Технология реализации интегративно-дифференцированного подхода
учебно-методический материал по физике (11 класс) по теме

Сухачева Галина Михайловна

Пример учебного модуля на тему "Оптика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optika.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль М6 (2-й  уровень сложности, с элементами   3-го уровня.)                          

                                                                                 Линза. Оптическая сила линзы.

УЭО.  Постановка целей.

ДЦМ.  Ознакомиться с понятием линза, типами линз, оптической силой линзы. Изучить действия собирающей и рассеивающей линз.

.Знать ход основных лучей в линзах, понятие фокуса линзы, оптическую силу линзы(формулу, определение, единицы наименования). Уметь применить теоретические знания при решении задач в  измененных и нестандартных условиях.

Учебный материал с указанием заданий

Интегральные когнитивные стили

Дифференциальные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала

( ИТ, ИЭ, ИД)

Содержание учебного материала

( ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ 1. Восстановление опорных знаний

ЧДЦ : Повторить законы геометрической оптики на основе наблюдений.

1.Объяснить проявление какого закона геометрической оптики наблюдается при

затмении Солнца и Луны.

2. Объяснить на данном наблюдении №2-6, проявление какого закона вы наблюдаете?

Дайте формулировку этого закона.

(1 балл -

за каждый

правильный ответ)

                                        (   6  баллов   )

1. Действующая модель вращение Земли вокруг

    Солнца. Наблюдение лунного и солнечного

    Затмения (прямолинейность распространения света)

2. Зеркало, вращающие зеркала.                    (закон отражения света)

3. Сосуд с водой и предметом в нем  .(преломление).

4. Картина «ЛЕС» -изготовлена из ребристого пластика(преломление и отражение).

5. Заливное блюдо- рисунок из овощей(преломление).

6. Светильники из стекловолокна(полное отражение).

7. Р.К.  Правила освещенности при работе на кухне, в кондитерском цехе.(сообщение уч-ся)

1.При наблюдении затмения Солнца и Луны вы видите проявление этого закона. Что это за  закон?

2.Объясните что вы наблюдаете в примерах

 2-6 и проявлением  какого закона  наблюдается это явление?

Дайте формулировку этого закона.

(1 балл -

 за каждый правильный ответ)

                             (    6 баллов    )

УЭ 2 Изучение теоретического материала: Линза. Оптическая сила линзы.

ЧДЦ: Ознакомиться с понятием линз, видами линз ,ходом основных лучей, фокус линз, оптической силой линзы, глаз -живой оптический аппарат.

1.Объяснительно-иллюстративный метод                                                                                      

изучения нового материала.

2.Р.К.Организация труда на производстве.

Линза. Оптическая сила линзы.

в/ф «линзы».

Демонстрация. Виды линз.

Таблицы: 1. Геометрическая оптика . 2.Глаз.

Справочный материал:  1.А.В.Перышкин

Факультативный курс физики. 2.О.Ф.Кабардин

Физика –справочный материал.

При объяснении нового материала учитываются интегральные стили (действие линз,

наблюдение получаемых изображений,

 т.д.),так же дифференциальные(выделение

деталей при просмотре в/ф, обсуждение ситуаций)

 УЭ3. Закрепление.

ЧДЦ. Знать основные свойства глаза. Приобретение опыта исследовательской деятельности.

1. Изменяется ли диаметр зрачка при изменении освещенности глаза?

       Сделайте вывод.

                     ( 1 балл )

2.  Изменяется ли кажущийся диаметр отверстия в бумаге? Поему?

                          (2 балла )

3.  Опишите свои наблюдения и обсудите их с товарищем по парте         .   (2балла) .

                     

4. Ответьте на вопросы:

        а) чему равно расстояние до ближайшей точки аккомодации вашего глаза?

        б) как можно объяснить способность глаза четко видеть предметы расположенные на различных расстояниях?

( 3 балла )

                 ИТ,ИЭ,ИД,/ДТ,ДЭ,ДД                                                                       Наблюдение изменения диаметра зрачка и аккомодация глаза.(порядок выполнения работы

прилагается).

ИТ,ИЭ,ИД.

Ознакомьтесь с указанием к работе, проведите

исследование с помощью эксперимента.

ДТ,ДЭ,ДД.

Используя указания к работе изучите особенности и свойства глаза.

Проведите исследование

Поставьте опыт.

         

1.  Изменяется ли диаметр зрачка при изменении освещенности глаза?

       Сделайте вывод.

                     ( 1 балл )

2.  Изменяется ли кажущийся диаметр отверстия в бумаге? Поему?

                          (2 балла )

3. Что вы наблюдаете? Запишите ваши наблюдения поэтапно.

                                     (2 балла)

                       

4. Ответьте на вопросы:

        а) чему равно расстояние до ближайшей точки аккомодации вашего глаза?

        б) как можно объяснить способность глаза четко видеть предметы расположенные на различных расстояниях?

( 3 балла )

УЭ4. Закрепление.

ЧДЦ. Знать виды линз, фокус линзы, ход основных лучей в линзах. Приобретение опыта экспериментальной деятельности.

1. Используя набор линз проведите эксперимент .Рассмотрите на стр.176 определение фокусного расстояния  линзы.

(2 балла )

2. С помощью какой линзы можно этого

добиться?

       Куда сместится изображение на экране, если свечу сдвинуть вверх, вправо, влево?

   Запишите результат эксперимента в тетрадь.

       ( 5 баллов )

                  ИТ,ИЭ,ИД,/ДТ,ДЭ,ДД                                                                    Задача 1.

Имеются 2 линзы- собирающая и рассеивающая.

Каким образом, не измеряя фокусное расстояние, можно сравнить оптические силы линз?

Задача 2.

С помощью линзы получите на экране изображение свечи на подставке. Линза должна

находиться между свечей и экраном.

                ИТ,ИЭ,ИД,/ДТ,ДЭ,ДД

1. Используя набор линз проведите эксперимент. Воспользуйтесь учебником

стр.176 второй абзац снизу.

(2 балла )

2. С помощью какой линзы можно этого

добиться?

       Куда сместится изображение на экране, если свечу сдвинуть вверх, вправо, влево?

       Изменится ли изображение свечи на экране, если часть линзы закрыть?

      Ответ проверьте опытным путем.

Запишите результат эксперимента в тетрадь.

       ( 5 баллов )

УЭ5. Закрепление.

ЧДЦ Знать формулу оптической силы линзы. Уметь применять и объяснять при решении зада

ЧДЦ.

задач.

1.Воспользуйтесь формулой оптическая сила линзы и примените ее к решению данной задачи.

(2 балла)

2.Для решения данной задачи вспомните-

               -  чему равна оптическая сила

              плоскопараллельной пластины?

                                      (нулю)

Примените это для решения задачи.

(5 баллов)

Задача 1.

Оптическая сила линзы +4 дптр.

Найдите ее фокусное расстояние Какая это линза- собирающая или рассеивающая?

                                   ( 0,25м)

                                                             

Задача 2.

Линзы 1 и 2 сделаны из одного сорта стекла.

Найти оптическую силу линзы 2, зная, что оптическая сила линзы 1 составляет 5 диоптрий.

                                           (-5 дптр)

                                                           

1.Воспользуйтесь формулой оптическая сила линзы и решите задачу.

(2 балла)

2.Для решения данной задачи вспомните-

               -  чему равна оптическая сила

              плоскопараллельной пластины?

                                    (нулю)

Сравните с условием данной задачи.

Установите в чем сходство.

(5баллов)

                                     

УЭ6. Выходной контроль

ЧДЦ. Проверить усвоение учебных элементов.

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД

Тест

1.Почему не рекомендуется поливать растения в жаркое время дня?

    а) капельки воды- собирающие линзы и участки растений, находящиеся вблизи их фокуса

       получают ожог.

     б) капельки воды- рассеивающие линзы, свет рассеивается по всему растению сжигает их.

      в) происходит неоднократное отражение света от капелек воды и растение сжигается.

2.При быстром переходе от темноты к свету глаза не могут приспособиться к зрительному

    восприятию предметов в течении нескольких секунд. Лишь через 2-3 минуты приобретается нормальная светочувствительность глаз. Какое это свойства глаза?

              а) аккомодация

               б) адаптация  

               в) острота зрения

3.Что характеризует оптическая сила линзы?

            а) расстояние от фокуса до линзы

            б) фокусную плоскость

            в) величину, обратную фокусному расстоянию

4.У линзы существуют:

            а) 2фокуса

             б)1фокус

             в)2 и более фокуса  

5.Какой фокус у рассеивающей линзы?

Проверьте свои ответы по коду и оцените. Подсчитайте количество баллов и занесите в лист контроля.

За каждый правильный ответ-1балл.

(Ответы и коды ответов:

1.а

2.б

3.в

4.а

5.мнимый.

Модуль М 6. 2-й    уровень сложности с элементами 3-уровня.

Интегральные когнитивные стили

Дифференциальные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного содержания

Содержание учебного материала

( ИТ, ИЭ, ИД)

Содержание учебного материала

( ДТ, ДЭ, ДД)

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ 7. Подведение итогов.

ЧДЦ. ЗАПОЛНИТЬ лист контроля; ОЦЕНИТЬ знания.

Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДД, ДЭ

Заполните лист контроля.

Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку

26-33баллов-«отлично»

20-25 баллов-«хорошо»

13-19 баллов-«удовлетворительно»

«  ЗАЧЕТ  «

                ≤12 баллов-«незачет»

Сдайте лист контроля учителю.

Учебн.

элемент

Задания (вопросы)

Итого

баллов

1

3

4 /5

6

УЭ 1.

1

1

1/1

        1/1        

6

УЭ 2.

УЭ 3.

1

2

2

3

8

УЭ 4.

2

5

7

УЭ 5.

2

5

7

УЭ 6.

1

1

1/1

1  

5

Итого

33

Оценка

Дифференцированное домашнее задание (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)

Зачет«§63 повторить основные понятия ,формулу ,свойства.

«Незачёт»§63,Упр.9(2,4)

Запишите Д/з в дневник

в соответствии с результатом работы

на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

При осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятел...

Интегративно - дифференцированный подход на уроках физики

Данный материал был составлен на основе пройденных дистанционных курсов на сайте "1 сентября!"!...

Технологии реализации системно – деятельностного подхода в обучении математике.

Особенность ФГОС - их деятельностный характер.Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Также изменя...

Интегративно-дифференцированный подход в обучении

Данная презентация раскрывает основные стратегические позиции и принципы, дает ответ на вопрос, волнующий многих педагогов: "Как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать ...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...