Открытый урок по теме "Постоянные магниты"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шестакова Татьяна Анатольевна

Урок по физике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_postoyannye_magnity.docx46.17 КБ
Файл postoyannye_magnity.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли».

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ и кейс-технологии.

Формы организации познавательной деятельности:    

парная, групповая, индивидуальная.

Методы:                    

  • словесные: беседа, объяснение,  инструктаж
  • наглядные: мультимедийные иллюстрации
  • практические:  выполнение фронтального эксперимента, самостоятельная  работа.          

Оснащение урока:

  1. Компьютер + мультимедийный проектор + экран;
  2. Презентация к уроку;
  3. Распечатанные кейсы и инструкции для проведения эксперимента.
  4. Учебники «Физика-8» + тетради;
  5. Доска;
  6. Штатив с муфтой и лапкой;
  7. Полосовые магниты;
  8. Дугообразные магниты;
  9. Емкость с металлической стружкой или с мелкими железными предметами;
  10. Образцы дерева, железа, стекла, меди, алюминия, стали, чугуна.

Задачи урока:  

  • Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

  • Развивающие:

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента;

содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

  • Воспитательные:

 помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

 воспитывать усидчивость, трудолюбие,  аккуратность при выполнении практической работы.

План и хронометраж урока.

  1. Организационный этап …………………………………………………………....1 мин    
  2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала.

     Актуализация опорных знаний и умений…………………………………….….5 мин

  1. Этап усвоения новых знаний.
  1. Работа над кейсами (теоретическая часть)……………………………………......13 мин
  2. Работа над кейсами (Экспериментальная часть)……………………………….....13 мин
  1. Применение полученных знаний в новых условиях (игра)……………………....7 мин      
  2. Подведение итогов. Рефлексия…..…..…………………………………………......5 мин    
  3. Инструктаж по домашнему заданию…..……………………………………..…... .1 мин

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем  друг другу удачи и проверим всё ли у нас готово к уроку. Присаживайтесь.

2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний проводится путем фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых при изучении темы урока.

Ребята, давайте вспомним, что вам известно о магнитном поле.

1. Что называют электромагнитом?

2. Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

3. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?

4. Каким образом можно обнаружить наличие в пространстве магнитного поля?

5. Что представляют собой магнитные линии магнитного поля?

Молодцы! Мы ответили на ряд вопросов  по теме «Магнитное поле», эти знания пригодятся  при изучении новой темы.

А теперь загадка-вопрос: Что в черном ящике?

Кусок железа с неизменной силой
Другой кусок железа привлекает
Но эту силу не покой бескрылый,
Лишь неустанный опыт укрепляет.
А если ржавчиной его покрыло,
В бездействии всю мощь оно теряет…

                              Иван Франко

О чем идет речь?

Правильно речь идет о магните.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я нечаянно уронила скрепки в стакан с водой.

Как их можно достать из воды не замочив ни руки, ни магнита?

(Учащиеся предлагают свои варианты)

Сегодня мы с вами продолжим погружение в мир магнетизма, исследований, интересных фактов связанных с магнетизмом. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего урока  «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

Как вы думаете, какая цель у нашего урока?

( Дети предлагают: сформировать понятия: постоянный магнит, магнитное поле Земли)

А какие задачи нашего урока? На какие вопросы вы бы хотели узнать ответы?

( Ученики перечисляют:

1. Узнать, что такое постоянные магниты?

2. Какие бывают постоянные магниты?

3. Свойства постоянных магнитов?

4. Познакомиться с магнитным полем Земли.

5. Где располагаются магнитные полюса Земли?

6. Причины существования магнитного поля Земли?

6. Что такое магнитные бури?

7. Что такое магнитные аномалии?)

3. Этап усвоения новых знаний. Теоретическая часть.

Учащиеся разбиваются в группы по 4 человека и работают с кейсами.

Кейс №1   Учёным историкам физики

Кейс №2   Учёным физикам

Кейс №3   Учёным геофизикам

Кейс №4  Учёным астрофизикам

Кейс №5  Учёным биофизикам

Дети внимательно изучают свои кейсы и готовят ответы на вопросы. Затем каждая группа отвечает на свои вопросы. Главные мысли записываются в тетрадь.

Кейс №1  для учёных историков физики

Начнём с истории. Много веков тому назад пастух в поисках своей заблудившейся овцы зашёл в незнакомые места. В горы. Кругом лежали тёмные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает неизвестная рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь все могли убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи. И название камню дали — магнит, в честь области Магнесии, где его нашли. А постоянный, потому что природный, долго сохраняет свои удивительные свойства.

История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н. э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его “чу-ши”, что означает “любящий камень” – этим камнем был магнитный железняк. Магнитный железняк позволил людям впервые ознакомиться с магнитными свойствами тел.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на следующие вопросы:

1. О каком камне идёт речь в предании? ( о магните)

2. Как объяснить описанное явление? (Магнитный железняк притягивал к себе железные предметы)

3. Какие ещё необычные свойства есть у камня?(При трении о магнитный железняк железных предметов они сами становились магнитами)

Магнитный железняк природный магнит.

Кейс  №2 для учёных физиков

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

Почему же одни вещества могут создавать магнитное поле и притягивать в себе железные предметы, а другие этим свойством не обладают?

Французский физик Андре Ампер  объяснил намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Во времена Ампера о строении атома ещё ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной.

Теперь мы знаем, что, каждый атом состоит из ядра, вокруг которого движутся электроны по орбитам. Электрон является заряженной частицей. Как раз электроны, двигаясь вокруг ядра, и образуют так называемые молекулярные токи, вокруг которых и возникают магнитные поля.

Во всех атомах есть электроны. В обычном состоянии электроны движутся в разных направлениях, только в намагниченном состоянии вещества они все вместе начинают двигаться определенным (в одну сторону) образом, и вокруг данного вещества существует постоянное магнитное поле.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на следующие вопросы:

1.        Какие тела называют постоянными магнитами? (Постоянные магниты – это тела, длительное время сохраняющие намагниченность)

2.        Как Ампер объяснял намагниченность железа?(Ампер объяснял намагниченность железа существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы  этих веществ.Вокруг этих токов существуют магнитные поля, которые и приводят к возникновению магнитных свойств)

3.  Как в наше время объясняют намагниченность железа и стали?(В каждом атоме имеются заряженные частицы электроны. Движение электронов представляет круговой ток, порождающий магнитное поле. В постоянных магнитах, электроны двигаются определённым образом)

Демонстрация видео «Постоянные магниты»

Кейс №3 для учёных геофизиков

 С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует мощное магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). Компас изобрели в Древнем Китае. Компас – это прибор для определения горизонтальных направлений на местности.

Магнитное поле Земли окутывает область околоземного космического пространства. Эта область называется магнитосферой, хотя по своей форме она сферой не является. Магнитосфера – самая внешняя и протяжённая оболочка Земли.

    У Земли, как и у постоянных магнитов, два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время Южный магнитный полюс Земли находится вблизи Северного географического полюса, а именно на 75 градусов северной широты и 99 градусов западной долготы. Он удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а Северный магнитный полюс находится вблизи Южного географического полюса, а именно на 66,5 градуса южной широты и 140 градусов восточной долготы. Таким образом, магнитные полюсы не совпадают с географическими полюсами. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север.

Есть ещё одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются. Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли 1000 и даже миллионы лет назад: допустим, вылилась, когда-то, во время извержения вулкана лава, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась оставшаяся намагниченность. Измеряя ее, геофизики обнаружили, что за последний миллион лет магнитные полюсы Земли поменялись местами 7 раз. За последние 160 миллионов лет это случалось около 100 раз. 570 миллионов лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора.

     Что же  является источником земного магнетизма? По современным воззрениям первая причина – это процессы, происходящие в недрах Земли. Внешнее ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле. В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса – вторая причина существования у Земли магнитного поля.

        На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Одна из них – Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.

Внимательно прочитайте текст, проанализируйте его и ответьте на вопросы:

1. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении? (Наша планета имеет магнитное поле)

2. Где находятся магнитные полюсы Земли? Покажите на глобусе.(Магнитные полюсы Земли находятся вблизи географических полюсов, но не совпадают с ними.Показывают их на глобусе)

3. Что является источником магнитного поля Земли?(Электрические токи, которые протекают в земной коре и в  атмосфере Земли)

4. Что такое области магнитной аномалии?(Области земной поверхности, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии)

5. Что такое компас, и какова история его открытия?  (Компас – это прибор для определения горизонтальных направлений на местности.Компас изобрели в Древнем Китае)

Демонстрация видео «Магнитное поле Земли».

Кейс №4 для учёных астрофизиков

Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури, кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью.

В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю.

Магнитные бури – явление кратковременное.

При вторжении частиц солнечного ветра в магнитное поле Земли , происходит нагрев атмосферы, усиление ионизации её верхних слоёв, возникновение электромагнитных шумов. При этом возникают помехи в радиосигналах, скачки напряжения, которые могут вывести из строя электрооборудование. Значит, магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем  Земли   к полюсам планеты.  В районах полюсов частицы, сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха,  ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает изумительной красоты свечение, которое называют полярным сиянием.

   Полёты межпланетных космических станций и космических кораблей на Луну и вокруг Луны позволили установить отсутствие у неё магнитного поля. Исследования, проведённые космическими кораблями,  обнаружили, что магнитное поле Меркурия в 100 раз меньше земного, а у Венеры оно незначительное, у планеты Марс имеется слабое магнитное поле. Самое сильное магнитное поле у планет-гигантов. Самое мощное магнитное поле у Сатурна.

Прочитайте внимательно текст.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

1. Что такое магнитные бури?(Магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, связанные с солнечной активностью)

2. Чем объясняют появление магнитных бурь?(В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов.Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю).

3. Какое влияние оказывают магнитные бури на Землю?(Магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

4. Есть ли магнитное поле у других планет солнечной системы?(Да)

5. Как возникают полярные сияния?(Полярные сияния – явления, возникающие вследствие взаимодействия магнитного поля Земли с потоками заряженных частиц)

Кейс №5 для учёных биофизиков

Биометрология – это дисциплина, изучающая влияние различных факторов погодных условий на организм человека.

Причин ухудшения самочувствия много, одной из которых является солнечная активность. Да, к сожалению, увеличение солнечной активности сопровождается частыми магнитными бурями и, как следствие этого, плохим самочувствием людей; увеличением инфарктов, инсультов, резким ухудшением самочувствия, повышенная нервозность, головные боли, нарушения ритмов сердца, нарушением сна и т. д.  

С чем это связано?        

  Учёными многих стран доказано, что магнитные возмущения оказываю воздействия на живые организмы, растительный мир и самого человека. В начале ХХ века российский ученый Александр Чижевский впервые высказал идею о влиянии солнечной активности на живых существ и социальные процессы.

Согласно статистике, треть населения Земли реагирует на вспышки на Солнце ухудшениям своего здоровья.  Кровь став более густой, медленнее течет по сосудам, особенно тонким сосудам головного мозга. Следовательно, клетки хуже снабжаются кислородом – отсюда головные боли, мигрени, быстрая утомляемость, вялость, сонливость. Нарушается регуляция тонуса сосудов, непредсказуемо «скачет» давление. Поэтому к магнитным бурям чувствительнее всего люди с болезнями сердечно – сосудистой системы. Наше сердце главная жертва магнитных бурь. Даже у здоровых людей сбивается сердечный ритм, растет артериальное давление.

Выяснили, что, так или иначе на магнитные бури реагируют 60% людей! В дни магнитной нестабильности возрастает количество ДТП.

 Что делать в магнитную бурю?

Молодой и здоровый организм легко приспосабливается и хорошо переносит бури.

Взрослым желательно исключить: алкоголь;  физические нагрузки; в дни магнитных бурь в крови повышается уровень холестерина. Старайтесь не есть жирного и сладкого;   люди с хроническими болезнями сердца должны держать под рукой привычные лекарства.

Люди реагируют на магнитные бури по-разному: одни плохо себя чувствуют за два-три дня до ее начала, другие - во время бури, третьи - через сутки - двое после. Понаблюдайте за своим состоянием, сверяясь с прогнозом геомагнитной обстановки, - чтобы понять, когда недомогание настигает именно вас.   Пережидать магнитную бурю дома бессмысленно.

Земное магнитное поле надёжно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно.

Прочитайте внимательно текст.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

1.        Что изучает биометрология?(Биометрология – это дисциплина, изучающая влияние различных факторов погодных условий на организм человека)

2.        Почему во время магнитных бурь ухудшается самочувствие человека?(Кровь став более густой, медленнее течет по сосудам, особенно тонким сосудам головного мозга. Следовательно, клетки хуже снабжаются кислородом – отсюда головные боли, мигрени, быстрая утомляемость, вялость, сонливость. Нарушается регуляция тонуса сосудов, непредсказуемо «скачет» давление)

3. Что делать человеку в магнитную бурю? (Взрослым желательно исключить: алкоголь;  физические нагрузки; в дни магнитных бурь в крови повышается уровень холестерина.Старайтесь не есть жирного и сладкого;   люди с хроническими болезнями сердца должны держать под рукой привычные лекарства)

4. Какова роль магнитного поля Земли для всего живого на нашей планете?(Земное магнитное поле надёжно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно)

4. Этап усвоения новых знаний. Экспериментальная часть.

Каждая группа самостоятельно выполняет свои  эксперименты и формулирует выводы.

Эксперимент №1.(для учёных историков физики)

Полюса и нейтральная линия магнита.

Цель: доказать, что магнит обладает в различных частях различной притягательной силой.

1.        Укрепите в лапке штатива полосовой магнит горизонтально.

2.        Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит гвоздик?

3.        Подносите скрепки к разным частям магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам. Там где они притягиваются, присоединяйте к ним ещё скрепки.

4.        Повторите эксперимент с дугообразным магнитом.

Ответьте на вопросы:

1.        Каковы магнитные свойства средней линии магнита?

2.        Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

Сделайте вывод.(Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита)

Эксперимент №2 для учёных физиков

Исследование магнитных свойств.

Оборудование: тела из различных веществ: парафин, сталь, медь, алюминий, никель, кобальт, железо, оргстекло, пробка, пластмасса, дерево; полосовой магнит.

Цель: выяснить, какие вещества притягиваются магнитом.

Подносите магнит к различным веществам последовательно и наблюдайте взаимодействие тела и магнита.

Определите, какие вещества притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу в тетради.

Сделайте вывод.(Хорошо притягиваются магнитом  железо и его сплавы, не притягиваются цветные металлы, дерево, резина, оргстекло, пластмасса)

Эксперимент №3 для учёных геофизиков

Появление магнитных свойств

Оборудование: стальная спица, постоянный магнит, скрепки, стакан с водой.

Цель: обнаружить на опыте появление магнитных свойств у стальных предметов.

1.        Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте её магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

2.        Проведите одним концом спицы по одному из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

3.        Проверьте магнитные свойства спицы ещё раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом? Стала ли спица магнитом?

4.        К полосовому магниту одну за другой прицепляйте скрепки.

5.        Достаньте скрепки из воды при помощи магнита не замочив руки.

Сделайте выводы.(Железо и его сплавы в присутствии магнитного поля приобретают магнитные свойства)

Эксперимент №4 для учёных астрофизиков

Взаимодействие магнитных полюсов

Оборудование: постоянные магниты, магнитные стрелки.

Цель: выяснить, как взаимодействуют магнитные полюса магнитов.

1.        Определите магнитные полюса у магнитной стрелки, по её ориентированию в магнитном поле Земли. Поднесите к стрелке полосовой магнит сначала одним полюсом, а затем другим. Что наблюдаете?

2.        Приблизите магнитные стрелки друг к другу. Какими полюсами они повернулись друг к другу? Как взаимодействуют разноимённые полюса магнитов?

3.        Установите на стойке кольцевые магниты одноимёнными полюсами, разноимёнными полюсами. Что наблюдаете?

4.        Проведите опыты с магнитными тележками.

5.        Наблюдайте взаимодействие разноимённых полюсов дугообразных магнитов.

Сделайте вывод о взаимодействии одноимённых и разноимённых полюсов магнита.(Одноименные полюсы магнита и магнитной стрелки отталкиваются, разноименные — притягиваются)

Демонстрация видео «Магнитные стрелки».

Эксперимент №5 для биофизиков

Получение картин магнитных полей

Оборудование: полосовые и дугообразный постоянные магниты, железные опилки, лист картона, прибор для исследования магнитных полей.

Цель: при помощи железных опилок получить картины магнитных полей, убедиться в том, что силовые линии магнитного поля полосового магнита – это замкнутые линии, они выходят из северного магнитного полюса и идут к южному магнитному полюсу.

1.        Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на него железные опилки, слегка постучите по картону.

2.        Расположите под картоном два полосовых магнита одноимёнными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

3.        Расположите под картоном два полосовых магнита разноимёнными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

4.        Расположите под картоном дугообразный магнит, и с помощью железных опилок получите картину магнитного поля дугообразного магнита.

5.        Сравните свои картины с картинами магнитных полей на рис.112 а, б и рис 113а,б.

6.        Положите постоянный магнит на прибор для исследования магнитных полей. Определите из какого полюса постоянного магнита магнитные линии выходят, а к какому приходят?

Сделайте выводы.(Рисунки, которые получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.  Магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита)

5.Закрепление новых знаний

Учитель:Работа на уроке позволила нам познакомиться со свойствами постоянных магнитов, выяснить  происхождение магнитного поля Земли.

Предлагаю вам игру «Верю – не верю». Отвечая на вопросы теста, вы сможете оценить, уровень усвоения темы. Ставите на листе контроля номер вопроса и рядом слова либо «да», либо «нет».

По завершению работы на слайде появляются правильные ответы и критерии оценок. Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются вконтрольный лист.

6. Подведение итогов.

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Это нужно запомнить:

Постоянные магниты - тела, длительное время сохраняющие намагниченность.

Свойства магнитов:

       1. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

2. Хорошо притягиваются магнитом  сталь, железо и некоторые его сплавы.

3. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются, а разноименные — притягиваются.

Магнитные бури - кратковременные изменения магнитного поля Земли.

Магнитные аномалии – области , в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли.

  1. Рефлексия.

Учитель: а сейчас мне хотелось бы, чтобы каждый из вас самостоятельно оценил своё состояние, свои эмоции и результаты своей деятельности на сегодняшнем  уроке.

Помогут вам это сделать начальные фразы предложений, которые вы заканчиваете.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Я научился …

Меня удивило…

Мне захотелось …

Учащиеся сдают контрольные листы.Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.

  1. Домашнее   задание:

Переходим к домашнему заданию.

1. Выучить  § 59, 60.

2. Творческое задание по выбору:

1)«Применение постоянных магнитов»    (мини-презентация)

2) « Если исчезнет магнитное поле Земли» ( мини-сочинение)

Учитель: Спасибо за урок. Я вами очень довольна.

Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся при изучении темы «Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли».

1. Познавательная деятельность:

На этапе усвоения новых знаний учащиеся овладевают новыми понятиями «постоянный магнит», «полюсы магнита», «Магнитная аномалия», «Магнитные бури», в ходе эксперимента развивается мышление,  дети учатся делать выводы, высказывают свои суждения, используя следующие операции мышления: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Ученики овладевают методами научного познания:

наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотезы в ходе эксперимента.

2. Преобразующая деятельность:

На этапе актуализации знаний, вопросы, предложенные учителем и на этапе закрепления знаний тест на 2 варианта по 5 вопросов в каждом позволяют учащимся применить знания в новой ситуации. На этапе «Применение полученных знаний в новых условиях» учащимся был предложен просмотр видеоролика «Магниты», после чего каждая группа должны подготовить по 1 вопросу (частично-поисковая деятельность).

3. Общеучебная деятельность:

При изучении темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации в ходе эксперимента и просмотра видеоролика. При организации групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

 На уроке применялась технология самоконтроля, самооценки, взаимооценки при проверке теста и использовании листов контроля.

4.Самоорганизующая деятельность:

 Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

Смена видов деятельности способствовала сохранению работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

Подведение итогов помогает закрепить материал на уровне обобщения. На этом этапе дается окончательная оценка работе коллектива, выясняется степень достижения ТЦУ.

Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной и по выбору учащихся и предполагает репродуктивную деятельность (выучить параграфы) и творческую деятельность (придумать вопросы для взаимоконтроля и подготовить сообщение или презентацию по предложенным темам).

Для поддержания интереса к изучению материала использовались межпредметные связи (физика – география - астрофизика), историзм, опора на жизненный опыт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Учитель физики Шестакова Т.А. МКОУ «Центр образования Люторический » г . Узловая 2017-2018 уч.г .

Слайд 2

Цель урока: сформировать понятия: постоянный магнит, магнитное поле Земли

Слайд 3

- Узнать, что такое постоянные магниты - Какие бывают постоянные магниты - Свойства постоянных магнитов - Познакомиться с магнитным полем Земли. - Где располагаются магнитные полюсы Земли? Причины существования магнитного поля Земли Что такое магнитные бури? Что такое магнитные аномалии? Задачи:

Слайд 4

Изучение нового материала Кейсы для учащихся: Кейс № 1 Учёным историкам физики Кейс № 2 Учёным физикам Кейс № 3 Учёным геофизикам Кейс № 4 Учёным астрофизикам Кейс №5 Учёным биофизикам А) Теоретическая часть.

Слайд 5

Кейс №1. Учёные историки физики Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: 1.О каком камне идёт речь в предании? 2. Как объяснить описанное явление? 3. Какие необычные свойства есть у камня?

Слайд 7

Кейс №2 Учёные физики Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: 1. Какие тела называют постоянными магнитами? 2. Как Ампер объяснял намагниченность железа? 3. Как в наше время объясняют намагниченность железа и стали?

Слайд 9

Кейс №3. Учёные геофизики. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы 1. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определённом направлении? 2. Где находятся магнитные полюсы Земли? Покажите на глобусе . 3. Что является источником магнитного поля Земли? 4 . Что такое области магнитной аномалии? 5 . Что такое компас , и какова история его открытия?

Слайд 10

Кейс №4 Учёные астрофизики Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: 1. Что такое магнитные бури ? 2. Чем объясняют появление магнитных бурь? 3. Какое влияние оказывают магнитные бури на Землю? 4. Есть ли магнитное поле у других планет солнечной системы? 5. Как возникают полярные сияния?

Слайд 11

Кейс №5 Учёные биофизики Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: Что изучает биометрология? Почему во время магнитных бурь ухудшается самочувствие человека? 3. Что делать человеку в магнитную бурю? 4. Какова роль магнитного поля Земли для всего живого на нашей планете?

Слайд 12

Б) Практическая часть урока: Свойства постоянных магнитов: Задание 1. ( Историкам физики) Притягивает ли магнит гвоздики? Приближайте гвоздики к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дугообразным магнитом . Сделайте вывод. Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

Слайд 13

Задание 2. ( физикам) Оборудование: магнит, тела, изготовленных из разных материалов. Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов, установите, все ли из них притягиваются магнитом. Вывод. Хорошо притягиваются магнитом железо и его сплавы, не притягиваются цветные металлы, дерево, резина, оргстекло, пластмасса.

Слайд 14

Задание 3 .( геофизикам ) Оборудование: стальной стержень, скрепки, магнит. Возьмите стержень и поднесите его к скрепкам. Прилипают ли скрепки к стержню? Потрите стержень о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? Вывод. Железо и его сплавы в присутствии магнитного поля приобретают магнитные свойства.

Слайд 15

Задание 4. (астрофизикам) Оборудование: постоянные магниты, магнитные стрелки Изучить взаимодействие магнитных полюсов Вывод. Одноименные полюсы магнита и магнитной стрелки отталкиваются, разноименные — притягиваются.

Слайд 16

Задание 5. (биофизикам) Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), картон, железный порошок . Получить картины магнитных полей: полосового магнита, дугообразного магнита двух магнитов, обращённых друг к другу одноимёнными полюсами, двух магнитов, обращённых друг к другу разноимёнными полюсами. Вывод: Рисунки, которые получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита.

Слайд 17

Первичное закрепление и контроль знаний Веришь – не веришь ( игра ) Верите ли вы в то что: 1.- магнитные полюсы Земли находятся на географических полюсах. 2. – на полюсах магнитов обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. 3.- магнитные полюсы магнита называют северный и южный. 4.- разноимённые полюсы магнитов отталкиваются. 5.-с помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов. 6.- сталь плохо притягивается магнитом . 7.- вокруг Земли существует магнитное поле. 8.-магнитные бури- это кратковременные изменения магнитного поля Земли. 9.- у Луны нет магнитного поля . 10. – компас изобрели древние греки.

Слайд 18

Самопроверка Вариант 1. Вариант 2. нет 3) да 5) да 7) да 9) да 2) да 4) нет 6) нет 8) да 10) нет Если вы правильно ответили: на 3 вопроса, вы получаете оценку «3», на 4 вопроса -» 4», на все 5 вопросов- оценку «5».

Слайд 19

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Запомни: Постоянные магниты - тела, длительное время сохраняющие намагниченность. Свойства магнитов: Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита. Хорошо притягиваются магнитом сталь, железо и некоторые его сплавы. 3. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются , а разноименные — притягиваются Магнитные бури - кратковременные изменения магнитного поля Земли. Магнитные аномалии – области , в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли.

Слайд 20

Рефлексия : Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что … Я научился … Меня удивило… Мне захотелось …

Слайд 21

- § 60, 61. - творческое задание по выбору: «Применение постоянных магнитов»; (мини-презентация) 2) « Если исчезнет магнитное поле Земли» ( мини-сочинение) Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

открытый урок по физике в 8 классе "Постоянные магниты"

Вашему вниманию представлен урок по теме: «Постоянные магниты», в 8 классе общеобразовательной школы. Использовался учебник «Физика - 8», авторы учебника Пёрышкин А.В. Этот урок является первым урок...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

урок-исследование:"Постоянные магниты.Электромагниты.Применение магнитов"

Урок- исследование по теме " Постоянные магниты. Электромагниты. Применение магнитов"проводится в 8классе. Учащихся знакомятся с работой электромагнита,  с областями применения электромагнитов, с...

Открытый урок в 8 классе "Постоянные магниты"

Разработка урока в 8 классе "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"...

открытый урок «Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов». 8 Класс

Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов....