Урок повторения в 8 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Лоскунина Надежда Александровна

 

Урок  повторения в 8 классе по теме «Электрические явления»

Физика важна!

Физика нужна!

Без неё  не сделать

                                                                                                                                                       Нам ни   шагу.

 

«Есть одна наука – физика. Всё остальное  - коллекционирование  марок.»

                                                                                                               Резерфорд.

Общественный смотр знаний и умений  по электричеству.

Цель урока: проверка усвоения знаний и умений по темам;

1. закон Ома для  участка цепи;

2. сопротивление проводника;

3 .Электрическая цепь, её составляющие;

4. сила тока, амперметр, напряжение, вольтметр;

5.  соединение проводников;

6.  работа и мощность.

Организационный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_v_8_klasse_po_teme.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  повторения в 8 классе по теме «Электрические явления»

Физика важна!

Физика нужна!

Без неё  не сделать

                                                                                                                                                       Нам ни   шагу.

 

«Есть одна наука – физика. Всё остальное  - коллекционирование  марок.»

                                                                                                               Резерфорд.

Общественный смотр знаний и умений  по электричеству.

Цель урока: проверка усвоения знаний и умений по темам;

1. закон Ома для  участка цепи;

2. сопротивление проводника;

3 .Электрическая цепь, её составляющие;

4. сила тока, амперметр, напряжение, вольтметр;

5.  соединение проводников;

6.  работа и мощность.

Организационный момент.

Ребята! Мы закончили изучение раздела «Электричество» и  завершаем его необычным уроком.

Сегодня у нас  урок- соревнование.

Оформление  урока. Перед участниками находится демонстрационный стол и классная доска, на которой будет располагаться иллюстрированный материал: карточки, схемы, формулы, и т.д.

Слово «электричество»  знакомо  сейчас каждому  человеку. Электричество – это совокупность явлений природы, в которых обнаруживается существование , движение и взаимодействие заряженных частиц. Вместе с тем это – важная, обширная и интересная отрасль науки. Возникла она давно: в древние времена.

Я в электричества страну

Всех приглашаю вас.

Итак, пожалуй, я начну,

Послушайте рассказ.

Весну сменяет лето,

И как –то Фалес из Милета

Открыл внезапно, что о мех

Янтарь, потёртый, может всех

Нас  удивить: способен он

Тела притягивать. Потом

И Гильберт это подтвердил…. ( Н.В. Мазуркевич).

Фалес Милетский(640- 550 лет до н.э.)- древнегреческий учёный , живший в г. Милете. Он открыл, что окаменевшая смола хвойных деревьев- янтарь, потёртая о мех, приобретает свойство притягивать  к себе  мельчайшие и лёгкие предметы.  На это открытие его  натолкнула дочь, которая пряла на янтарном  веретене.

Уильям Гильберт (1544-1603)- английский физик, придворный врач  английской королевы Елизаветы. Он провел более 600 опытов  по изучению электрических и магнитных явлений.

Вступительное слово (дети).

Электричество кругом,

Полон им завод и дом

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме  «живут»,

 А  если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогаю,

Жизнь кординально  облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам  обращено,

Всех проводов «величество»

Зовётся ……(электричество).

 Проявим нынче мы уменье,

Законы объясним, явления,

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работы за мгновение

Эксперименты проведём

И победителей найдём!

Начинаем конкурс «Дальше, дальше» (5мин).

Я задаю вопрос, отвечает тот , кто знает. За каждый правильный ответ  начисляется один балл. Если не знают ответа , говорят  «Дальше, дальше». Вопросы  задаю по очереди.

Баллы подсчитывает жюри.

1.Электрическим током  называется - (упорядоченное движение заряженных частиц)

2. Каким зарядом обладает  тело, с которого «ушли»  несколько электронов?(положительно заряженный ион)

3.Как  называется  чертёж, на котором  изображено соединение  электрических приборов? (схема)

4.Чем измеряют силу тока? (амперметром)

5. От каких величин зависит  сопротивление проводников? (площади поперечного сечения, длины проводника,  удельного сопротивления проводника)

6.Прибор, который изменяет силу тока. (реостат)

7.Каким прибором измеряют работу электрического тока? ( счетчик)

8. Формулировка основного закона для участка  электрической цепи.(сила тока  в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)

9.Какое направление принято  за направление  электрического тока? ( направление от положительного полюса  источника тока к отрицательному)

10.Какая величина одинакова при параллельном соединении проводников? ( напряжение)

11.Как включают в цепь вольтметр?(зажимы  вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение)

12.Что измеряют ваттметром? (ваттметр)

13.В ядре атома  находятся…(протоны и нейтроны)

14.Одноимённые заряды….(отталкиваются)

Второй конкурс.   На доске физические термины:   1) мощность тока,  2) сила тока, 3) напряжение, 4) диэлектрик ,  5) аккумулятор,  6) протон.  На столах у  учащихся находятся  карточки с цифрами от 1 до 6. Отвечая на вопрос ,они должны поднять  номер с цифрой правильного ответа.

Задаю вопросы  к этим терминам.

1.Как называется вещество, не проводящий электрический ток.(4)

2.Количество заряда, проходящее через поперечное сечение проводника.(2)

3.Работа тока, совершаемая за 1с. ( 1)

4.Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд (6).

5.Работа тока по перемещению заряда 1Кл.(3).

Третий конкурс.  Даны формулы 1 )  A=UIt  2 )  I=U|R  3)  R=pl\s  4 ) U =I\R  5)  Q= I2Rt  6 ) I=I1+I2

Вопросы к заданию.

  1. Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи? (2)
  2. По какой формуле  можно рассчитать работу электрического тока. (1).
  3. Какая запись  выражает закон распределения сил токов в параллельно соединённых проводах? (6)
  4. Какая формула  даёт возможность определить сопротивление проводника электрическому току, не включая его в цепь? (3)
  5. Пользуясь какой формулой , можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводниках. (5)

 Четвёртый конкурс. На доске фамилия учёных.

  1. Паскаль Б. 2. А. Вольта, 3. Э.Х.Ленц,  4. А.Н.Лодыгин, 5.П.Н.Яблочков, 6. Б.С. Якоби.

Вопросы  к заданию.

1.Кто открыл закон теплового действия тока? (3)

2.Кто изобрёл электрическую лампочку?  (4)

3.Кто изобрёл гальванопластику?  (2)

4. Кто изобрёл первый источник длительного электрического тока в виде 20 пар  медных и цинковых кружков , разделённых кружками суконными, смоченные солёной водой?  (6)

5.В 1876 году улицы Парижа  были впервые освещены с помощью электрических свечей. Парижане назвали их «русским» светом. Кто автор этого изобретения?   (5)

Пятый конкурс.   На столе стоят приборы:  1)  Реостат,  2)  Вольтметр, 3)  Амперметр, 4)  Манометр, 5)  Аккумулятор, 6)  Электрометр.

Вопросы. Какой прибор:

  1. Измеряет напряжение в цепи.  (2)
  2. Определяет наличие и значение  электрического заряда.  (6)
  3. Изменяет силу тока в цепи.  (1)
  4. Служит  источником тока.   (5)
  5. Не применяется в электротехнике.   (4)

Шестой конкурс.  На столах у учеников приборы: источник тока,  резистор,  амперметр,  вольтметр,  ключ ,  соединительные провода.

Задание: Собрать электрическую цепь и нарисовать схему этой цепи.

 Седьмой  конкурс. « Люблю задачи Я».

Задача№1.   При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций  телевизора 50мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?   (24кОм)

Задача №2  Электрическая плитка при силе тока 5А за 30 минут потребляет 1080 кДж энергии.  Рассчитайте сопротивление плитки.   (24Ом)

Восьмой конкурс: «Логическая цепочка».  Покажите, какие изменения  нужно произвести в порядке расположения карточек, чтобы  «цепочка» получилась верной.

Вариант 1. 1.Протон. 2. Ядро. 3. Молекула,  4. Атом. Ответ:  Поменять местами 3и4.

Вариант 2. 1.  1В, 2. 1кВ, 3. 1гВ 4. МВ.                              Ответ:  Поменять местами 2и3.

«Верны ли  утверждения»:

1.Сила тока измеряется в вольтах.  (Н)

2.Одноимённые заряды притягиваются, а разноимённые – отталкиваются.  (Н)

3.Сила тока зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника. (Д)

4. Работа измеряется в Джоулях. (Д)

5. Электрический счетчик измеряет  силу тока, протекающего по цепи. (Н)

6. Чем больше потребителей включено в цепь параллельно , тем больше сопротивление такой цепи.  (Н).

 Если утверждение верно   поднимаем карточку №5,  неправильно № 2.

Следующий конкурс:  На  доске изображены  схемы электрических цепей.

1                                                                                                   4

        

2                                                                                                    5

3                                                                                                      6

Вопросы к заданию.

  1. В какой цепи можно  изменять силу тока? (4)
  2. Где можно  измерить силу тока? (6)
  3. В какой цепи лампочку можно  включить из двух разных  мест?  (1)

      4.Какая цепь застрахована от короткого  замыкания? (2)

Продолжаем работу с электрическими цепями. Найдите  ошибку  в  каждой из приведённых схем

  1.                                                                                   2.

 

             3.

  Ответы. 1. Неправильно подключён вольтметр.

                       2.Поменять  местами   вольтметр и амперметр.

                       3.Нет источника тока.

Последний конкурс.  Обычно учёных мы знаем  по их  фамилии, а знаем ли имена этих учёных?

Выставлены карточки  с мужскими именами.

  1. Эрнест, 2)  Михаил, 3) Юрий , 4) Георг, 5)  Борис, 6)  Сергей.

Вопросы.

  1. Имя первого русского  академика. (2)
  2. Имя учёного, который открыл один из основных законов  электрического тока, зависимость  между силой тока, напряжением и сопротивлением. (4)
  3. Имя учёного, который много сделал  для внедрения в жизнь  и практику идей  Эдуарда Константиновича Циолковского. (6)
  4. Имя первого космонавта Земли. (3)

Финал.

Составить  слова физического содержания, относящиеся к теме: «Электричество» из слова   КОСМОНАВТИКА.     (ток, космонавт, Ом, атом,  ион, …)

Подвожу итоги: Заключительное слово. Победитель  получает отметку 5.

Летят года за годом год

Наука движется вперёд.

И мысль в научный мир приходит,

Искра на молнию походит.

И утверждает Франклин  тут же:

Громоотвод народу нужен.

Без суеты и без вопросов,

Чтоб сущность молнии познать,

Великий гений Ломоносов

С коллегой Рихманом опять

Проводят опыты свои

От ночи тёмной до зари

Кулон весы изобретает

Зарядов силу измеряет

Как ток с магнитной стрелкой дружит.

Эрстед однажды обнаружит.

Ампер и Джоуль, Георг Ом-

Все лишь о токе, лишь о нём.

Всегда сказать своё слово

Наука русская готова.

Лодыгин. Яблочков, Петров

Свой след оставили. Вот! Вот!

Гордится ими вся страна :

И помнит мир те имена! (Н.В. Мазуркевич)

Спасибо за игру.

Использованная литература .    К уроку повторения в 8 классе.

1.Каричкий С.Е. Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей – М,: Просвещение, 1974г.

2. Перышкин А. В. Учебник для общеобразовательных школ. Физика 8.-М,: Дрофа 2007г.

3. Мокрова поурочные планы «Физика. 8 Класс» Пособие для учителя – Волгоград: Учитель-АСТ 2003г.

4. Тимонина А.Б. Игра  « Звёздный час»- Ж: Физика в школе  №6 1998г.

5.МазуркевичН.В. В мире науки об электричестве. Ж: Физика в школе №7 2006.

6. Нигматулина Г.Х. Электрические явления , урок повторения. Ж: Физика в школе № 8

2008г.

Задача №1

U  =1,2 кВ                                  I=U\R    R=U\I       R=1,2*103:50*10-3=24*103Ом = 24кОм

I = 50мА

R  -?                         Ответ :24кОМ

 

Задача №2

 

I=  5А                                        A= UIt     F=I2Rt       R=A\I2t

                                                   R =1080*103\25*18*102 =5400\25*9=24Ом

t=30мин=1800с

A=1080кДж=1080*103Дж

R-?                                               Ответ: 24 Ом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Урок Повторение 6 класс Имя существительное

Повторение и обобщение изученного об имени существительном.                                        ...

Урок повторение 5 класс - турнир

Автор предлогает урок повторение по теме Древний Восток в форме турнира...

Урок повторения 6 класс

Урок повторения 6 класс...

"Решение уравнений. Разложение многочлена на множители". Урок - повторение. (7 класс)

Урок в презентации. Повторение пройденного мтериала за 7 класс: решение уравнений, разложение многочлена на множители....

Анализ урока "Повторение" 2 класс

Анализ открытого урока Поиграем? Споем? 2 класс...