Статья «Формирование коммуникативных УУД на уроках физики»
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Завгородняя Лидия Валерьевна

 

      При введении ФГОС ООО ключевой целью образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую компетенцию, как умение учиться через развитие УУД.  

     Универсальные учебные действияэто совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Для успешного освоения учащимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:

     1. Личностные.  Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего  мира. Личностные УДД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди»,  «Я и общество», «Я и познание», «Я и я»

В физике: смыслообразование

     2.  Регулятивные.  Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

 В физике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий

      3. Познавательные.  Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. В физике познавательные общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач; познавательные логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

     Прекрасные, поучительные слова сказал Генрих Гейне - немецкий поэт, публицист и критик еврейского происхождения: «Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить всё, что нужно, и ничего, кроме того, что необходимо.»  Крайне необходимым является в общении людей чёткость и культура речи. Поэтому я считаю важным остановиться на развитии коммуникативных УУД.

     4. Коммуникативные УУД  - это способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

      Видами коммуникативных действий являются:

 • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

 • постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки свойх действий  и партнера;

 • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

     Коммуникативная компетентность личности обучаемого формируется в процессе общения,  основу её формирования составляет опыт человеческого, личного общения школьника с одноклассниками, учителями, родителями, опыт общения с применением сети Интернет. Развитие коммуникативных умений возможно только при такой организации учебного процесса, когда помимо учебных целей учитель ставит перед собой и классом цель усилить деятельность общения между учителем и его учеником и между самими учениками.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся происходит при организации наряду с традиционной практикой преподавания физики других форм работы:

·        презентация на уроке  своей информационной работы;

·        выполнение исследовательской, информационной работы, проекта в группе;

·        рецензирование работы своего одноклассника;

·        защита домашнего исследования, реферата, проекта;

·        выступление на предметной декаде перед школой с результатами исследования, реферата, проекта;

·        активное участие в окружных, городских конкурсах проектных и исследовательских работ;

·        анализ результатов тестирования;

·        самооценка.

    На  своих уроках физики я применяю различные методы и приемы для развития коммуникативных УУД.

В классе у нас висит на видном месте памятка для общения:

*Думать, прежде чем сказать.

*Чётко изъясняться.

*Быть вежливым.

*Не перебивать, давая возможность высказатьсядругим.

*Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.

*Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.

*Уважать точку зрения собеседника.

*Называть собеседника по имени.

*Иметь хорошее, позитивное настроение.

     Для развития коммуникативных УУД я применяю такие задания как:

- Составь задание однокласснику;

-Оцени работу товарища;

- Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое, т.е. выступление от группы.

   Элементы формирования коммуникативной УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (обсуждение докладов, оценивание выступлений).

  Например, на заключительном уроке в 8 классе по теме «Световые явления» мы с ребятами проводим урок - конференцию «Слёт представителей разных профессий». Материал этой темы интересный и несложный. Тема, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебника физики и для раскрытия требует поиска разного материала в Интернете, включая иллюстрации. Учащиеся представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовятся презентации на компьютере. На уроке - конференции воспитанники с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, проводят самооценку своей работы.

       На уроках применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, физический или словарный диктант одноклассника по предложенным критериям.

   На этапе рефлексии на уроке  формируется умение анализировать учебную деятельность (свою, одноклассника, класса), что способствует формированию коммуникативных УУД. Например, в конце урока учащиеся отвечают на вопросы анкеты, где отмечают в листах мнение о своей работе на уроке кружками разного цвета:

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите!» при чем помощь получают не от учителя, а от своих одноклассников, а учитель только корректирует их взаимоотношения.

    На уроках  физики, а также на внеклассных мероприятиях по предмету я стараюсь развивать  диалогичность мышления школьников, поскольку эта форма работы ориентирована в первую очередь на формирование коммуникативных навыков. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения.

Диалог всегда согласие-несогласие, понимание-непонимание, слияние-разъединение. Диалогическую речь школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приёмы диалогового обучения для формирования коммуникативных навыков, которые подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения. Для ведения диалога мы используем туже памятку для общения.

    Физика – наука экспериментальная. Постановка физического эксперимента – это работа в группах и при такой форме работы тоже происходит формирование коммуникативных навыков обучающихся.

При выполнении лабораторных работ у учащихся имеются инструкции (инструкция при проведении лабораторных работ). Командир группы распределяет между  своими участниками пункты выполнения практической работы:

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (задания могут быть одинаковыми или дифференцированными) и выполняет его сообща под руководством лидера группы;

- задание в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива реализовать учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному вопросу, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны как учителя, так и его товарищей. Помогающий при этом получает не меньшую пользу, чем слабый ученик, поскольку его знание конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Каждый мой ученик должен быть всегда уверен в том, что его слушают, стараются понять и правильно оценить то, что он говорит или делает, и я как учитель должна всем своим видом показывать заинтересованность в ответе ученика, стимулировать его речемыслительную деятельность.

Важно организовать проведение коллективных форм учебной работы так, чтобы оно вызвало у моих  детей сопереживание, оценочную реакцию к высказыванию собеседника.

Для себя я тоже выработала руководство для развития коммуникативных УУД на уроке, которое назвала «Руководство  для педагога»:

•    появление в классе бодрое, уверенное, энергичное;

•    наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению;

• эмоциональная настроенность на деятельность и создание необходимого эмоционального настроя на уроке;

•    сохранение ровного эмоционального состояния  в ходе урока и общения с детьми;

•  управление общением: оперативность, гибкость, умение организовать  единство общения и усвоения материала;

•    яркая, образная, эмоциональная и культурная речь;

•    энергичная, педагогически целесообразная мимика и жестикуляция;

         Пользуясь такими несложными,  в общем-то, правилами, я стараюсь наладить отношения с учениками быстрее и с меньшей  нервно-психологической  нагрузкой, как для меня, так и для учащихся.

А вообще – любите детей, уважайте их личность, помните, что каждый человек – это целый мир.  И от нас  в немалой степени зависит, каким станет этот мир, а значит –  и мир вокруг нас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6

  г. Алексеевки Белгородской области

Выступление на районном семинаре учителей физики по теме:

«Проблемное обучение

 при выполнении

домашних заданий»

Выступление подготовила

учитель физики МОУ ООШ №6

Завгородняя Л.В.

5 декабря  2013 г.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Это обучение основано на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952).

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. На уроке из-за ограниченности времени редко возникает возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемные задания. Кроме того, не все виды таких заданий могут быть использованы на уроке, например, задания на конструирование и изготовление приборов, постановку опытов, требующих длительного наблюдения.

С другой стороны на уроках невозможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учеников. В этом случае хороши домашние проблемные задания, которые открывают более широкие возможности, чем задания, выполняемые в классе. Поэтому в системе проблемного обучения проблемные домашние задания необходимы.

Почти в любом классе есть дети, либо глубоко уверовавшие в свою неспособность учиться, либо просто ленящиеся. У них уже выработался свой стиль усвоения заданий - механическое заучивание или списание. Для этих учеников могут быть полезны несложные индивидуальные проблемные задание, только цель их иная: исключить списывание, заставить учеников поверить в свои силы, пробудить интерес к физике. Таким образом, проблемные домашние задания полезны не только для сильных и средних учеников, но и для слабых.

В педагогической практике немало случаев, когда очень запущенные ученики, а порой и злостные нарушители дисциплины буквально преображаются с началом применение проблемных заданий, добившись в этой работе первого успеха.

Надлежащий развивающий эффект проблемные домашние задания дают лишь в том случае, если они используются регулярно. Опыт показывает, что здесь важно соблюдать меру, правильного дозировать задания. Длительные перерывы расхолаживают учащихся, но и излишняя плотность заданий порой оказывается вредной: у некоторых учеников наступает усталость от таких заданий. Поэтому для основной массы учащихся предложить оптимальную норму творческих заданий - примерно 2-3 задания в месяц. Для увлеченных учеников норму устанавливать не надо: она определяется самими учениками естественным образом за счет заданий для желающих. Можно заранее составить систему работ на более длительный срок (на четверть, на определенную тему и т.п). Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, поскольку различия в творческих способностях очень велики. Уровень этих способностей может выявить учитель в ходе обучения.

Основные типы домашних проблемных заданий.

 Существует множество видов домашних проблемных заданий. Я рассмотрю наиболее интересные из них, на мой взгляд, которые применяю в своей деятельности, тем самым стараюсь поддерживать постоянный интерес учащихся.

         Основные типы домашних заданий:

 1.    Исследовательские.

 2.    Конструкторские.

 3.    Рационализаторские.

 4.    Задания на отыскание физических способов решения практических задач.

 5.    Задания для закрепления материала изученного в классе.

             

            Пример конструкторского задания: изготовьте измерительный цилиндр  (мензурку) для проведения домашних опытов и бытовых нужд. Для этого возьмите стеклянную банку или стакан и наклейте на внешнюю сторону ее стенки полоску белой бумаги со шкалой. Вместимость этой банки например 0,5 л. (500 мл)

             

              Пример исследовательского задания:  в мензурку накапайте  20 капель воды:

  • определите объем и массу этой воды,
  • вычислите массу и вес одной капли,
  • во сколько раз масса одной капли больше массы молекулы воды,
  • определите число молекул в капле.

             Пример рационализаторского задания: усовершенствуйте данную конструкцию

  • физического прибора;
  • технической установки;
  • бытовых технических устройств.

            Пример задания на отыскание физических способов решения практических задач:

  • придумайте способ  определения сопротивления реостата, если в вашем распоряжении имеется только один реостат с известным сопротивлением и вольтметр;
  • необходимо проверить, меняется ли плотность воды с увеличением глубины в водоеме. Для этого придумайте способ проверки, используя понятие выталкивающая сила.

 

          Для изучения мотивации учащихся были предложены следующие вопросы и получены результаты:

 Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника -22%;

б) решение задач из учебника -20%;

в) наблюдение физических явлений -40%;

г) составление задач -75%;

д) изготовление простых устройств, моделей -8%;

е) решение трудных задач -3%,

ж) проведение домашних экспериментов – 83%;

     Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений, необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений. Все эти и другие виды творческих заданий в совокупности позволяет широко варьировать содержание и степень сложности домашних проблемных заданий. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся и уровень их подготовки.

     

      Некоторые вопросы методики применения проблемных домашний заданий.

 Текущие задания дают обычно на небольшой срок (на 2-3 дня). Задание по теме или задания, охватывающие материал различных тем, дают, как правило, на более длительный срок- 5-7 дней (иногда и больше); возможны и более продолжительные задание (связанные, например, с выполнением длительных наблюдений).

 Работая над проблемными заданиями, учащихся могут пользоваться консультациями учителя. Помощь учителя не должны носить характер подсказки. Иногда ученик выбирает неправильные или неудачный путь решения, тогда нужно объяснить ему, в чем его ошибка или почему это решение неудачно, и предложить поработать дополнительно. Следует поощрять учащихся, ищущих нестандартные, оригинальные, наиболее эффективные решения.

    При оценке проблемных домашних заданий учитывается не только правильность решения, но и его простоту и оригинальность. Коллективные обсуждение итогов и анализу результатов является важной частью работы учащихся. Обычно для анализа отбирают самые оригинальные, интересные работы, в которых использование принципиально различные идеи решения или различная методика выполнения. Обсуждения так же подвергается работе, содержащие поучительные ошибки. В некоторых случаях назначают и оппонентов из числа учащихся, каждому из которых дают для анализа (заранее) одну из отобранных работ. При этих условиях обсуждения получается более живым и интересным.

      В заключении хочется сказать, что домашние проблемные задачи приобщают учащихся к самостоятельной исследовательской работе, позволяет углубить их знания, формируют осознанный интерес к предмету, дают навыки исследовательской работы, развивают их мышление, логику, творческие способности.

        Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников.  Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности. При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся.

Для учителя важно соблюдать несколько простых правил: сообщать о домашнем задании до звонка с урока, инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы, чаще давать дифференцированные и индивидуальные задания, учитывая склонности и желания подопечных, проверять не только наличие работы, но и качество её выполнения, вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения. Кроме того, необходимо помнить, что домашнее задание, является составной частью урока и гармоничным его продолжением. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля, письменной работы или игры, создание системы поощрения за самостоятельно выполненные задания помогают сделать урок значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. Имеет смысл организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. При дифференцированном подходе для групп учащихся использовать наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Не помешают более подробное объяснение последовательности выполнения заданий, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, организация работы над ошибками. Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности.

Три уровня домашних заданий

     Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

     Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

    Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.

                                                  Список литературы.

1. Абушкин, Х.Х. Проблемное обучение - учителю Текст. / Х.Х Абушкин. -Саранск: Морд. кн. Изд-во, 1996. ~ 174 с.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер / Пер. с англ. А. Боковикова 2007. 240 с.

3. Альтшулер, Ю.Б. Методологические и прикладные вопросы физики. Программно-метод. Материалы Текст. / Ю.Б. Альтшулер П. Новгород: Изд-во "Вектор ТиС", 1999. - 44с.

4. Архангельский, С.И., Мизинцев, В.П. Модель учебной информации Текст. / С.И. Архангельский, В.П. Мизинцев // Программированное обучение. Вып. 6-7., Киев: Изд. Киев-го ун-та., 1970. С. 17—32.

5. Афремов, Л.Л., Гнитецкая, Т.Н. Теория внутрипредметных и межпредметных связей: монография Текст. / Л.Л. Афремов, Т.Н. Гнитецкая. Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 2005. - 176 с.

6. Бабанский, Ю.К. Закономерности, принципы и способы оптимизации педагогического процесса Текст. / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1989.-С. 262-271.

7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса Текст. / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 175 с.

8. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К Бабанский, Ростов-на-Дону, 1970.-С. 40-44.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....

Статья: Формирование межкультурной коммуникативной компетентности и диалог культур учащихся в процессе реализации внутришкольного и международного проекта.

Привлечение во внеклассную деятельность информационных технологий имеют целью создать условия для приобретения  необходимых компетенций и не потерять интерес к учебе. Именно возможность осуществл...

статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами ИКТ"

Век цифровых технологий вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И учитель должен научиться правильно и эффективно использовать возможности информационных технологий в об...

Статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции через проектную деятельность духовной тематики"

В статье затрагивается актуальная проблема необходимости повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся средней школы. Так как коммуникативная компетенция является очевидной пр...

Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".Выполнила: учитель физикиВласова В.О. В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Кол...