Открытый урок в 8 классе "Постоянные магниты"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Разработка урока в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postoyannye_magnity.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне— я запомню, дай мне сделать—и я пойму»

Конфуций

  1. Цель урока:

Дать понятие постоянного магнита, объяснить намагниченность железа и стали существованием молекулярных токов, ознакомить учащихся с магнитными свойствами тел.

Задачи урока:

Образовательные: уметь формулировать понятие магнита; наблюдать и описывать взаимодействие полюсов магнитов.

Развивающие: формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы.

Воспитательные: продолжить воспитывать отношение  к физике как к экспериментальной науке, умение формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

Оборудование: проектор, ПК;  магниты разных видов - полосовые, дугообразные, кольцевые; штатив; магнитные стрелки; железные опилки; компас, картон, графопроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, организация внимания школьника.
  2. Актуализация знаний.  Ребята мы несколько уроков изучаем тему «Электромагнитные явления». Давайте вспомним, что вам известно о магнитном поле прямого тока и катушки с током.

Фронтальный опрос: (слайд 2)

  1. Катушка с током представляет собой…

2. Какие полюсы имеет катушка с током? Где они находятся?

  1. Какова форма магнитных линий магнитного поля катушки с током? Каково их направление?
  2. Электромагнит – это …

5. Какое действие надо выполнить, чтобы электромагнит перестал притягивать к себе железные тела?

3. Проблемная ситуация 

На столе перед вами стоит стакан с водой, на дне которого лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов?

        Подумайте. Сделайте предположение как это можно сделать. Проделайте эксперимент.  Каким прибором вы воспользовались?

Магнитом. Он и будет предметом изучения на нашем уроке. (слайд 3)

 Тема нашего урока: "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов". (Запись темы в рабочем листе).      Сегодня мы выясним, какие тела называются магнитами? Почему они притягивают железо? Какие необычные свойства есть у этого тела? (записать на доске).

  1. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке мы с вами убедились на опыте, что если вставить в катушку с током стержень из закаленной стали, то в отличие от железного стержня он не размагничивается после выключения тока, а длительное время сохраняет намагниченность. Попробуйте  сформулировать определение  постоянного магнита.

  1. Ответ: магнит - тело длительное время сохраняющее намагниченность  (сделать запись в рабочем листе) (слайд 4). (слайд  из демонстрации).

Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ  Вокруг этих токов существуют магнитные поля, которые и приводят к возникновению магнитных свойств вещества.

Магниты по форме можно разделить на полосовые и дугообразные. (слайд 5). (Записать в рабочий лист, выключить проектор)

Исследуем свойства постоянных магнитов. Результаты исследований будем записывать в таблицу на вашем рабочем листе.

Демонстрация 1. Опыт № 18. Пронаблюдаем, какое положение в пространстве занимает магнит. Проверим с помощью подвижной магнитной стрелки положение магнита в пространстве. (Желающие из учащихся проверить расположение магнита).  Как расположился магнит в пространстве?

Ответ: магнит  занимает в пространстве всегда определённое положение - в направлении с севера на юг. (занести в таблицу)

Демонстрация 2. Исследование 2 свойство.  Ребята у вас на столе лежат магнит, лист бумаги и железные опилки. Накройте магнит листом бумаги, и сверху посыпьте  железными опилками. Что вы наблюдаете?

  1. Ответ: притяжение опилок неравномерно по всей длине магнита, крайние части магнита оказывают наиболее сильное действие.
  2. Сформулируйте понятие полюса магнитов.

Ответ: Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называются полюсами магнита (сделать запись в рабочий лист). Магнит имеет два полюса северный и южный.

Демонстрация 3. Давайте выясним, как  взаимодействуют  магниты (опыты проводит учащийся).

Опыт № 18: 1) Как ведет себя магнитный стержень на подставке при приближении  магнитного стержня?

  1. Зависит ли наблюдаемое  действие от того, приближаются ли магниты друг к другу одинаковыми или разными  полюсами?
  2.  Как ведут себя магниты при приближении друг к другу одноименными полюсами? Разноименными полюсами? (записывают таблицу) Опыт №19: Зависание магнитов в воздухе.

Демонстрация 4. Опыт № 16: Для того чтобы познакомиться со следующим свойством магнита, мне нужна ваша помощь. Положите на поднос предметы, которые у вас имеются.  Поднесем к магниту  предметы:

  1. Оказывает ли магнит  воздействие на все образцы материалов?
  2.  На какие образцы материалов магнит оказывает действие?
  3.  Какие  образцы материалов не реагируют на  приближение магнита?
  4.  Можно ли те материалы, на которые магнит оказывает воздействие, отнести к какой либо определенной группе? (записать в таблицу)

4. Физкультминутка.

Мы изучили свойства постоянного магнита. Давайте еще раз вспомин эти свойства.

Одно из свойств магнита – это наличие полюсов.  Можно ли получить магнит с одним полюсом?  (Ученики предлагают варианты ответов).

Просмотр видеофильма «Можно ли разделить магнит».  http://physik.ucoz.ru/load/videofilmy/magnetizm/mozhno_li_razdelit_magnitnye_poljusy/18-1-0-107

  1. Кто может повторить опыт с зависанием магнита? Как можно назвать пространство между двумя магнитами, в котором происходит наблюдаемое взаимодействие.

Ответ: Пространство между магнитами называется магнитным полем.(включить проектор)

  1. Вокруг любого магнита существует магнитное поле – особый вид материи. Понятие магнитное поле в физику ввёл английский физик Майкл Фарадей (слайд 7). Магниты взаимодействуют посредством магнитного поля.
    А можно ли увидеть магнитное поле? Наши глаза на это не способны. Для условного изображения, помогающего придать незримому, но реально существующему полю наглядность, М. Фарадей ввёл понятие силовых магнитных линий. Картину силовых линий магнитного поля постоянного магнита можно получить с помощью железных опилок.

Фронтальная работа

Используя магниты и железные опилки рассмотреть картину линий магнитного поля.  (Демонстрация магнитных полей с помощью графопроектора)

1) Постоянного полосового магнита.

2) Дугообразного магнита.

3) Полосовых магнитов соединенных разноименными полюсами.

  1. Полосовых магнитов соединенных одноименными полюсами.

После демонстрации учащимся предлагается зарисовать полученные магнитные поля. (слайд 8)

Что вы можете рассказать о магнитных линиях магнитного поля магнитов? (слайд 9)

Ответ: Магнитные линии магнитного поля магнита замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный полюс, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током. Вне магнита магнитные линии расположены наиболее густо у полюсов. Значит у полюсов поле самое сильное.

5. Закрепление (слайд 10)

- Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

- К концу стального стержня притягиваются северный и южный полюсы магнитной стрелки. Намагничен ли стержень.

- К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки.  Как расположатся булавки, если их отпустить.

- Можно ли разделить магнит, так чтобы один из полученных магнитов имел только северный полюс, а другой – только южный?

6. Рефлексия.

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы этой цели? Что сегодня на уроке для вас: самое трудное; самое важное; самое интересное, самое ценное?

 Домашнее задание (слайд 8)

Параграф 59, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Подготовить доклады по выбору  на темы «Компас», история его открытия; «Магнитное поле Земли»; «Магнитные бури».

Используемая литература:

1. Учебник физики для 8 классов авторов: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

  1. Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физики (8 класс).
  1. «Электричество и магнетизм». Описание опытов/Инструкция по использованию оборудования Cornelsen. Москва. «Просвещение»

Интернет-ресурсы:

1.  http://physik.ucoz.ru/

2. http://class-fizika.narod.ru/

  1. http://www.drofa.ru/

Рабочий лист

Тема урока: _________________________________________________________

____________________________________________________________________

Магнит - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Виды магнитов: _____________________________________________________

Свойства  постоянного магнита

1

Расположение п пространстве

2

Магнитные полюса

3

Взаимодействие магнитов

4

Действие магнита на предметы из различных материалов

Магнитное поле ______________________________________________________

____________________________________________________________________

Зарисуйте полученные магнитные поля полосового и дугообразного магнитов.

Особенности линий магнитного поля: __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

открытый урок по физике в 8 классе "Постоянные магниты"

Вашему вниманию представлен урок по теме: «Постоянные магниты», в 8 классе общеобразовательной школы. Использовался учебник «Физика - 8», авторы учебника Пёрышкин А.В. Этот урок является первым урок...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

урок-исследование:"Постоянные магниты.Электромагниты.Применение магнитов"

Урок- исследование по теме " Постоянные магниты. Электромагниты. Применение магнитов"проводится в 8классе. Учащихся знакомятся с работой электромагнита,  с областями применения электромагнитов, с...

открытый урок «Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов». 8 Класс

Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов....