Сценарий экскурсии для младших школьников в кабинет физики "Волшебник Изумрудного города"
по физике по теме

Савинкова Галина Львовна

В увлекательной форме учащиеся знакомятся с удивительным миром физики. Герои сказки демонстирируют занимательные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_izumrudnyy_gorod_stsenariy.doc49 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_opytov.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Изумрудный город

Сценарий для недели науки

Во время недели науки мы проводим экскурсии для младших школьников в кабинет физики.  Старшеклассники готовят небольшое представление, затем проводят игровую часть (викторина, загадки, «Поле чудес»),  потом ребята выступают в роли экскурсоводов и знакомят малышей с экспонатами из кабинета физики (приборы, поделки учеников). Вся экскурсия занимает 40 минут.  Учащиеся начальной школы в восторге от экскурсии и, покидая кабинет, задают один и тот же вопрос: «А когда мы будем изучать физику?»

Представление сопровождается компьютерной презентацией с иллюстрациями к сказке.

Учитель:  Сегодня у нас в гостях герои сказки «Волшебник изумрудного города».

Вы, конечно, помните историю девочки Элли, которую ураган забросил в волшебную страну. Она отправилась искать волшебника Гудвина в Изумрудный город в надежде, что он поможет ей вернуться домой…

Входит Элли  и видит Железного Дровосека, который стоит и плачет. У него в руках магнитная стрелка, а сам он весь облеплен магнитиками.

Э:  Кто ты? Что с тобой случилось? Не плачь! Ты можешь заржаветь!

ЖД:  Я Железный Дровосек. Злая волшебница Бастинда поместила меня в Магнитную страну, и магнитики облепили меня со всех сторон. Я не могу уйти отсюда. Бастинда следит за мной с помощью этого компаса. Стрелка все время показывает на меня!

Э:  Я знаю, как помочь тебе! Я в школе изучала физику. Нам нужен электромагнит. Возьмем катушку из провода, соединим ее с батарейкой и вставим в нее железный сердечник. ( При этом Элли собирает электромагнит, помещает рядом с ним магнитную стрелку, а магнитики снимает с Дровосека, и они притягиваются к электромагниту) Посмотри, теперь стрелка компаса показывает не на тебя, а на электромагнит!  Да и магнитикам он тоже понравился! Теперь ты можешь идти куда захочешь!

ЖД:  Спасибо! Ты помогла мне, а я помогу тебе. Пойдем вместе в Изумрудный город. Я буду тебя защищать!

Вбегает Страшила. На нем шляпа, надвинутая на глаза. На шляпе – воронье  гнездо.

Э:  Кто это?

С:  Помогите! Я ослеп! Я ничего не вижу!

Железный Дровосек снимает с него шляпу.

ЖД: Ты так долго стоял на поле и пугал ворон, что птицы успели свить гнездо на твоей шляпе!  А что это в гнезде? О! Какие интересные яйца! (Достает первое яйцо, Это скорлупа от яйца, содержимое которого удалено через два маленьких отверстия.  В скорлупу помещены свинцовые дробинки и залиты расплавленным воском так, что центр тяжести располагается на одном боку. Затем отверстия заклеиваются бумагой и закрашиваются.) Посмотрите, какое оно непослушное! Наверное, из таких яиц вылупляются непослушные дети!

(Достает второе яйцо) А это яйцо послушное, не кувыркается, стоит спокойно. Из таких, наверное, послушные дети получаются. (Второе яйцо – пустая скорлупа, в которую насыпан песок, такое яйцо стоит в любом положении)

(Достает третье яйцо) А это Ванька-встанька какой-то! Из таких яиц неваляшки вылупляются! (Секрет яйца: свинцовые дробинки, залитые воском в тупом конце яйца)

А это что за яйцо? (достает четвертое и подносит к маниту) Посмотрите! Оно к магниту притянулось! Все ясно. Из таких яиц выводятся магнитики! (Внутри яйца спрятан большой гвоздь)

С:  Как интересно! Я бы никогда не додумался! Давайте знакомиться. Я - Страшила! А вы кто, мои спасители?

Э:  Я - Элли, а это мой друг Железный Дровосек. Мы идем в Изумрудный город к великому Гудвину.

С: Возьмите и меня с собой! Может быть, Гудвин и мне поможет? Я так хотел бы стать хоть чуточку умнее! От ворон я слышал, что дорога в Изумрудный город лежит через Страну Шариков!

( Звучит музыка, Элли, Страшила и Железный Дровосек обходят вокруг стола, а в это время из -под стола появляется король Страны Шариков – наполненный гелием шар с нарисованным лицом. Слова короля говорит ученик, он же управляет компьютерной презентацией)

К:  Я король Страны Шариков! Приветствую вас, о чужеземцы! Зачем вы пожаловали ко мне?

Э: Уважаемый король! Мы идем в Изумрудный город. Не мог бы ты показать нам туда дорогу?

К:  Я помогу вам, только если вы сможете помочь жителям моего королевства!  Мои подданные, воздушные шарики, очень боятся иголок, а здесь они встречаются буквально на каждом шагу: и на елках, и на розах, и на ежиках…

Э:  Кажется, я знаю, как вам помочь. Я читала об индийских йогах. Они могут даже спать на иголках. Займитесь йогой, начните тренироваться! Посмотрите, этот шарик спокойно лежит на острых иголках и не лопается! ( В лист картона одна к другой воткнуты кнопки с острием в виде иголки.  Шарик не лопается, даже если его сильно прижать рукой) Я могу даже прижать его, а он все равно цел и невредим! Вот что значит тренировка!

К:  О! Спасибо! Сегодня же издам указ, чтобы все мои поданные записались в секции йоги и начали ходить на тренировки!

Но у нас есть еще одна проблема. Наши дети совсем нас не слушаются! Вот посмотрите на этого озорника. (Теннисный шарик, положенный  в центр стакана с водой все время будет стремиться к стенке стакана.)  Его невозможно заставить спокойно плавать посредине! Так и норовит к краю пристать!

ЖД:  Ну, с непослушными детьми я всегда находил общий язык.  (Доливает воду, чтобы она стала «бугорком» над краями стакана.  В этом случае шарик будет плавать посередине). Вот, пожалуйста! Шарик сам собой расположился точно в серединке! А теперь я попрошу его поплавать в одну сторону, в другую сторону! (С помощью наэлектризованной палочки)  Да этот ребенок просто образец послушания!

К:  Спасибо! Вот обрадовали! Эх, если бы вы его еще и летать научили!

С: А что, это же очень легко!  Я так долго стоял среди поля и смотрел, как летают вороны! Я знаю, что надо делать! Смотрите! (Теннисный шарик парит в струе воздуха от фена и перемещается вслед за феном)

К: Вот моя последняя просьба. Мои подданные - шарики, к сожалению, не могут сами надуваться…  Как нам быть? Мы постоянно от кого-нибудь зависим!

Э:  И эту проблему можно решить! Но придется потрудиться! (Показывают опыт: шарик под воздушным колоколом раздувается, когда с помощью насоса откачивают воздух)

ЖД: Смотрите! Он раздувается! Сам! Ему никто не помогает!

Э: Вот видишь, король и эту проблему можно решить. Вам нужно обзавестись барокамерой!

К: Спасибо, дорогие путники! Мы никогда не забудем вашей помощи! А теперь наш гонец покажет вам дорогу в Изумрудный город! (Заранее натянута леска, приготовлен шарик, к которому скотчем приклеена трубочка для коктейля. Один конец лески пропущен через трубочку. Шарик развязывают и он летит вдоль лески.)

Герои отправляются дальше и попадают в замок Бастинды.(Под музыку обходят вокруг стола)

Бастинда входит с учебником физики в руках

Б:  Читаю, читаю… Так интересно!... Но ничего не понятно!...

Видит путников

-Так! А вы кто такие? Что делаете в моем замке?

Э:  Я Элли, а это мои друзья. Мы шли в Изумрудный город и, кажется, заблудились…

Б: (притворно) Ах, вы мои бедненькие! Заблудились! Оставайтесь у меня, отдохните с дороги…  А потом, если выполните мои задания,  я вас отпущу. А если нет – будете прислуживать мне вечно!

Э: Мы постараемся! Что надо сделать?

Б: Вот  первое задание: мои подруги ведьмы подарили мне на день рождения осьминога. Он уже три дня ничего не ест и не шевелится. Что мне с ним делать? (Под осьминога замаскирован «Картезианский водолаз», сделанный из пенициллинивого пузырька и кусочка пустого стержня от шариковой ручки. Пузырек обтянут резиновым шариком, края которого разрезаны как щупальца.  Осьминог помещен в пластиковую бутылку, заполненную водой и закрытую крышкой)

Э: (поглаживает бутылку с «осьминогом» и сдавливает ее. «Осьминог» приходит в движение)

-Ну, осьминожек, давай, поплавай! Вот так, вверх и вниз!  (поворачивается к Бастинде) С ним все в порядке. Просто ему скучно, с ним надо играть и разговаривать.

Б: Подумаешь, какие мы нежные! Вот вам задание посложнее. У меня есть озеро, на дне которого спрятаны несметные сокровища. А достать я их не могу! Я же не выношу воды!

 Как мне быть?

С: Я знаю, что надо сделать! Допустим, вот это блюдо с водой – озеро. А эта монетка на дне – сокровище. Зажигаем огонь – вот эту свечку, и накрываем его стаканом. Вот! Вся вода – в стакане, а монетка у меня в руках!

Б:  Ха! Теперь я доберусь до своих сокровищ! А вот вам и третья задача. Когда я пью чай, (берет чашку и блюдце) то чашку держу в одной руке, а блюдце – в другой! А как же мне каналы переключать?

ЖД: Я, кажется, знаю, как тебе помочь. (Ставит стаканчик от калориметра на смоченное водой блюдце, кладет в него кусочки льда,  посыпает солью и перемешивает. Блюдце примерзает к стаканчику.) 

Клади в свой чай побольше льда и сыпь побольше соли!

Б: (пробует на вкус) О! Как вкусно! Вот порадовали! Развлекли! Сейчас  я вам приготовлю угощение, а потом покажу дорогу!

Варит зелье (спиртовка, стакан с водой, кристаллик марганцовки) Колдует над зельем.

Б: Варись, варись, зелье. Вот выпьют они моего угощения и забудут, куда шли. Останутся в моем замке и будут меня развлекать.

С:  ( своим друзьям) Я услышал, что она затевает что-то недоброе! Как же нам спастись?

Э: Помните, Бастинда говорила, что боится воды? (берет прибор шар Паскаля)

Бастинда! Посмотри, мы самый интересный опыт тебе еще не показали!

Элли поливает Бастинду, а заодно и зрителей водой.

Б: Я таю…. (прячется под столом)

Э: А теперь – бежим!

Герои убегают в лаборантскую, оттуда появляется ученик, одетый волшебником.

Г:  Вы, конечно, меня узнали! Я Гудвин из сказки «Волшебник изумрудного города».  Элли, Железный Дровосек и Страшила показали свою смелость и находчивость. А вы готовы к моим испытаниям? Сможете разгадать мои загадки?

Загадки о физических телах, явлениях, приборах представлены в виде компьютерной презентации. За верный ответ подарок – воздушный шарик.



Предварительный просмотр:

Описание опытов, используемых во время представления.

  1. У Железного Дровосека на груди и спине закреплены стальные пластинки, на которых расположены разнообразные магнитики, можно использовать разноцветные магнитики для доски. Магнитная стрелка на подставке найдется в кабинете физики, она будет показывать на магниты.
  2. Для того, чтобы изготовить электромагнит, можно воспользоваться готовым комплектом из кабинета физики, а можно изготовить его самостоятельно. Для этого потребуется стальной сердечник (можно использовать большой болт длиной примерно 10см). На него необходимо аккуратно намотать виток к витку изолированный провод. Витки закрепить скотчем. Витки можно располагать в несколько слоев, закрепляя их скотчем.  Чем больше витков, тем сильнее будет электромагнит. Концы провода очистить от изоляции и загнуть колечком, чтобы было удобно соединить их с полюсами батарейки. Большую прямоугольную батарейку (4,5 В) соединяют с концами провода, возникает электрический ток и магнит начинает притягивать стальные предметы. Если магнитную стрелку расположить рядом с электромагнитом, то она будет показывать на него, а магниты притянутся к полюсам электромагнита.
  3. Опыты с яйцами: все яйца с секретом. Чтобы их сделать, надо заготовить пустые скорлупки. Для этого в сыром яйце толстой иглой прокалывают два отверстия на противоположных концах. Одно из отверстий можно немного расковырять, чтобы легче выливалось содержимое яйца. Если сильно подуть в одно отверстие, то через второе можно выдуть белок и желток. Пустую скорлупку просушить. Далее надо запастись свинцовыми дробинками, их можно приобрести в магазине для рыболовов.  В пустую скорлупку насыпают несколько дробинок и заливают внутрь расплавленный парафин от свечки. Центр тяжести у яйца будет располагаться там, где застыл парафин с дробинками. Если центр тяжести в остром конце яйца или сбоку, то яйцо, поставленное на тупой конец, будет кувыркаться (непослушное яйцо). Если центр тяжести в тупом конце – яйцо ведет себя как неваляшка, покачиваясь из стороны в сторону. Если же в скорлупку насыпать сухой песок, то оно будет «послушно» лежать на любом боку. Можно сделать и магнитное яйцо, поместив внутрь скорлупки большой гвоздь. Отверстия в скорлупе аккуратно заклеиваются бумагой и закрашиваются белой краской.
  4. Для опыта с воздушным шариком необходимо приготовить плотный лист картона размером примерно со страницу тетради и несколько коробок канцелярских кнопок с острием в виде иглы. Кнопки одну к одной вдавливают в картон, прокалывая его насквозь, и заполняют ими квадрат размером примерно 15х15см. Если воздушный шарик прижать к одной кнопке, конечно же, он лопнет. Но если кнопок много, то их общая площадь возрастает, и шарик можно прижимать достаточно сильно, он не лопается.

  1. Опыты с теннисным шариком и водой. В прозрачный стакан наливают воду так, чтобы она немного не доходила до края. Тогда шарик, опущенный в центр стакана, будет прижиматься к краю. Если же долить воду, чтобы она стояла «бугорком», шарик будет всегда располагаться в центре. Здесь играет роль форма поверхности воды, а так же то, что поверхность жидкости ведет себя как натянутая пленка. Заставить шарик поплавать в воде можно с помощью наэлектризованной пластмассовой линейки. Линейку натирают о полиэтилен и подносят к шарику. Он притягивается к линейке.
  2. Шарик от настольного тенниса парит в струе воздуха, создаваемой феном. Для успешного показа этого опыта надо взять фен большой мощности, а из шариков выбрать наиболее легкий. В этом случае шарик зависает на высоте примерно 20см и перемещается вслед за струей воздуха. Шарик не падает, даже если воздушный поток направлен под некоторым углом. Объяснение такого поведения шарика в том, что в центре струи давление воздуха меньше, чем на краю, и шарик затягивается в середину воздушного потока.
  3. Опыт с воздушным шариком, который раздувается под колоколом насоса, требует специального оборудования, которое должно быть в кабинете физики.  Слабо надутый шарик завязывают ниткой, помещают под прозрачный колпак, из-под которого с помощью насоса откачивают воздух.  При этом давление воздуха вокруг шарика понижается, и шарик сам собой раздувается.
  4. Чтобы отправить шарик в полет необходимо заранее натянуть леску вдоль класса, привязав ее за один конец. Надувают воздушный шар и завязывают его так, чтобы была возможность быстро развязать его. К шарику скотчем приклеивается соломинка для коктейля, через которую пропускается свободный конец лески. В нужный момент шарик развязывают, натягивают леску, и шар подобно ракете летит  вдоль лески.
  5. Опыт с «осьминогом» знаком физикам как «картезианский водолаз». Осьминога делают из пенициллинового пузырька. В резиновой пробке прокалывают отверстие, в которое вставляют кусочек пустого стержня от шариковой ручки длиной примерно 4см. В пузырек наливают воды примерно на 2/3 объема и закрывают пробкой с кусочком стержня.  Пузырек пускают плавать в воду пробкой вниз. Количество воды нужно подобрать таким образом, чтобы пузырек практически весь находился под водой и начинал погружаться от легкого прикосновения. Дальше его можно замаскировать с помощью резинового шарика, который одевается на пузырек плотно, чтобы под ним не было воздуха. Нижнюю часть шарика ножницами превращают в щупальца. Готового осьминога помещают в пластиковую бутылку с широким горлышком, наполненную водой до самого верха. Бутылку закрывают крышкой. Если сжать бутылку руками, то давление внутри возрастет, вода по трубочке поднимется в пузырек, и он начнет опускаться. Если бутылку отпустить, вода выходит из пузырька, и он поднимается верх. Если опыт не получается, надо попробовать добавить немного воды в пузырек.

  1. Для опыта с монеткой, которую достают из-под воды лучше приготовить прозрачную широкую посуду с плоским дном, а воду слегка подкрасить (можно использовать цветной лимонад, из которого вышел газ). На дно кладут монетку, наливают на небольшую высоту воду, ставят зажженную свечу и накрывают ее высоким стаканом. При горении расходуется кислород, и давление воздуха внутри стакана понижается. Вода затягивается в стакан, монетку можно достать, не замочив пальцев.

  1. Для демонстрации примерзания чашки к блюдцу надо приготовить блюдце и металлический стаканчик с плоским дном (хорошо подходит стаканчик от калориметра из кабинета физики). Заранее приготовленные кусочки льда можно держать в термосе. Потребуется так же соль. Блюдце нужно слегка смочить водой, поставить на него стаканчик, наполнить его до половины льдом (зимой можно использовать снег) и всыпать 2-3 чайные ложки соли. Придерживая стакан, перемешать ложкой смесь льда и соли. Температура такой смеси опускается ниже 0оС, вода под стаканчиком замерзает.
  2. Когда колдунья варит зелье, демонстрируется явление конвекции: нагретые слои воды, подкрашенные марганцовкой, поднимаются вверх. Для этого опыта нужен нагреватель (электроплитка, спиртовка, пламя свечи) и прозрачная термостойкая посуда. В воду бросают несколько кристаллов марганцовки и ставят на огонь. Дальше все идет само собой.
  3. Шар Паскаля представляет собой полый шар, в котором проделаны многочисленные маленькие отверстия. Шар соединен с трубкой, в которой может перемещаться поршень. Трубку заполняют водой и давят на поршень. Вода тонкими струйками бьет из всех отверстий. Если такого прибора нет в кабинете физики, можно использовать шприц большого объема. Иголка шприца откусывается так, чтобы остался кончик длиной 1-2см. Плоскогубцами кончик иглы сгибают пополам, и получается наконечник для шприца, который не будет пропускать воду. В корпусе шприца ближе к концу, через который будет набираться вода, иглой прокалывают отверстия. Выдвигая поршень, наполняют шприц водой, закрывают наконечником. Если надавить на поршень, появятся тонкие струйки воды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный проект для младших школьников и подготовительных групп ДОУ «Город мастеров»

Организатором проекта является МОУ АСОШ №2 при поддержке МУ ОО Андреапольского района.Участники проекта:учащиеся начальных классов школ города, воспитанники подготовительных...

Сценарий праздника для младших школьников "Золотая осень"

Веселый праздник для детей младшего школьного возраста. С песнями, танцами, играми и конкурсами....

Сценарий конкурса для младших школьников "Автомобили Великой Отечественной войны"

"Автомобили Великой Отечественной войны" - познавательный конкурс для младших школьников. Его цель - познакомить учащихся с автомобилями, которые вместе со своими водителями обеспечили Победу на...

Методическая разработка Сценарий «Светофор» для младших школьников

Щади здоровье,Жизнь щади,За движением следи.Экзамен важного значенья Держи по правилам движенья!...

Сценарий утренника для младших школьников «Новогодние приключения»

Сценарий утренника для младших школьников "Новогодние приключения". Учащиеся танцевали, пели песни, отгадывали загадки от Дедуши Мороза. Участвовали в новогодних конкурсах, где получили сладкие призы....

Сценарий праздника для младших школьников. Праздник 8 Марта

Сценарий праздника для младших школьников...