

Чтобы наше занятие  прошло интересно, позитивно и познавательно для всех,  в начале, предлагаю выбрать учащимся браслет красного или синего цвета, который лежит у них на парте.

  1.  Актуализация знаний учащихся. Слайд 1(приложение 2)

Как многообразен и интересен мир. Сколько загадок таится в нём. Посмотрите, пожалуйста, на стол, на столе две тележки. Я привожу в   движение тележку, и, обратите внимание, другая тоже начинает двигаться. Причем, в первом  случае отталкивается, а в другом случае — притягивается.  Как вы думаете, почему?   

Учащиеся: Магниты.

Наша задача сегодня выяснить, почему вторая машинка движется именно так, а не по-другому. (выяснить как взаимодействуют магниты)

Как вы думаете, почему ваши браслеты окрашены в синий или красный цвет?

Прошу вас открыть коробок с оборудованием и найти там предмет, который окрашен в цвета ваших браслетов.

Что это за предмет?

Учащиеся: Магнит.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Учащиеся: О магнитах их свойствах и применении в жизни.

Слайд 2 Верно. А урок мы простроим в виде исследования. В ходе урока вы сами определите основные характеристики магнитов. Работать будем в парах, как сидите за партой.  Результаты исследования будем записывать  в информационную карту, которая лежит у вас на столе.

Слайд 3 Запишем тему урока в информационную карту, и определим для себя основную цель нашего занятия: познать природу магнита и всё, что с ним связано.

3. Изучение новой темы.

Слайд 4 Начнём с истории.  Много веков тому назад пастух в поисках своей заблудившейся овцы зашёл в незнакомые места. В горы. Кругом лежали тёмные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает неизвестная рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь все могли убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи. И название камню дали — магнит, в честь области Магнесии, где его нашли. А постоянный,  потому что природный,  долго сохраняет свои удивительные свойства.

Слайд 5 Как вы думаете, почему магнит окрашен именно так?

Учащиеся: У магнита есть полюса северный и южный.

Северный полюс обозначается N north  (норд) окрашен в синий цвет (белый), южный  S south окрашен в красный;(сауф)

Магнитны бывают полосовые и подковообразные.

А теперь давайте проверим, с какими телами взаимодействует магнит. Работать будем в парах, как сидите за партой. Результаты эксперимента обязательно записываем в карту.

Задание1. Взаимодействие магнита с телами из различных материалов.

Цель: опытным путём убедиться, какие тела притягивает к себе постоянный магнит, а какие нет.

Возьмите медь, сталь, бумагу, пластмассу и приведите во взаимодействие с магнитом. Выясните, какое тело притягивается к магниту. Запишите результат исследования в информационную карту, для задания 1 заполните таблицу. В колонке  поставьте знаки + или - .

Предмет

Взаимодействует

бумага

пластмасса

медь

сталь

Запишите вывод.

Слайд 6    Прочитайте вывод:

Учащиеся: Вывод: магнит взаимодействует только с некоторыми металлами.

Продолжаем исследование .

Задание 2.

Давайте выясним, как взаимодействуют между собой сами магниты.

Для этого воспользуемся двумя магнитами. Приведите их в соприкосновение одинаковыми полюсами и разними. Запишите вывод.

Северный полюс и южный полюс  - притягиваются.

Южный полюс и южный полюс – отталкиваются

Учащиеся:   Вывод: одноимённые полюса магнита отталкиваются, разноимённые – притягиваются.

А теперь проведём небольшую разминку, и  заодно проверим, как вы усвоили взаимодействие магнитов. Прошу вас всех встать. Поднимите руки те ребята, которые имеют красные браслеты. Посмотрите друг на друга. Вот сколько у каждого из вас друзей. Теперь поднимите руки с синими браслетами. Замечательно. А сейчас поздоровайтесь с соседями так, как взаимодействуют полюса магнита. Отлично. Присаживайтесь.

Немного отдохнули, а теперь послушайте придание.

Слайд 7 По неотразимым просторам пустыни идёт караван. В жёлтой мгле утонул горизонт. Кругом, куда ни глянь  –  безжизненные пески. Путь каравана далёк и труден. Но люди уверенно продвигаются к своей цели. Их ведёт небольшая полоска намагниченного железа, плавающая на пробке в воде, в глиняной посуде, которая  надёжно установлена между горбами верблюда. Стороны сосуда раскрашены  в разные цвета. Время от времени человек, сидящий впереди, смотрит на полоску железа. Она неизменно показывает одним концом на красный край кувшина, другим  -  на чёрный.

Как называется этот прибор?  (Компас)

Слайд 8 Учащиеся:   Компас – устройство, в котором стрелка устанавливается определённым образом.

Как вы думаете. Почему?

Учащиеся:   у Земли есть полюса.

Если есть полюса, значит  Земля – большой космический магнит.

Давайте, вместе, определим стороны света в нашем классе. Для этого возьмите компас. Отметим примерное положение северного полюса и южного.

Рассказ по картинке:

Слайд 9 Наблюдения показали, что магнитные полюса Земли не совпадают с её географическими полюсами. В связи с этим направление магнитной стрелки компаса не совпадает с направлением географического меридиана. Южный магнитный полюс Земли находится на острове Принца Уэльского – в 2100 км от Северного географического полюса, а северный магнитный  - около Южного географического полюса. Геофизики доказали, что за последний миллион лет магнитные полюса Земли менялись 7 раз.

Теперь проверим взаимодействует  ли магнит и компас, и как это происходит.

Задание3. Подносите магнит на различные расстояния к компасу. Определите, как меняется сила взаимодействия между ними.

Опыт учителя на демонстрационном столе.

Учащиеся:  Вывод озвучиваем: если расстояние между магнитом и компасом уменьшается, сила взаимодействия увеличивается.

Скажите, пожалуйста, чтобы увидеть действие магнита на стрелку компаса, необходимо их приводить в соприкосновение.

Учащиеся: нет,

Слайд 10 А  почему? Это потому. Что вокруг магнита особое пространство, которое мы не видим. Это пространство назвали магнитным полем.

Как увидеть это поле?

Давайте вспомним: с какими телами взаимодействует магнит?  С железом, поэтому воспользуемся железными опилками.

Проведём следующий эксперимент.

Задание 4  Спектр магнитных линий.

Возьмите металлические опилки и магнит, приведите их во взаимодействие. Слайд 11 Что видим: железные опилки определенным образом располагаются вокруг магнита , в виде своеобразных линий. Эти линии назвали магнитными, подобно линиям электрического поля.

Нарисуйте магнитные линии в карте.

Вывод: вокруг магнита существует особое пространство, которое называется магнитным полем.

Мы выяснили ранее, Земля – большой магнит, значит,  вокруг Земли существует магнитное поле.

Слайд 12 Магнитное поле Земли расположено определённым образом. От  солнца идёт поток заряженных частиц, который называют солнечным ветром. Этот ветер смещает магнитное поле своеобразным веером.

Слайд 13 Магнитное поле Земли является одной из причин такого красивого явления – как северное сияние.

Слайд 14 Магниты нашли разнообразное применение  в нашей  жизни:  игрушки, застежки, браслеты, украшения, головоломки, динамики, и еще многое другое. Одно удивительное применение я вам сейчас покажу: плавающая кровать………

Эксперимент  учителя с неодимами.

5.Закрепление изученного материала.

Ну а теперь хотелось бы узнать, сами сможете сделать свой магнит. Для этого найдите в коробке предмет, который мы ещё не использовали в своей работе. Определите, является ли он магнитом. Если да, то определите полюса вашего магнита. Наклейте соответственные цвета на стороны предмета.

Теперь предлагаю из новых магнитов сконструировать башню.

Вывод: нельзя создать магнит с одним полюсом.

6. Рефлексия.

Теперь давайте ответим на вопрос задачи:  так почему же машинка движется именно так, а не по- другому?

Давайте подведем итоги нашего урока: Достигли мы поставленных целей?

 Давайте вместе выясним, что сегодня изучили, чему научились.

Слайд 15 Теперь оцените наш урок: на диаграмме поставьте  + в тех пунктах, которые характеризуют наш урок. Можете написать свое мнение.

7.Домашнее задание.  А что же будет дальше? Это первый урок по исследованию магнитных явлений. 

Слайд 16. Много еще нового, интересного вам предстоит узнать. Я предлагаю вам по  вашему  желанию  принять участие в дальнейшем исследовании магнитных явлений,  магнитного поля, а когда придет время изучения этой темы, вы можете поделиться своими знаниями:

1Способы получения магнитного поля.

2Влияние магнитного поля на человека.

3Что такое магнитные бури.

4Магнитные аномалии Земли.

5Молния и компас.

6Магнитное поле других планет.

Выделите на карте темы, которые вам интересны.

Слайд 17 Завершая наше занятие, хочу пожелать вам, ребята,  быть всегда вместе, как один большой магнит, быть дружными, сильными, как магнит. И тогда любое дело будет вам по плечу. А чтобы наше занятие вам запомнилось, браслеты оставьте на память, ведь это браслеты необычные, как и наука физика.  Если снять защитный слой, то браслеты станут светоотражающими.  Одевайте их на рукав верхней одежды в темное время суток и вас будут видеть водители автомобилей. Берегите свою жизнь. Спасибо за работу.

Использовались ресурсы        

http://do.gendocs.ru/docs/index


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познава...

Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.

Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательн...

Открытый урок по физике в 7 классе. Тема урока: "Давление ".

Конспект урока, презентация , раздаточный матерниал и самоанализ урока....

Открытый урок в 8 классе "Постоянные магниты"

Разработка урока в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"...

Открытый урок по физике "Физика на кухне"

Урок по физике для группы поваров - кондитеров в 10 классе....

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...